Стихи русских поэтов о природе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по пейзажной лирике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_russkih_poetov_o_prirode.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи русских поэтов о природе

5 класс

1 УРОК. Введение в мир природы. Стихотворение И.С. Никитина «Лес». Для вступления выбираем Путешествие по календарю. Звучат известные стихотворения о природе. Использование картин о природе.

- Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Продолжим описание так, чтобы оно соответствовало состоянию сегодняшней природы. Вот как передают природу и ее состояние художники. Показ презентации и картин художников. И.И. Шишкин «Зима». И.Э. Грабарь «Февральская лазурь». Какие стихотворения вы знаете о зиме? Звучат 2-3 стихотворения о зиме. Видите, поэты изобразили зиму по-разному. Ведь у нее, как у любого времени года, каждый месяц и день неповторим. Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Какие стихи о весне вы знаете? Прослушаем одно. Пройдем по страницам календаря дальше. Это подведет учащихся к восприятию стиха И.С. Никитина «Лес». Лес. Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. Вспомним художника И.И. Шишкина, которого называли певцом леса. Выставка картин художника. Картины «Сосновый лес», «Лесные дали», «Деревья».  «Лес шумит» - так называется рассказ В.Г. Короленко. «Русский лес» - название романа Л.М. Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы. Как вы думаете, почему лес становился так часто героем произведений искусства?  Конечно, прекрасный русский лес – красота, богатство и гордость нашей страны. С ним связана судьба народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны. И это еще не далеко все. Что получал и получает человек от леса? Чистоту воздуха. Чистоту рек. Защиту полей от ветра. От разрушения почвы. Радость. Отдых. Красоту. До чтения стиха Никитина просим учеников описать лес в солнечный день. Во время грозы. На закате солнца. А теперь посмотрим, какой откроется нам красота русского леса в стихотворении поэта середины 19 века И.С. Никитина. Чтение стихотворения. Описывать лес можно по-разному. Глазами охотника, выслеживающего добычу. Человека, который пришел в лес отыскать редкое дерево или цветок. Что можно сказать об авторе этого стихотворения? Поэт относится к лесу – как к кому? Как к другу. Докажите это, используя текст стиха. В самом начале стиха обращение к лесу на «ты». В первых двух строках, какие повторяются звуки?  Что они нам напоминают? Звуки «ш, з, с» создают звуковую картину. Вызывают в памяти шум леса. А нет ли строк, которые доказывают любовь поэта к лесу?  Выражение «Как я любил». Автор любуется лесом. Привык понимать его язык. Слово «величавый» - это гордость, уважение, как с старшему сильному другу. Перечитаем первую часть, чтобы передать эти чувства. Вторая строфа. В какую пору описан в ней лес? Почему «Краса угрюмая природы»? это лес во время грозы. Но и в это время лес красив суровой, гордой красотой. Какой глагол употребляет автор, что лес в борьбе?  Глагол «спорил». Перечитаем строфу, чтобы передать восхищение угрюмой силой богатыря леса. Леса, борющегося с непогодой. Третья строфа. Самая трудная. В какой момент описывает автор лес? На закате солнца, когда оно вот-вот скроется за горизонтом. Объясните слово «пурпур»? Это темно-красный цвет. Покажем репродукцию картины художника Н.М. Романдина «Последний луч». Найдите общее в этой картине и строфе поэта. Четыре последние строчки стиха точно описывают картину художника. Видите, и поэт, и художник нашли общие детали для описания леса на закате и один красками, другой словами нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой.  Отработка выразительного чтения стихотворения.  Зачем нужно защищать природу? Лес? Стихотворение Никитина еще раз позволило нам увидеть, как прекрасен и могуч русский лес. Не удивительно, что поэт пишет о нем с восхищением и гордостью. А всегда ли таким является наше отношение к природе? Вспомним, когда мы говорили, то часто звучал глагол «дать, давал, дает». Лес дает красоту. Защиту. Радость. Мы привыкли потреблять, пользоваться дарами леса, природы, запасы которой долго казались бесконечными. Но нельзя только брать ничего не давая взамен. И мы уже чувствуем последствия такого обращения с природой. Привести примеры такого грустного итога. Загрязнение воздуха. Вырубка леса. Оскудение природных ресурсов. Исчезновение или угроза исчезновения зверей, птиц из-за варварских вырубок, неразумного использования. Часто нам кажется, что эти факты не имеют к нам никакого отношения. Мы ведь не руководители промышленных предприятий. Не строители. Не лесорубы. Уж мы-то лес любим. Понимаем его красоту. Негодуем по поводу его разорения. Правда? Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред природе? Непогашенный костер, грязная бумага, консервные банки, оставленные туристами. Угроза ландышу, можжевельнику. Через некоторое время каждый выберет себе дело на этой земле. И не исключено, что за партами сейчас сидят будущие проектировщики, инженеры, работники химических заводов. И разве только они? Мы все обязаны бороться с разрушением природы. Делать все возможное для ее защиты. Чтобы спустя десятилетия, можно с восхищением и гордостью обратиться к нашему зеленому другу словами поэта:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. Возможно, написать сочинение о природе.

2 УРОК. Работа над стихами И.А. Бунина и А.Н. Плещеева. Анализ стиха «Густой зеленый ельник у дороги» продолжит разговор о красоте и хрупкости природы. Чтение стиха. Что их больше всего заинтересовало? Взволновало при чтении? Какая картина предстает при чтении первой строфы? Темный ельник. Белоснежная равнина. На ней видны следы. И олень. Как автор описывает оленя? А сумеем ли мы это сделать? Перечитаем следующие строки. Представим и расскажем о случае в лесу. Ребята превращаются в следопытов. Сначала олень спокойно пасся в лесу. Он много натоптал тропинок. Обратим внимание на звукопись «т, п». Перестук тяжелых оленьих копыт. Потом олень погнул ветку. Добрался до верхней. Вверху более сладкая кора и ветки. Оставил на этом месте много упавших хвоинок. После этого размеренный и редкий след оленя. И вдруг прыжок. Что случилось? И детали далее «следы собак». Олень убегает от погони. Чтение последней строфы. Говорится ли прямо в этой строфе о судьбе оленя? Какие слова заставляют верить, что олень спасся? Слова «легко, бешено». Олень красив и могуч, мы верим в его спасение. Какое чувство звучит в последней строфе? Радость. Но только ли? Где строка, в которой выражена основная мысль стиха? Последняя. Поэт радуется, что красота ушла от смерти. Но есть и тревога. Ведь иногда красоте не удается спастись. Злой выстрел, сорванный цветок, загубленное деревце, растоптанный муравейник – это не уничтожение красоты? И не всегда природа может постоять за себя. Природа нуждается в нашей защите, заботе, помощи. Чтение стиха еще раз. Стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Пройдет зима, и ласковое солнце, шум ручьев, таяние снега, радостные крики птиц, возвращающихся с юга, возвестят о приходе весны. С каким чувством мы ждем ее приближение? Почему радуемся, ее ожидая? Вот как описал приход весны А.Н. Плещеев. Чтение стиха. Весна у Плещеева – ясная, вполне доступная уже при первом чтении. После чтения определяем поэтический настрой стиха. Репродукции И.И. Левитана «Весна – большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.Н. Бакшеева «Голубая весна». Б.Н. Щербакова «Март. Переделкино» и «Начало весны. Этюд». Какие картины изображают то же время весны? Те же приметы? То же состояние человека, что и в стихе? Больше всего совпадает картина В.Н. Бакшеева и в обеих картинах Б.Н. Щербакова: тающие снега, ручьи, чистое голубое небо, ощущение света, радости и надежды. Как вы понимаете слово «лазурь»? какой картине больше всего соответствует строчка «чиста небесная лазурь»? чтение первых двух строф. Стараясь читать так, чтобы слушатели увидели яркий солнечный день ранней весны. Последняя строфа. Какое чувство и настроение в ней передано? Выделяем ключевые слова: сердце сильно, стучит, ждет, счастье, унесла, заботы. Выразительное чтение стиха. На уроке нужно использовать задания творческого характера: найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня, дерева за окном, тучи, неба, листочка.

3 УРОК. Стихи А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой». Картины «Рожь» И.И. Шишкина и А.К. Саврасова. В какое время поспевает рожь? Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, на небе ни облачка. Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать: июльский день – жаркий (знойный, долгий, длинный, бесконечный); солнце – яркое, печет; ночь – короткая. Чтение стиха. Далее выбрать из записанных слов те, которые лучше всего передают чувства поэта, с их точки зрения: восхищение, торжество, восторг, преклонение перед величием и красотой природы. Вывод: эти слова помогают понять чувства поэта, выраженные в стихотворении. Перечитайте первую строфу. Какие строки заканчиваются созвучными (похожими по звучанию) окончаниями? Найдите строчку, внутри которой есть эти созвучия? Можно познакомить с внутренней рифмой. («И от нивы и до нивы»). Как благодаря этому звучит строфа? Какие звуки повторяются в первой строчке? Что напоминает вам их звучание? Чтение так, чтобы все услышали шелест поспевающих ржаных колосьев. Какие звуки особенно часто звучат в следующих строчках? Жесткие шипящие и свистящие в начале строфа сменяются плавными «в, л». После это снова читаем строфу вслух. Может быть, поэтому композитор П.И. Чайковский назвал Фета не просто поэтом, но поэтом-музыкантом, хотя Фет никогда не писал музыки. В этом стихе есть необычные выражения, не употребляющиеся в обычной речи. Найдите их. Как вы их понимаете? Какие картины представляете?  Пояснение строки:

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Какая картина предстает после прочтения этих строк? Поможет картина А.К. Саврасова «Рожь»: желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ветер назван «прихотливым». Это слово здесь многозначно. Вспомним, как Елисей обращался к ветру в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Такой же ветер – свободный, своевольный – в стихе Фета. Неприхотливый – простой, безыскусственный. А ветер в стихе Фета – настоящий художник: он плавными волнами проходит по полю, склоняя и распрямляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.  Пояснение других сложных образов:

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Напомним, что ночи в июле короткие. День кажется бесконечным, а солнце скрывается, уступая место ночи, лишь на несколько коротких часов. Мы не удивляемся, читая в сказках, былинах, такие выражения: «Он направо махнет – будет улица, налево махнет – переулочек». Чтобы передать величие природы русский народ часто использовал преувеличения. А в стихе Фета мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа живет и действует. И «огнедышащее око» - солнце отдыхает совсем немного, чтобы снова приняться за свою работу, такую необходимую природе. Урожаю. Человеку. Далее картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Описание картины. Как изменилась природа в ожидании грозы? Что чувствуют дети? Вспомните, что вы испытывали перед грозой? Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело». С каким настроем пишет поэт о грозе? Есть описание одного момента грозы? Перечитайте строки, в которых дано приближение грозы. Как нарастает напряжение в природе? С помощью каких слов автор показывает, что природа испытывает те же чувства, что и человек? Как описано начало грозы? Как передать в чтении ее нарастание?  (небольшое убыстрение темпа чтения, отчетливость, упругость произнесения коротких  слов четвертой строфы, чтобы передать ритм дождя).  Аллитерация. (Проходящий через третью и четвертую строки звук «р» позволяет «услышать» грозовые раскаты) последняя строфа. Чтение. Какая картина предстает? Небо, затянутое тучами, темные грозовые облака. Последний косой луч показался в разрыве туч на мгновение, яркий разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Чтение всего стиха. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихов наизусть (по выбору).

3 УРОК. Конкурс на лучшее представление стихотворения о природе. Можно продолжить путешествие по временам года. По календарю. Стихотворения. Е.А. Баратынский «Весна». А.В. Кольцов «Косарь». Д.Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето». И.С. Никитин «Встреча зимы» и другие. Коллективное задание, разделив класс на 4-5 групп (можно по временам года 4). Могут в группы входить ученики, родившиеся в это время года. Конкурс-соревнование. Задания для групп:

Подготовить выразительное чтение стихотворения

Чем понравилось стихотворение?

Какое настроение в нем выражено?

Какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены?

Как эти слова помогают понять мысли и чувства автора?

Какие картины русских художников соответствуют теме стихотворения? Представление полотен. Презентация.

Написать мини-сочинение. Темы творческие: весна. О чем говорит весенняя сосулька?  и т.п.

После музыкальной заставки (Пьеса «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского), каждая группа представляет свое время года.  Оформление выставки картин. Можно украсить форму снежинками (зима), цветок  (лето) и т.п. Это могут быть кокошники, элементы костюмов, панно, собственные рисунки – фантазия.

Заканчивая изучение пейзажной лирики, напоминаем, какие стихи звучали. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще поэты умеют рисовать словами, как художники рисуют карандашом и кистью. Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается она, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постараемся стать такими!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи русских поэтов о природе.

Данная презентация содержит два стихотворения Ф.И. Тютчева и А.Н.Толстого, представленные в виде своеобразной раскадровки: строка - живописный образ....

Родная природа в стихах русских поэтов

Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией....

Презентация" Стихи русских поэтов о природе".

Презентация по литературе 6 класс....

Родная природа в стихах русских поэтов XIX века

Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и  художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...

Презентация к уроку по теме: "Стихи русских поэтов о природе"

Данная презентация поможет при анализе стихотворений...

Тема природы в стихах русских поэтов (изучение сквозных тем)

Данный урок разработан для учащихся 7 класса. На уроке рассматриваются стихотворения русских поэтов: Брюсова,  Есенина. Работа в группах позволяет проанализировать стихи, наблюдать, как сквозная ...