Родная природа в стихах русских поэтов XIX века
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Макарова Алефтина Владимировна

Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и  художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, проверка знаний и умений, полученных при изучении лирики, стимулирование творчества учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_stikhakh_russkikh_poetov_xix_veka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родная природа в стихах русских поэтов XIX века

Цель:

-  расширить сведения о русской поэзии 19 века

- Воспитывать эмоциональную культуру, художественный вкус

Задачи:

- работа над выразительным чтением;

- проверка знаний и умений, полученных при изучении лирики, оказание помощи в применении этих умений,

- стимулировать творчество учащихся

Оборудование:

- Запись с пьесами П.И.Чайковского из «Времен года»

- Портреты русских писателей;

- Репродукции картин по временам года;

- Выставка книг, детских рисунков

Эпиграф к уроку:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней.

                              Е.Баратынский

  1. Вступительное слово учителя.

В 5-м классе мы говорили о поэтах, которые писали о Родине. Неслучайно, вслед за темой Родины идет тема Природы. Чеовек живет и действует среди природы.

Русская природа вдохновляла не только поэтов, но и художников, и музыкантов.

  1. Запись в тетрадях темы урока и эпиграфа
  • Прочитав эпиграф, подумайте, действительно ли душа человека может изменяться и, сливаясь с природой, превращаться в ручей, птичку?

 Мне хотелось бы, чтобы вы поближе познакомились с поэтами, чьи стихи будем читать на уроке

Запись в тетрадь:

  1. Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892)

– краткая справка

  1. Майков Аполлон Николаевич (1821 – 1897)

– краткая справка

3.Никитин Иван Саввич (1824 – 1861)

– краткая справка

4.Баратынский Евгений Абрамович (1800 – 1844)

– краткая справка

5. Тютчев Федор Иванович (1803 – 1875)

– краткая справка

6. Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875 )

– краткая справка

7. Полонский Яков Петрович (1819 – 1898)

– краткая справка  о поэте

Удобнее стихи о природе рассматривать по временам года.  Начнем с осени – времени года так любимого поэтами.

- Как об осени писал А.С.Пушкин? ( ученик зачитывает)

А. Фет и А. Майков видят осенние картины по – своему.

1. А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»

2. А.Майков «Осень»

- Похожи ли стихи?

- Какое настроение создают ?

- С помощью каких выразительных средств достигается образ?

Услышали, как поэты словесно нарисовали это время года, а какими красками  художники выразили осеннее настроение?

  • Рассматриваем репродукции картин:

- Нестеров М.В. «Осенний пейзаж»

- Левитан И.И. «Золотая осень»

А как эта тема отражена в музыке П.И.Чайковского ( слушаем П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

- Передает ли музыка настроение? Какое оно? Какие образы возникают при прослушивании?

- А какой осень видим мы? (Дети читают стихи собственного сочинения)

За осеньюследует зима с её снегами, морозами и зимними праздниками. Ожидание этого времени года передает стихотворение И.С.Никинина «Встреча зимы»

- О чем это стихотворение?

- Как говорит поэт о приходе зимы? (найдите в тексте)

Посмотрите репродукции картин

  • Юон К.Ф. «Волшебница зима»
  • Кустодиев Б.М. «Масленица»

- Как изобразили художники зиму?

Красоту зимнего леса раскрывает А.Фет в стихотворении «чародейкою Зимою…»

- Какие слова и выражения помогают автору «сделать» волшебной обычную картину зимнего леса?

За зимой с её чудными картинами приходит весна с ярким солнцем, первыми капелями. Весна – веселье природы.

Рассматриваем репродукции картин  с весенними пейзажами:

  • Левитан И.И. «Весна. Большая вода»
  • Остроухов И.С. «Первая зелень»

- Что испытываем, чувствуем, глядя на эти картины?

Весна в стихотворении Е.Баратынского такая. (Ученик читает стихотворение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года.  Март»

- Ваше ощущение, настроение от услышанного?

И, наконец, - лето. Пора любимая всеми. Хотя, если почитать А.С.Пушкина, то увидим:

О , лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да комары, да мухи.

Посмотрим, как летняя тема звучит в стихотворении Ф.Тютчева «Неохотно и несмело…»

- Что происходит в природе? Найдите подтверждение в тексте.

Это время года у А.К.Толстого «Где гнуться над омутом лозы…»

- Есть ли среди картин, которые вы видите, (Поленов В.Д. «Заросший пруд», Пластов А.А. «Сенокос») похожая на то, о чем говорится в стихотворении?

Поэт, художник, музыкант отражают в своём творчестве то, что им близко, тот уголок природы, который им дорог.

У каждого из нас тоже есть свой уголок природы  ( Ребята зачитывают выдержки из своих сочинений «Мой любимый уголок природы»)

Наш урок подходит к концу.  Теперь, когда мы прослушали стихи, музыку, увидели картины, давайте ещё раз перечитаем эпиграф.

- А вы хотите так слиться с природой? Какой образ хочет принять ваша душа? Кем вы себя видите?

- А кем себя видят гости?

Наша душа сольётся с природой, если мы будем  соблюдать лирический совет Н.Рыленкова (стихотворение «Все в тающей дымке…»

  1. Заключительное слово учителя

Я верю, что вы душою живете в природе, я услышала это в ваших ответах.

Очень  хочу верить, что вы будете любить родную землю, будете ценить и защищать природу.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, которые прозвучали на уроке. Понравившееся - выучить наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Родная природа в стихах русских поэтов

Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...