Итоговая контрольная работа по литературе. 10 класс.
тест по литературе (10 класс) на тему

Анисимова Лариса Вячеславовна

Данная контрольная работа включает в себя  тестовые задания, задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом. Может послужить материалом для проверки знаний по теории и истории литературы, знания текстов художественных произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._10_klass._itogovaya_kontrolnaya_-_kopiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        ВАРИАНТ 1        

А1        Какой из жанров отсутствовал в литературе Киевской Руси ?

  1. поучения
  2. жития
  3. летописи
  4. светские повести

А2        Классицизм – это

  1. жанр художественного произведения
  2.  литературное направление
  3. род литературы
  4. исторический период

А3        Строки М.В.Ломоносова : «…но кто он был таков, /Гласит сей град и флот, художества и войски, /Гражданские труды и подвиги геройски» – прославляют:

  1. Петра I
  2. Павла I
  3. Екатерину I
  4. Александра I

А4        Какие черты классицизма сохранились в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (найти лишнее)

  1. говорящие  фамилии
  2. наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених
  3. соблюдение принципа трёх единств
  4. конфликт поколений

А5        С каким литературным направлением связано творчество Н.М.Карамзина?

  1. классицизм
  2. сентиментализм
  3. романтизм
  4. реализм

А6        К какому жанру относятся произведения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака», «Олег Вещий», «Дмитрий Донской»?

  1. баллада
  2. ода
  3. поэма
  4. дума

А7        Для какого литературного направления характерно изображение героя – человека неистовых страстей, выделяющегося над толпой, мечтательно устремленного в будущее, в «мир небесных идеалов» (В.Г.Белинский)?

  1. сентиментализм
  2. романтизм
  3. критический реализм
  4. классицизм

А8        Из какого произведения В.А.Жуковского эти строки?

        Раз в крещенский вечерок

        Девушки гадали:

        За ворота башмачок,

        Сняв с ноги, бросали.

  1. «Людмила»
  2. «Лесной царь»
  3. «Светлана»
  4. «Вечер»

А9        Какое произведение читал А.С.Пушкин на лицейском экзамене?

  1. «Городок»
  2. «Лицинию»
  3. К другу – стихотворцу»
  4. «Воспоминания в Царском Селе»

А10        Какое произведение А.С.Пушкина не относится к романтическим?

  1. «Деревня»
  2. «Узник»
  3. «Цыганы»
  4. «Погасло дневное светило…»

А11        О чём мечтает в начале поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» её герой Евгений?

  1. о счастливой семейной жизни
  2. о высоком общественном поприще
  3. о славе поэта
  4. о богатстве и власти

А12        В рассказ о жизни одного из героев романа «Евгений Онегин» включено такое описание природы:

        Уж небо осенью дышало,

        Уж реже солнышко блистало,

        Короче становился день,

        Лесов таинственная сень

        С печальным шумом обнажалась…

О каком персонаже идёт речь?

  1. Ленский
  2. Татьяна
  3. Онегин
  4. Автор – персонаж

А13        Ниже перечислены включенные в роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» повети:

        А) «Тамань»

        Б)  «Княжна Мэри»

        В) «Бэла»

        Г) «Фаталист»

        Д) «Максим Максимыч»

Укажите порядок следования повестей в романе.

  1. Б, В, А, Г, Д
  2. В, Д, А, Б, Г
  3. В, Б, Д, Г, А
  4. Д, А, Б, В, Г

А14        Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В.Гоголля «Мёртвые души»:

        «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Чей это портрет?

  1. Манилова
  2. Собакевича
  3. Ноздрёва
  4. Плюшкина

А15        Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н.Островского «Гроза»:

        «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много – много.»

Кому принадлежат эти слова?

  1. Варваре
  2. Феклуше
  3. Глаше
  4. Катерине

А16        Какой датой обозначено начало действия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

  1. 1848 г.
  2. 1859г.
  3. 1861г.
  4. 1862г.

А17        Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И.Тютчева:

        Ещё природа не проснулась,

        Но сквозь редеющего сна

        Весну прослышала она

        И ей невольно улыбнулась…

Какой приём использован поэтом?

  1. гротеск
  2. олицетворение
  3. антитеза
  4. сравнение

А18        С кем боится встречи герой Ф.М.Достоевского Раскольников в 1 главе первой части романа?

  1. с Разумихиным
  2. с Порфирием Петровичем
  3. с квартирной хозяйкой
  4. со старухой- процентщицей

А20        Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежат эти слова: «Ещё два письма пропущу, а третье прочту <… > боюсь, много вздору пишете. Третье прочту»?

  1. князю Андрею
  2. князю Василию
  3. графу Ростову
  4. князю Николаю Болконскому        

В1        Как называется трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

В2        Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие.

В3        Назовите элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

В4        Кому посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»?

В5         Кого из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать «новым человеком»?

В6        Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» характеризуется следующим образом: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» ?

В7        Восстановите пропущенное слово в отрывке из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь,-------------»,- равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

В8        В каком персонаже романа Ф.М.Достоевского отражена тема «маленького человека»?

В9        О каком сражении, описанном в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» идет речь в следующем отрывке: «Неужели это смерть? - думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося чёрного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю землю, воздух…»

В10        Напишите фамилию автора указанных произведений: «Самоотверженный заяц», «Карась – идеалист», «Коняга».

                        

Напишите развёрнутый ответ на выбранный вами вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки. В ответе (с опорой на знание текста) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При анализе текста (прозаического или стихотворного) определите роль художественных средств, чувства, настроения персонажа, лирического героя.  

С1        Каково значение образа Захара в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

С2        Дайте анализ, восприятие, истолкование и оценку стихотворения М.Ю.Лермонтова?

        Из-под таинственной, холодной полумаски

        Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.

        Светили мне твои пленительные глазки

        И улыбалися лукавые уста.

        Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

        И девственных ланит, и шеи белизну.

        Счастливец ! видел я и локон своевольный,

        Родных кудрей покинувший волну !..

        И создал я тогда в своём воображенье

        По лёгким признакам красавицу мою;

        И с той поры бесплотное виденье

        Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

        И всё мне кажется: живые эти речи

        В года минувшие слыхал когда-то я;

        И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

        Мы вновь увидимся, как старые друзья.

С3        По какому принципу герои Л.Н.Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

                ВАРИАНТ 2        

А1        Подражанием какому произведению является «Задонщина»7

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Сказани о Мамаевом побоище»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

А2        Какая черта классицизма прослеживается в следующих строчках М.В.Ломоносова:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

  1. обращение к античным образам
  2. тема Родины
  3. образ Петра I
  4. стихотворный размер

А3        Что такое эзопов язык?

  1. художественное преувеличение
  2. иносказание
  3. художественное сравнение
  4. речевая характеристика персонажа

А4        Кто являлся создателем теории о трёх «штилях»?

  1. Тредиаковский
  2. Сумароков
  3. Пушкин
  4. Ломоносов

А5        Назовите имя писателя, историографа, автора «Истории государства Российского».

  1. В.А.Жуковский
  2. Н.М.Карамзин
  3. А.С.Пушкин
  4. И.А.Крылов

А6        Какой художественный приём положен в основу отрывка из стихотворения В.А.Жуковского «К ней»:   Имя где для тебя?

        Не сильно смертных искусство

        Выразить прелесть твою!

  1. метафора
  2. метонимия
  3. сравнение
  4. инверсия

А7        Какие произведения А.С.Пушкина можно отнести к вольнолюбивой лирике:

                А) «Лицинию»

                Б) «Узник»

                В) «Памятник»

                Г) «На холмах Грузии…»

                Д) «Поэт и толпа»

                Е) «К Чаадаеву»

  1. А,В,Д
  2. Б,Е
  3. А,Б,Е  
  4.  В,Д,Е

А8        О какой героине романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин идёт речь: «Она любила Ричардсона, /

Не потому, чтобы прочла, / Не потому, чтоб Грандисона / Она Ловласу предпочла…»?

  1. Татьяна
  2. Ольга
  3. Мать Татьяны и Ольги
  4. Княжна Алина

А9        В какой из повестей А.С.Пушкина затрагивается тема «маленького человека»?

  1. «Метель»
  2. «Гробовщик»
  3. «Выстрел»
  4. «Станционный смотритель»

А10        С какой целью М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» нарушает хронологию?

  1. стремление к оригинальности
  2. пробудить интерес читателя к герою
  3. главы публиковались по мере написания
  4. постепенное – «от внешнего к внутреннему» – раскрытие характера главного героя

А11        Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:

 «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное появлению на поверхности вод утопающего…»

Чьё это описание?

  1. Плюшеина
  2. Чичикова
  3. Ноздрёва
  4. Коробочки

 

А12        К какому литературному жанру можно отнести пьесу А.Н.Островского «Гроза» (по определению автора)?

  1. драма
  2. трагедия
  3. комедия
  4. трагикомедия

А13        О каком персонаже романа И.А.Гоичарова «Обломов» идет речь: «Жизнь в его глазах разделялась на две половинки: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом»?

  1. Тарантьев
  2. Обломов
  3. Штольц
  4. Захар

А14        О каком персонаже поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» идёт речь: «Как ни просила вотчина, / От должности уволился, / В аренду снял ту мельницу, / И стал он пуще прежнего / Всему народу люб…»

  1. Гриша Добросклонов
  2. Ермил Гирин
  3. Яким Нагой
  4. Павлуша Веретенников

А15        Кто из поэтов «чистого искусства» стремился передать не столько мысли и чувства, сколько «летучее настроение»?

  1. А.Фет
  2. А.Майков
  3. Ф.Тютчев      
  4.  Я.Полонский

 А16        Какой момент в биографии героя романа И.С.Ттургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова стал переломным для осознания им своей личности?

  1. разрыв с Аркадием
  2. спор с П.П.Кирсановым
  3. посещение родителей
  4. любовь к Одинцовой

А17        С кем из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решительно разрывает отношения?

  1. Свидригайлов
  2. Лужин
  3. Заметов
  4. Лебезятников

А18        Выстройте данные понятия по возрастающей:

А) ирония

Б) сатира

В) сарказм

Г) гротеск

Д) юмор

1) А,Б,В,Г,Д

2)  Д,А,Б,В,Г

  1. В,Д,Г,Б,А
  2. Г,А,Б,Д,В

А19        Какое из произведений не принадлежит Салтыкову-Щедрину?

  1. «Вяленая вобла»
  2.  «Карась – идеалист»
  3. «Волк на псарне»
  4. «Орёл – меценат»

А20        О каком персонаже романа Л.Н.Толстого «Война и мир» идёт речь: «…знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода» 7

  1. Безухов
  2. Болконский
  3. Багратион
  4. Кутузов

В1        Определите стихотворный размер:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

        (А.С.Пушкин.)

В2        Как называются не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в произведение?

В3        О ком из героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени идёт речь: «…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист, а вместе с этим и поэт<…> Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. <…> Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета»?

В4        Назовите романы И.С.Тургенева, предшествующие роману «Отцы и дети».

В5        Из какой поэмы Н.А.Некрасова взяты следующие строки:

Ой, полна, полна коробушка,

Есть и ситцы, и парча.

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

В6        Охарактеризуйте рифму во 2 и 4 строке стихотворения А.А.Фета.

Ярким солнцем  в лесу пламенеет костёр,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившихся хор,

Раскрасневшись, качается ельник.

В7        Кому из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит высказывание: «Возлюби прежде одного себя, ибо всё на личном интересе основано»?

В8        Кому принадлежат произведения «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши»?

В9        Назовите жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений.

В10        Кому из героев романа Л.Н.Толстого привезли в подарок портрет сына?

                

Напишите развёрнутый ответ на выбранный вами вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки. В ответе (с опорой на знание текста) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При анализе прозаического или стихотворного текста определите роль художественных средств, чувства, настроения персонажа, лирического героя.

С1        Почему «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе?

С2        Дайте анализ, восприятие и оценку стихотворения А.С.Пушкина.

        ТЕЛЕГА ЖИЗНИ

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл!……

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

1823г.

С3        Какую роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» играет эпилог?

                ВАРИАНТ 3        

А1        Героями какого фольклорного жанра являются богатыри?

  1. сказка
  2. песня
  3. былина
  4. легенда

А2        Кто является автором следующих строк:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

  1. Фонвизин
  2. Державин
  3. Ломоносов
  4. Пушкин

А3        Какие художественные особенности не характерны для литературы классицизма?

  1. высокая гражданская тематика
  2. строгое соблюдение определенных творческих норм и правил
  3. обращение к образам античности
  4. внимание к внутреннему миру, чувствам человека

А4        Как называется литературное течение, возникшее во второй половине 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

Чьё творчество связано с этим направлением?

  1. романтизм. Жуковский
  2. предромантизм. Батюшков
  3. романтизм. Карамзин
  4. сентиментализм. Карамзин

А5        Кто из поэтов не обращался к переводу оды Горация «К Мельпомене»?

  1. Жуковский
  2. Ломоносов
  3. Державин
  4. Пушкин

А6        Какое произведение А.С.Пушкина не относится к драматическим?

  1. «Борис Годунов»
  2. «Пиковая дама»
  3. «Моцарт и Сальери»
  4.  «Каменный гость»

А7        Какое стихотворение А.С.Пушкина можно отнести к романтическим?

  1. «Деревня»
  2. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  3. «Пророк»
  4. К морю»

А8        В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:

Соседи съехались в возках,

В кибитках, бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…

К какому персонажу относится этот эпизод?

  1. Автор
  2. Онегин
  3. Ленский
  4. Татьяна

А9        Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову?

  1. «Парус»
  2. «Дума»
  3. «Бородино»
  4. «Смерть поэта»

А10        Какое произведение М.Ю.Лермонтова не является поэмой?

  1. «Маскарад»
  2. «Песня про купца Калашникова»
  3.  «Мцыри»
  4. «Демон»

А11        Кто из героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» даёт подробную характеристику умершим крепостным?

  1. Манилов
  2. Коробочка
  3. Плюшкин
  4. Собакевич

А12        От чьей руки погибает героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница»?

  1. Паратова
  2. Кнуроав
  3. Робинзона
  4. Карандышева

А13        Кто находит герою романа И.А.Гончарова «Обломов» новую квартиру?

  1. Штольц
  2. Тарантьев
  3. Алексеев
  4. Ильинская

А14        Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И.Тютчева:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

Какой приём использован автором?

  1. гипербола
  2. сравнение
  3. олицетворение
  4. метонимия

А15        На какие слои русского общества возлагает надежды герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базаров?

  1. крестьянство
  2. дворянскую аристократию
  3. патриархальное дворянство
  4. интеллигенцию

А16        В какое время года происходит действие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

  1. осень
  2. лето
  3. зима
  4. весна

А17        Едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом,:

  1. ирония
  2. гротеск
  3. сатира
  4. сарказм

А18        В чём заключается новизна реализма Н.А.Некрасова?

  1. в изображении картин жизни
  2. в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен
  3. в использовании приёма контраста при изображении жизни богатых и бедных
  4. во включении в свои произведения фольклорных мотивов

А19        Которая из героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир» названа «пустоцветом»?

  1. Элен
  2. Марья
  3. Соня
  4. Друбецкая

А20        Как называется часть художественного произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий?

  1. пролог
  2. развязка
  3. лирическое отступление
  4. эпилог

В1        Как называется трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге?

В2        Назовите элемент композиции, где изображается положение действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

В3        Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Медный всадник».

В4        Назовите фамилию, имя и отчество героя повести Н.В.Гоголя «Шинель».

В5        Какое средство художественной изобразительности присутствует во всех начальных строках следующих стихотворений Ф.И.Тютчева: «Как над горячею золой…», « В душном воздуха молчанье…», «Тени сизые смесились…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Есть и в моём страдальческом застое…»?

В6        Какой литературный жанр пародируется в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина?

В8        Назовите фамилию поэта, чьё изображение Петербурга напоминает изображение города в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

В9        Назовите фамилию автора романа «Что делать?»

В10        Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежит этот портрет: «…вошёл массивный молодой человек с стриженою головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»?

                        

Напишите развёрнутый ответ на выбранный вами вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки. В ответе (с опорой на знание текста) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При анализе прозаического или стихотворного текста определите роль художественных средств, чувства, настроения персонажа, лирического героя.

С1        Прочитайте фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Объясните смысл, художественное своеобразие, роль этого эпизода в произведении.

«Он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтобы он со своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета.»

С2        Какие общественно-политические события и факты биографии наложили отпечаток на мировоззрение и творчество М.Ю.Лермонтова?

С3        Почему И.С.Тургенев заканчивает линию Базарова в романе «Отцы и дети» смертью героя?        

 

        

        

 

                ВАРИАНТ 4        

А1        Кто из русских князей написал «Поучения»?

  1. Владимир Мономах
  2. Игорь Святославович
  3. Юрий Долгорукий
  4. Ольга

А2         Кто является автором приведенного ниже стихотворного отрывка?

Подай, Фелица, наставленье,

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

  1. Ломоносов
  2. Державин
  3. Крылов
  4. Радищев

АЗ        Что не включено в повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

  1. лирические отступления автора
  2. жестовый психологизм
  3. описания природы
  4. исторический контекст

А4        Назовите термин, которому дано следующее определение: «построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения».

  1. сюжет
  2. композиция
  3. система образов
  4. фабула

А5        Поэзию декабристов можно отнести к:

  1. сентиментализму
  2. реализму
  3. реакционному романтизму
  4. гражданскому романтизму

А6        Какое средство художественной выразительности не использованы в данных строках стихотворения В.А.Жуковского «Песня»?

Когда я был любим – в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт, - где счастья привиденье?

Ах, счастием моим любовь твоя была!

  1. риторические фигуры
  2. сравнение
  3. гипербола
  4. метонимия

А7        В каком из произведений действие происходит только в Москве?

  1. «Горе от ума»
  2. «Евгений Онегин»
  3. «Война и мир»
  4. Преступление и наказание»

А8        Каким стихотворным размером написан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

  1. четырёхстопный ямб
  2. шестистопный ямб
  3. хорей
  4. дактиль

А9        Кому из персонажей романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» принадлежат слова:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где верная жена

Грустит о недостойном муже,

И днём, и вечером одна…?

  1. Ленскому
  2. Дмитрию Ларину
  3. Онегину
  4. автору  

А10        Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова нельзя отнести к теме родины?

  1. «Жалобы турка»
  2. «Родина»
  3. «Молитва»
  4. «Прощай, немытая Россия…»

А11        Какое произведение Н.В.Гоголя не относится к романтическим повестям?

  1. «Вий»
  2. «Тарас Бульба»
  3. «Ночь перед Рождеством»
  4. «Шинель»

А12        Кто из критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в тёмном царстве»?

  1. Н.Добролюбов
  2. Д.Писарев
  3. Н.Чернышевский
  4. И.Гончаров

А13        О какой героине романа И.А.Гончарова «Обломов» идёт речь: «Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, … ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе…»?

  1. мать Обломова
  2. мать Штольца
  3. Ольга Ильинская
  4. Агафья Пшеницына

А14        Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорил о себе: «Клеймёный, да не раб»?

  1. Савелий
  2. Яким Нагой
  3. Ермил Гирин
  4. Гриша Добросклонов

А15        И.С.Тургенева  заслуженно называют «мастером русского пейзаже» .Каков характер пейзажа в финальной сцене романа (у могилы Базарова)?

  1. романтический
  2. социальный, реалистический
  3. психологический
  4. философский, символический

А16        Кто из поэтов 19 века не касается в своём творчестве социальной и политической проблематики?

  1. А.С.Пушкин
  2. М.Ю.Лермонтов
  3. Н.А.Некрасов
  4. А.А.Фет

А17        Какое из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина представляет собой семейную хронику?

  1. «История одного города»
  2. «Губернские очерки»
  3. «Господа Головлёвы»
  4. «Дикий помещик»

А18        Почему герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» после убийства не воспользовался награбленным?

  1. деньги не являлись главной целью преступления
  2. в спешке забыл взять деньги
  3. герой, спрятав деньги, не мог вспомнить место тайника
  4. все деньги ушли на похороны Мармеладова

А19        Сколько лет Наташе Ростовой, героине романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в I томе?

  1. 16 лет
  2. 20 лет
  3. 13 лет
  4. 18 лет

А20        Почему после Шенграбенского сражения  “князю Андрею было грустно и тяжело”? (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)

  1. ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться
  2. в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось
  3. после посещения батареи Тушина начали разрушаться его идеальные представления о подвиге
  4. его храбрость не была замечена Багратионом

В1        О каком правиле «трёх единств» говорится в отрывке из «Эпистолы о стихотворстве» А.П.Сумарокова:

Не сделай трудности и местом мне своим,

Чтоб мне театр свой имеючи за Рим,

Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину:

Всмотряся в Рим, я Рим так быстро не покину?

В2        Назовите приём художественного противопоставления характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.

В3         Назовите драматическое произведение А.С.Пушкина, основанное на событиях русской истории.

В4        О каком герое поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» идёт речь: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновение ока был там, спорил, заводил сумятицу за зелёным столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам»?

В5        Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» говорит о «жестоких нравах» города Калинова?

В6        К какому времени года относится развитие отношений героев романа И.А.Гончарова «Обломов» Обломова и Ольги Ильинской?

В7        Назовите автора «Записок охотника».

В8        Кому признаётся в своём преступлении герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

В9        Назовите жанр произведения Л.Н.Толстого «Война и мир».

В10        К какому году относится начало повествования произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»?

                        

Напишите развёрнутый ответ на выбранный вами вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки. В ответе (с опорой на знание текста) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При анализе прозаического или стихотворного текста определите роль художественных средств, чувства, настроения персонажа, лирического героя.

С1        В чём заключается художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-щедрина?

С2        Дайте анализ, восприятие , истолкование и оценку стихотворения Н.А.Некрасова.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени                Слышится крик у соседней полосыньки,

Всевыносящего русского племени                        Баба туда – растрепалися косыньки, -

Многострадальная мать!                                Надо ребёнка качать!

                                                        

Зной нестерпимый :равнина безлесная,                Что же ты стала над ним в отупении?

Нивы, покосы да ширь поднебесная-                Пой ему песню о вечном терпении,

Солнце нещадно палит.                                Пой, терпеливая мать!..

                                                        

Бедная баба из сил выбивается,                        Слёзы ли, пот ли у ней над ресницею,

Столб насекомых над ней колыхается,                Право, сказать мудрено.

Жалит, щекочет, жужжит!                                В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

                                                        Канут они – всё равно!

Приподнимая косулю тяжёлую,                        

Баба порезала ноженьку голую –                        Вот она губы свои опалённые

 Некогда кровь унимать!                                Жадно подносит к краям…

                                                        Вкусны ли, милая, слёзы солёные

                                                        С кислым кваском пополам?..

                                                            /1863г./

        

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....