Конспект урока литературы с применением информационно-коммуникативных технологий (5 класс)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Полосина Галина Владимировна

Урок литературы с применением информационно-коммуникативных технологий в 5 классе на тему " Сравнительная характеристика Жилина и Костылина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass._l.n._tolstoy.docx18.37 КБ
Файл literatura.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок с применением

информационно-коммуникативных технологий

 Литература 5 класс

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Учитель: Полосина Галина Владимировна

2017год

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Ход урока:

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд №1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

1. Повторение знаний теории литературы

- Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование?  Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

г) Эпизод и сюжет - одно и то же? 

Нет, эпизод  – одно событие, имеющее начало и конец.

д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

Главные, второстепенные и эпизодические.

Назовите главных героев.

Жилин, Костылин и Дина.

- А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

Слайд №2

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Слайд №3

Повествование:

Личное – от лица героя-рассказчика;

Безличное – от лица повествователя.

Слайд №4

Персонажи:

- главные;

- второстепенные;

- эпизодические.

- Вы согласны со своими ответами? (да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

Слайд №6

Война не сказка об Иване,

                                                                                                               И мы ее не золотим…

             Борис Пастернак.

- Прочитайте эпиграф.

- Почему война не сказка?

- Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

- В рассказе изображены два офицера.

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема  урока

Слайд №7

а). Приемы составления характеристики героев

- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?

Слайд №8

Приемы составления характеристики литературных героев:

- внешние черты (портрет);

- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

- характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за  урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Слайд №9

Что общего?

- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I. Портрет

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II. «Говорящая» фамилия

- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

- Какой наш герой? (слабый).

III. Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный.  «Дина» в арабском языке значит «вера».

- Во что верит Жилин?  (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

- Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:

- Рукодельничает;

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

- Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

Костылин – «смирный».

V. Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

(с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I. Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г). Значимость темы

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:  Слайд №10

Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.  О чем бы вы их спросили?

Слайд №11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература Урок в 5 классе Учитель: Полосина Галина Владимировна

Слайд 2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Слайд 3

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец

Слайд 4

Повествование Личное от лица героя-рассказчика Безличное от лица повествователя

Слайд 5

ПЕРСОНАЖИ

Слайд 6

«Война не сказка об Иване И мы её не золотим…» Борис Пастернак

Слайд 7

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Тема:

Слайд 8

Приёмы характеристики литературных героев Внешние черты (портрет) Поступки героя Отношение к другим людям Чувства Речь Характеристика героя другими действующими лицами

Слайд 9

Жилин Костылин Общее Различие I . Портрет II . «Говорящая» фамилия III . Поведение героев во время нападения татар IV . В плену V . Побег

Слайд 10

Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным » Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы вы их спросили?

Слайд 11

Полосина Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков: Литература, окружающий мир, математика, изо, технология письмо, физкультура

Здесь предложенны мои технологические карты по всем предметам во время прохождения практики...

План-конспект урока физики с применением презентации в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.Задачи урока:·         образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда...

Конспект урока №2 "Учебная мастерская. Рабочее место." Технология 5 класс

Конспект урока №2  " Учебная мастерская. Рабочее место"  Технология 5 класс...

Конспект урока истории с использованием информационно-коммуникативных технологий

Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым, завершающим по теме «Эпоха Петра I». Целью данного урока является систематизация знаний учащихся по петровской эпохе...

Конспект урока: «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы" (5 класс)

Конспект урока для учащихся 5 класса коррекционной школы...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы один из способов повышения мотивации обучения, способствующих развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....