Дидактические возможности планшета на уроках литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г. С. Меркина (издательство "Русское слово")
статья по литературе (5 класс) на тему

Тырина Людмила Викторовна

Данная статья содержит рекомендации для работы учителя с планшетом, направлена на использование электронного учебника литературы в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические возможности планшета на уроках    литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г.С.Меркина (издательство «Русское слово»)

ЭУ  в   приложении  для  планшетов  «Дай 5!»

Основная цель образования, стоящая перед современной школой, в Концепции модернизации определена так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.» 1

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должно стать развитие ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и других сферах, а не только система  ЗУН. Ключевая компетентность обладает интегративной природой и включает следующие компетенции:

  • информационную
  • коммуникативную
  • деятельностную
  • культуроведческую
  • социальную

Поэтому главной целью работы учителя является формирование способности  ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ:

   - Развитие универсальных учебных действий,

   - Формирование ИКТ-компетентности обучающихся,

   - Основы учебно-исследовательской деятельности,

   - Основы смыслового чтения и работы с текстом.

Основными  подходами к преподаванию литературы являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату.

УМК Г.С. Меркина, включая электронный учебник, содержит компоненты,помогающие учителю реализовать современные подходы в преподавании литературы.

Электронный учебник разработан с учетом потребностей учителя с целью оптимизировать время на подготовку и проведение урока:

    - специальные сервисы помогают быстро вызвать необходимое задание, перейти к нужному параграфу, увеличить изображение, провести тестирование уровня знаний учащегося, провести словарную работу и другое

Все это позволяет охватить больше материала в рамках проводимого урока и четко рассчитать время.

Личный опыт показывает, что планшет легко использовать в работе:

  • открывается, как обычный компьютер,
  • навигация осуществляется по указателям.

  • Титульный лист содержит всю необходимую информацию:

- ФГОС, инновационная школа,

- автор-составитель,

- 1-е электронное издание,

- рекомендовано МОиН РФ (экспертные заключения РАН, РАО),

- указание на соответствие учебника ФГОС,

- исходные данные: М., «Русское слово», 2013,

- аннотация,

- инструкции по использованию планшета,

- пометы вопросов и заданий:

- музыкальные фрагменты,

 - задания повышенной сложности,

- творческий материал

  • Использован хороший шрифт (как и в учебнике),

- нумерация страниц,

- панель управления:

       - содержание, закладки, заметки;

       - использование клавиатуры для письменных ответов;

  • Все тексты сопровождаются иллюстративным материалом,

который можно увеличить. Часто иллюстративный материал

содержит целую подборку.

  • Прекрасные звуковые  иллюстрации  выразительного  чтения:

- поэтические и прозаические тексты,

- мужской, женский и детский варианты исполнения

  • Выделены все рубрики:  

- « Вопросы и задания»

- «Для вас, любознательные» (указаны и литературоведческие термины)

- «Советуем прочитать»

- «После уроков»

- «Живое слово»

- «Литературная игра»

- «Минуты творчества»

- «Возвращаясь к теме»

- «Поразмышляем о прочитанном»

  • После работы с текстом предлагается интерактивная работа – выполнение  тестовых заданий, которые содержат

-  вопрос,

- предлагаемые варианты ответа,

- «Проверить ответ», правильно/неправильно  определяется  цветом,

- возможность пройти еще раз

  • Словарная работа – выделенные красным в тексте слова при прикосновении дают краткую информацию (значительно сокращается поисковая работа)

  • Четкое определение терминов, литературоведческих понятий (продолжение литературного словаря)

  • Использование межпредметных , внутрипредметных и культуроведческих связей:

- русский язык, древнерусское письмо,

- репродукции картин,

- скульптура, в том числе монументальная (памятники),

- графические работы,

- архитектура,

- рисунки (иллюстрации),

- театральное мастерство – «Выразительное чтение»,

- история,

- православная культура,

- фольклор: куклы в народных костюмах (фарфор) ,

- музеи,

- усадебная культура,

- фотоматериалы,

- библиотека

  • Использование схематического изображения материала (понятия)

  • Включены  дополнительные тексты для чтения:

- второй вариант сказки,

- стихи русских поэтов и др.

  • Новые имена:

- С.В.Михалков (портрет, басни, иллюстрация к басне «Грибы»)

Так, в качестве примера обратимся к опциям планшета для работы с

материалом на уроке. Например, при изучении раздела «Из мифологии», работая над статьей учебника «Античный миф» на этапе урока  «Вхождение в текст» (Текстовый структурный элемент урока), прибегаю к помощи планшета, используя сервис «Содержание». Так легко найти нужный текст. На страницах 20,21 размещены иллюстрации:

- скульптура Ф.Л. Ролана «Гомер с кифарой»,

- картина художника А.В. Бугро «Гомер с проводником».

При нажатии пальцем на иллюстрацию происходит ее увеличение, что позволяет хорошо рассмотреть ее и провести беседу с учащимися в качестве средства обратной связи. И стоит заметить, что данный иллюстративный материал в бумажном варианте учебника отсутствует.

            Далее  для проведения словарной работы, чтобы уточнить лексическое значение слова «кифара», достаточно прикосновения к этому слову, выделенному красным цветом в тексте. Во всплывающем окне дано определение указанного слова.

             В качестве другого примера следует отметить использование звуковых приложений. Например, на уроках при изучении басен или стихов о родной природе на этапе подготовки учащихся к восприятию текстов с целью выявления эмоциональной оценки или на этапе обучения выразительному чтению (текстовый структурный элемент урока) использую планшет. Например, при изучении басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». На странице 157 помещены звуковые приложения с двумя вариантами выразительного чтения: женским и мужским. Прослушиваем внимательно оба, делаем выбор, объясняем, почему понравился конкретный вариант. Возможно, он станет эталоном выразительного чтения при заучивании текста. Подача звука осуществляется путем нажатия треугольного значка(как на компьютере)

           Эмоциональное воздействие этих текстов поможет дать развернутый ответ на вопрос 6 (на этой же странице), подтвержденный  аргументами.      

  Кроме этого, при изучении  раздела «Из русской литературы XIX века»,

работая с поэтическим текстом Е.А. Баратынского на этапе подготовки к выразительному чтению при формировании образовательного результата, используя ИКТ, воспроизводятся два варианта выразительного чтения стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»: мужской и детский (страница 260). Для повторного обращения к звуковым текстам используется сервис «Закладки», который можно вызвать на любой странице ЭУ (электронного учебника). Для этого следует  нажать на «флажок», чтобы сохранить страницу для дальнейшей работы: повторного прослушивания или чтения текста, подготовки домашнего задания, для работы в группе.

  Следует заметить, что можно воспользоваться наушниками в зависимости от ситуации.

  Необходимость формирования основ самоконтроля, самооценки –

одно из требований  ФГОС. С целью принятия самостоятельных решений, осознанного выбора в структуре электронного приложения имеют место  тестовые задания.

             Например, на  странице 115 после изучения раздела «Устное народное творчество» помещены такие задания. Тест 1 содержит вопрос:

«Отгадайте загадку. Впишите отгадку.» Для ответа следует произвести интерактивное действие – вызвать клавиатуру, чтобы впечатать ответ. После введения  его нажимается кнопка «Проверь ответ». Есть возможность повторить попытку – опция «Пройти еще раз». Правильный/неправильный ответ определяется по цвету (зеленый/красный).

             К данному разделу предложено 5 тестовых заданий, которые целесообразно выполнять на этапе рефлексии, входящем в посттекстовый

структурный элемент урока, или как вариант самоконтроля при выполнении домашнего задания. Такие задания вызывают интерес у обучающихся, поэтому можно использовать как игру-соревнование, при работе в группах и др.

   

             Используя даже немногочисленные примеры, хочу отметить, что электронный учебник по литературе (приложение к планшету) – прекрасный комплекс дидактических возможностей, используемый для обучения в современной школе.

             В качестве  пожеланий хотелось бы предложить использовать больше цветных иллюстраций, а к большим по объему прозаическим текстам (например, И.С Тургенева «Муму») была бы добавлена интерактивная функция для словарной работы.

  Подводя итоги, можно сделать вывод, что  использование планшета как дидактического пособия  помогает развитию информационной культуры учащихся, позволяет  рассматривать одно и то же произведение с различных точек зрения.

Кроме того, «интерактивный функционал позволяет учителю постоянно дополнять ЭУ собственным компонентом:

- добавлять авторские материалы,

- прикреплять файлы к конкретному параграфу или странице,

- делать собственные пометки.

     Встроенный модуль статистики позволяет отслеживать активность учащихся в процессе работы с электронным учебником.»2

Примечание:

Текст в кавычках во вступительной (1сноска) и заключительной частях (2сноска) взят из материалов сайтов «Русское-слово.РФ», «СМ.RU»(Электронные учебники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс

Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования...

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования...

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на 2013-2014 учебный год. Авторы- составители М.А.Снежневская, О.М.Хренова

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на 2013-2014 учебный год. Авторы учебника - М.А. Снежневская, О.М. Хренова...

Образовательный ресурс «Электронные компоненты конструктора Lego Wedo»

Материал содержит :1) индивидуальные рабочие листы для проведения занятий с набором Перворобот Lego Wedo 9580.Блок "Первые шаги" разделы:1)      Мотор и ось2)...

Электронно-образовательный ресурс к учебнику "Немецкий язык 5 класс. И.Л.Бим" по теме "Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier?"

Немецкий язык. И.Л.Бим.Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier? (Старый немецкий город. Что в нем?) Упр. 6 стр. 50. Обучение аудированию с опорой. При целевой установке на слушание и последующее во...