ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Аннотация

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример литературного квеста как способ повышения речевой культуры школьников.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, интерактивная игра, образовательный квест, технологическая карта.

Abstract (Summary)

The interactive game is an effective form of modern interactive technologies. It creates the best conditions for the development of students. Today, the educational quests become popular. We will consider the technological cards of an educational quest for literature. It develops speech of students.

Keywords: modern interactive technologies, the interactive game, the educational quest, technological card.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демина Ирина Владимировна

МБОУ «СШ №61»

г. Иваново

idem2005@mail.ru

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример литературного квеста как способ повышения речевой культуры школьников.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, интерактивная игра, образовательный квест, технологическая карта.

Abstract (Summary)

The interactive game is an effective form of modern interactive technologies. It creates the best conditions for the development of students. Today, the educational quests become popular. We will consider the technological cards of an educational quest for literature. It develops speech of students.

Keywords: modern interactive technologies, the interactive game, the educational quest, technological card.

В последнее время в тенденциях современной школы просматривается повышенное внимание к развитию речевой культуры школьников, которое связано с введением устной части в структуру экзамена по русскому языку. Поэтому перед современной школой стоит серьезная цель: заинтересовать школьников в изучении предметов филологического цикла, способствовать в осознании важности и универсальности изучаемых речевых законов, понятий; содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

Одним из способов стимулирования интереса школьников являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса с использованием различных современных технологий обучения. Наиболее эффективными являются интерактивные технологии обучения (М.В. Кларин, В.Ю. Питюков и др.)[Кларин М.В.]. Особенно популярным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим один из примеров интерактивной игры – образовательный квест.

Слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск (в реальности или компьютерной игре) [Толковый]. Слово «веб» или «вэб» (англ. «web» – паутина, сеть)  интернет-пространство, WebQuest можно перевести как поиски в интернет сети [Новый]. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением Web-квестов в образовательных целях Б. Додж и Т. Марча. Термин «веб-квест» (WebQuest) был введен Б. Додж, который определяет веб-квест как модель вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач [Новый].

В образовательном процессе квест  – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам и пр. [Толковый]. Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. В зависимости от сюжета квесты могут быть: линейными, в которых игра построена по цепочке; штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками; кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг.

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет и роли); задания (этапы); порядок выполнения (сценарий); оценка (баллы, итоги). С учетом структуры квеста, предложенной ее основателями (Б. Додж, Т. Марч), а также современных педагогических технологий, Е.А. Игумновой и И.В. Радецкой, в соответствии с требованиями ФГОС разработана технологическая карта образовательного квеста, которую мы использовали при проектировании литературного квеста [Игумнова Е. А. 2016].

Технологическая карта литературного квеста (фрагмент)

Элементы

структуры

Содержание

Название

Ночь перед Рождеством в Древней Руси..

Направленность

Литературный квест.

Цель и задачи

Цель познакомить с рождественскими обрядами.

Задачи: приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками; воспитание духовно-нравственных качеств; воспитание речевой культуры.

Продолжительность

Краткосрочный (1 урок).

Целевая группа

Персонажи квеста – учащиеся 6-7 класса, участники квеста – учащиеся начальной школы.

Легенда

Участники квеста оказываются в Древней Руси, в доме крестьянина, к которому пришли гости-колядующие. Все участники должны пройти обряд колядования и гадания.

Квест-герои

Персонажи квеста –гости-колядующие в масках различных животных. Участники квеста –хозяева гостеприимного дома.

Основное задание / основная идея

Основное задание: какие существовали и сейчас существуют правила гостеприимства, какова традиция празднования Рождества, как совершались праздничные обряды?

Сюжет и продвижение по нему

Встреча гостей. Исполнение колядки. Праздничный стол. Появление Бабы-Яги. Испытания. Гадание на горшочках. Гадание по звездам. Проводы гостей. Подведение итогов.

Задания / препятствия (примеры)

Задание 1. Отгадать старинные загадки. Задание 2. Правильно определить значение слова. Задание 3. Составить текст колядки и т.п.

Навигаторы

Различные подсказки, костюмы персонажей, рисунки, старинные предметы на столе, песни, метки, ориентиры, способствующие организации поиска решения как основного, так и дополнительных заданий.

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Учащиеся познакомились с истоками русской народной культуры, приняли участие в рождественских обрядах; учащиеся-персонажи продемонстрировали свои навыки и умения публичного выступления

 Таким образом, образовательный дитературный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи: образовательную - вовлечение учащихся в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников); развивающую - развитие интереса к литературе, к слову, творческих способностей, формирование навыков исследовательской деятельности, умений публичного выступления, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную - воспитание уважения к культурным традициям, к русскому языку и речи..

Литература

  1. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517
  2. Кларин , М . В . Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче- ских поисках / М. В. Кларин. — М, 1994.
  3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Веб-квест. – URL: http://methodological_terms.academic.ru/193/ВЕБ-КВЕСТ
  4. Толковый словарь русского языка ХХI века: актуальная лексика. Квест. – URL: https://how-to-all.com/значение:квест

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ГЛУХИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

статья на тему "обогащение словарного запаса глухих на уроке русского языка и развития речи в средней школе"...

Литературное творчество как способ сохранения психологического благополучия школьников

Школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей. Одним  из  основных критериев  здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой:...

Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.

В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможност...

Способы повышения речевой активности дошкольников

В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников....

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе

В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы...

Способы повышения речевой культуры общества

               Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при п...