Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею М.Булгакова (Литературный вечер)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

План-конспект мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.93 МБ
Microsoft Office document icon Конспект мероприятия161 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаилу Афанасьевичу Булгакову посвящается (1891 – 1940 гг.)

Слайд 2

Первое издание романа. Париж

Слайд 3

Скамейка на Патриарших прудах, на которой некогда сидели Бездомный, Берлиоз и Воланд

Слайд 4

Театр Варьете

Слайд 6

Дом Булгакова

Слайд 7

Дом Булгакова в Киеве

Слайд 8

Комната, которую занимал М.А. Булгаков со своей первой женой в 1921-1924 гг.

Слайд 9

кафе-гостиная 302-бис При входе сохранилась старая дверь в надписях поклонников

Слайд 11

Маргарита пытается спасти догорающие рукописи Мастера

Слайд 12

Мастер

Слайд 13

Понтий Пилат

Слайд 14

Кентурион

Слайд 15

Азазелло

Слайд 16

Гелла

Слайд 17

Бегемот



Предварительный просмотр:

                                 

   Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею М.Булгакова.

                                               (Литературный вечер).

                               «…Так кто ж ты, наконец?...»

                                 

                                          Цели проведения мероприятия:

  -формировать  целеустремленность, настойчивость в творческой работе;

  -прививать чувства прекрасного, развивать творческие способности учащихся формировать умение находить и отбирать нужный материал;

   -расширить и углубить знания учащихся о творчестве писателя, о романе            «Мастер и Маргарита» и о его значении; привлечь больший интерес к произведению (у учащихся 10-х кл).

    -развивать интеллектуальные способности и эмоционально-    мотивационную сферу личности, реализацию творческих устремлений в области изобразительного искусства и театрального мастерства;

    -определить уровень знаний учащихся романа «Мастер и Маргарита»;                    

     -показать огромное значение  романа;    

     -показать связь романа с другими видами искусства: живописью, графикой, фото, музыкой, граффити, скульптурой (см. в приложении, в презентации).  

         

                       М.А.Булгакову   посвящается:

Рождение великого писателя - Дима

   Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 в Киеве. Его отец был человеком интеллигентным, он был профессором  в Киевской духовной академии. Естественно, рождение в такой семье стало залогом хорошего образования. Будущему писателю чрезвычайно повезло: он учился в лучшей киевской гимназии, которая носила название Первой гимназии.    Булгаков успешно учился и окончил гимназию в 1909 году. В школе его считали примерным и очень способным учеником. На протяжении всей дальнейшей жизни Булгаков учился и о карьере писателя даже не помышлял. Об этом говорит и то, что он решил стать врачом, поэтому поступил на медицинский факультет Киевского университета (Слайды из презентации).

     В 1916 Михаил окончил вуз и, получив диплом, стал работать врачом в селе Никольское Смоленской губернии. Вскоре по распределению он попал в город Вязьмы. Еще студентом Булгаков начал писать прозу, связанную с медициной. Но, тем не менее, «литературные позывы» у будущего писателя уже были. Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был призван на фронт в качестве военного врача. Ему пришлось на некоторое время уехать на Северный Кавказ. Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать.

. Он стал писателем, чтобы «глаза закрыть» - Женя

    Как он стал писателем? Об этом ходит множество слухов и толкований. Многие после выхода в свет романа «Мастер и Маргарита» говорили, что талант Булгакова не иначе, как носит чертовской характер, не может обычный человек настолько четко выписать самого дьявола и его свиту. Но об этом почитатели таланта никогда не узнают.

   Официальные данные, которыми обладают все исследователи творчества Булгакова, значительно проще и банальнее. Сам писатель говорит следующее: в «Автобиографии», написанной в 1924 году, он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете

    «Грозный» в 1919 году сразу же был замечен критиками как серьезная угроза для подрыва существующего строя. В фельетоне автор давал жесткую и ясную картину экономического состояния России. «Оно таково, что глаза... хочется закрыть», - пессимистично пишет Булгаков. Надо сказать, что его мысли в отношении будущего страны не более оптимистичны.

    Булгаков предвидел войну и нищету той страны, которую любил «до безрассудства, до безумия». Ни в те дни, ни потом писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла.

Личность, окутанная ореолом тайны - Леша

     Многие из почитателей его таланта знают как автора пьес, рассказов. Для многих он вошел в литературу и стал талантливым и бесконечно гениальным автором романа «Мастер и Маргарита». После его написания на Михаила Булгакова как из рога изобилия посыпались всевозможные несчастия. Именно поэтому мистическая история любви двух главных героев этого романа была воспринята большинством как своеобразное послание для будущих поколений, в котором необходимо и возможно найти ответы на волнующие вопросы. Его произведения волнуют и продолжают волновать современных людей.

     В чем особенность произведений писателя? Чем он отличался от своих собратьев по перу? Обаяние его героев заставляет влюбиться в них и навсегда почувствовать прелесть нераскрытой мысли, а именно такой тезис может украсить все творчество великого Булгакова. Интерес к его личности неиссякаемый: творчество постоянно экранизируется. Совсем недавно на экраны вышел фильм «Мастер и Маргарита». Многие говорят, что к роману о мастере и его нимфе можно относиться либо хорошо, либо плохо, но никого он не оставляет равнодушным. То же прослеживается и в отношении личности самого автора. Все, что связано с личной жизнью писателя и созданием его произведений, окутано ореолом тайны и мистических событий. (Слайды из презентации).

Возвращение с Кавказа и Москва – (Дима)

    Во время своего нахождения на Кавказе Булгаков серьезно заболел тифом, в конце 19 века это было своего рода диагнозом, предвещавшим скорую кончину. Если учесть, что сразу после заболевания Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией, ему предписывали очень скорое отбытие в мир иной. Чтобы как-то выжить и подлечить основательно истощенный организм, он зарабатывал на жизнь театральными рецензиями и написанными( по заказу местного театра) пьесами. После того, как к Булгакову пришел успех, он уничтожил все произведения, написанные в тот период.

    В 1921 Булгаков приехал в Москву. В столице он начал сотрудничать с несколькими газетами и журналами. Его фельетоны опубликованы в газете «Накануне», выходившей в Берлине, в газете «Гудок». Среди его друзей были очень известные и талантливые писатели. Это и И.Бабель, и И.Ильф с Е.Петровым, и В.Катаев, и Ю.Олеша. знакомство с этими людьми потом было отражено в повести «Записки на манжетах», выпущенной в 1923 году, которая не была издана еще при жизни писателя. Главный герой, как считают исследователи творчества писателя, прототип самого Булгакова, угнетаемый обществом и существующим строем.

Демонизм его творчества – (Женя)

     «Бесы, сеющие разрушение и смерть, по автору, мстят всему живому», - так писал Булгаков о том, что творится с каждым писателем. Происшедшее с морфием стало для Булгакова посвящением в литературу, сделавшим свое дело по всем правилам древних мистерий.

     Иной мир, опыт смерти, умирания и, наконец, возрождение стали основными составляющими в творчестве писателя. Морфий «убил» врача Булгакова и родил гениального писателя. Отсюда и пошло высказывание о том, что талант Булгакова дан дьяволом. «Знаешь, где я сейчас был? На балу у сатаны!» - выражение, которое сопровождает все творчество писателя. Не сам ли хозяин того бала через несколько лет явился в образе Булгакова, чтобы вдохновить его на литературные начинания.

    «Сам Булгаков вполне осознавал демоническое начало в своем творчестве, как видно из его произведений и писем. Его первая жена вспоминала, что в середине 20-х годов он часто изображал на листках бумаги Мефистофеля и раскрашивал цветными карандашами. Такой портрет, заменив собою икону, всегда висел над рабочим столом писателя». (Слайды из презентации).

Интересный факт, мало кому из нас известный – (Дима)

     Разговаривая о Булгакове, необходимо опровергнуть одно мнение: во многих биографических источниках часто говорится о том, что Булгаков определился как писатель к тридцати годам, уже в зрелом возрасте. Это неверно. Он начал писать очень рано. «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светланы» был им написан, когда автору исполнилось всего семь лет», - написано в одном из трудов  биографа Булгакова. Вы видите, определился писатель с творческой жилкой достаточно рано, не к тридцати годам.

    «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного, и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом - то, что он читал». И, например, старшая сестра Вера говорит, что уже в восемь-девять лет он прочитал «Собор Парижской Богоматери». Родители всячески поощряли своих детей на чтение. В доме всегда были детские книги, иностранная литература. «И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже, конечно, очень способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги», - говорит писатель.

В наркотическом рае – (Максим)

     В марте 1917 года молодой земский врач Михаил вернулся из отпуска в родное село. Отпуск он проводил в Саратове и Москве. То, что приходилось видеть молодому врачу на протяжении всего отпуска, словно нож, ранило сердце молодого Булгакова. Помимо революции, на улицах постоянно появлялись больные с симптомами сифилиса, от которого каждый день доктор толпами лечил бежавших с фронта в родные деревни солдат. В один из таких дней ему пришлось отсасывать ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика.

    Одна из пленок попала в рот самого врача, от страшной боли могла спасти только инъекция морфия. Шприц со спасительным раствором принес покой и отдых от несносной боли. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и необходимость в морфии отпала, но доктор не спешил отказываться от чудесного действия белого кристаллического порошка. Более того, Булгаков стал принимать его два раза в день. Через какое-то время Булгаков мог писать только после дозы, он садился за стол и начинал писать, пытаясь передать то, что открывалось тогда его мысленному взору. К счастью, через некоторое время Булгакову удалось выбраться из сладкого рая: жена Булгакова вовремя заметила нездоровую привязанность писателя к наркотику.

Его «Мастер и Маргарита» - (Женя)

    За годы работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков основательно изменил первоначальный замысел произведения. Задуманный как сатирический роман, он претерпел столько изменений, что сегодня его концепцию расценивают как философское произведение, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного целого, уложенного в несколько глав и связанного общими героями. Евангельские истории изумительно вписаны в главы, представляющие собою «роман в романе».

    К ним относятся истории о Мастере, и о Понтии Пилате, и Иешуа Га-Ноцри. (Слайды из презентации)… Только в 1967 вдове Булгакова, при содействии К.Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа такие, как «Рукописи не горят», «Квартирный вопрос только испортил их», стали любимыми всеми и пользуются огромной популярностью. В 1977 Ю.Любимов поставил по «Мастеру и Маргарите» одноименный спектакль в Театре на Таганке.

     Примечательно то, что в этом романе Булгаков соблюдает топографическую точность: дом на Садовой, бис-302, кв.50, где разворачиваются главные события, некогда Садовая, 10 ,кв.50, где жил сам писатель. (Слайды из презентации).

Где эта улица, где этот дом? – (Дима)

    Булгаков не был бы Булгаковым, если бы точно обозначил начало маршрута. Маргарита на щетке вылетает из окна и оборачивается, «чтобы последний раз глянуть на особняк». А где он? «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор».

     Ах, как кусают локти поклонники романа! К автору теперь не обратишься, а ведь адреса особняка он так и не указал! Народная молва обозначила четыре «кандидата»:

   - Малый Ржевский переулок, д. 6. Сейчас в этом готическом особняке посольство Грузии. Неподалеку, в Большом Ржевском, жила Елена Сергеевна Нюренберг-Неелова-Шиловская, которая впоследствии станет третьей женой Булгакова и, как  утверждают, прообразом Маргариты.

   - Улица Спиридоновка, д. 17. Тоже особняк с элементами готики, сейчас – дом приемов МИДа. В эпилоге Иван Бездомный отправляется в полнолуние «через Спиридоновку…, в Арбатские переулки» и проходит мимо тех же фонарей и нефтелавки, что и Маргарита.

   - Улица Остоженка, 21. По описанию похожа, но от Арбата далековато.

   - Малый Власьевский переулок, 12. Хорошо подходит по расположению, но не очень - по описанию.

    Против двух последних версий говорит то, что, если лететь на Арбат с Малого Власьевского или Остоженки, надо брать курс на северо-восток. А ведь Азазелло инструктировал Маргариту: «На юг, вон из города». Итак, будем отсчитывать от Малого и Большого Ржевских (один плавно перетекает в другой, поэтому их можно принять за одну улицу)…(Слайды презентации)

  
«На юг, вон из города» - (Леша)

    «Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный и заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки (…) она перерезала в одно мгновение…» По воспоминаниям старых москвичей, «нефтелавка» (керосиновая лавка) в первой половине ХХ в. располагалась в доме С. И. Соболевского, друга Пушкина, на пересечении Большой Молчановки (это она – «заплатанный и заштопанный переулок») и Борисоглебского.

    «Третий переулок вел прямо к Арбату». Малый Спасопесковский. Вздумай Маргарита отправиться в полет сегодня, ей пришлось бы перелететь через пересекающую переулок «вставную челюсть» – Новый Арбат.

   «Она пересекла Арбат (…) и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами».
(фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита»)
    Театр с трубками – это, конечно, Вахтанговский. Соответственно, «узкий переулок» – Кривоарбатский. А вот дальше начинается чертовщина: «В конце его ее внимание привлекла роскошная громадина восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита (…) увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что (…) над дверьми золотом выведена надпись «Дом Драмлита»».

    «Дом Драмлита», то есть «драматурга и литератора», списан с реального дома, где селились критики и писатели. Только находился он не в Кривоарбатском, а в Лаврушинском, 17. Но фантазии Булгакова ничего не стоит подправить географию столицы. (Слайды из презентации).

    Здесь Маргарита устроит погром в квартире критика Латунского. С Арбата в переулок влетит пожарная машина – но… ведьмочка уже будет уноситься от злополучного места. (Слайды из презентации).

   Она полетит куда-то далеко-далеко, искупается в реке, «теплой, как в бане», а потом «буланая открытая машина» вернет ее в Москву – теперь уже на Садовую улицу, в «нехорошую квартиру». Оттуда они с Мастером явятся попрощаться к Иванушке в больницу, а из нее перенесутся на обзорную площадку Воробьевых гор, где в лучах заката сияют «пряничные башни Девичьего монастыря», и стартуют в свой «вечный покой». Но это, как говорится, будет уже другая история…(Слайды из презентации).

Материалы презентации:

-Фотосессия (показ слайдов из презентации осуществлялся соответственно сообщениям):

скаймейка – слайд

Дом Грибоедова – слайд (принадлежал отцу Герцена)

театр Варьете – (Максим)

дом 302-бис - (Максим)

 герои произведения – (Дима).

-Иллюстрации - (Леша)

-Граффити- (Женя)

Бессмертный роман

    По сегодняшний день интерес к нему не иссякает, как мы убедились: проводятся фотосессии, экскурсии, постановки спектаклей в театрах (недавно показанная в нашем театре оперы и балета постановка), 2 экранизации: 1 сериал, 1 фильм 12- летней давности, который идет в кинотеатрах,- как не иссякает наш интерес к этому роману. Насколько же мы его знаем?

                     

Викторина по роману «Мастер и Маргарита».

    Проводит ее Черникова Вика: учащимися читаются соответствующие эпизоды из романа (они представлены на экране), затем задаются вопросы. Оценивает жюри (в составе учителей-словесников). В конце мероприятия подведены результаты: победили в викторине учащиеся 11 «А» класса.)

Вопросы для викторины:

1.Назовите псевдонимы, которыми М.Булгаков подписывал свои произведения.

2. Какую валюту и каких государств пытался сдать в финзрелищный сектор бухгалтер театра Варьете?

3.Какое произведение и какого автора читает актер во сне председателя жилтоварищества дома №302-бис? На какой улице располагался этот дом и как звали председателя жилтоварищества?

4.Мимо какого театра пролетала Маргарита и как называется переулок, в котором находился Дом Драмлита? Какие пьесы Булгакова шли в этом театре? Назовите актеров, которые были заняты в этом спектакле?

5.Назовите имена плясавших литераторов и нелитераторов.

6.Какую монету пытался всучить кот кондукторше, какого она достоинства? Какие еще чеканные монеты и какого достоинства существовали?

6.Какую песню умолял грянуть Коровьев? Кто был автором слов этой песни?

7.Какие цветы несла Маргарита в момент первой встречи с Мастером?

8.Какая геометрическая фигура изображена на крышке портсигара Воланда и что она символизирует?

9.Где происходит встреча Воланда с Левием Матвеем и существует ли это место сейчас?

10.Почему Понтия звали Пилатом?

11.Что больше всего в жизни ненавидел Понтий Пилат? Какая болезнь разыгралась у него от этого и как она называется сейчас?

12.Где был зарезан Иуда из Кириафа и какие евангельские события связаны с этим местом?

13.Почему церковь обвиняла Булгакова в том, что он  разделял  взгляды  гностиков? Как она  это объясняла?

14.Какие названия носил в ранних редакциях роман «Мастер и Маргарита»?

Объявляются результаты викторины.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею И.А. Бунина

В папке вы найдете разработку мероприятия, раздаточный материал, презентацию....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного юбилею первой учительницы

Научить учащихся понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования и ценности сущестовавания других людей. Формировать у учащихся нравственную кульутру. Развивать у учащихся же...

Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею А.К.Толстого

А. К. Толстой - это удивительный человек, имеющий огромный талант и проницательность. Виртуальная экскурсия заставляет окунуться в удивительный мир детства и творчества писателя....

Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Урок. Чичиков у Манилова (роль эпизода).

Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Урок в 9 классе. Чичиков у Манилова (анализ главы)....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного юбилею села Анненское

laquo;Юбилейная квест-игра» в рамках Недели, посвященной 180-летию села АнненскоеЦель:         формирование интереса учащихся к изучению истории своего села, ...