ТРКМ. Смысловое чтение. Роман Д. Дефо "Робинзон Крузо". Сюжетные линии. Характеры персонажей. Характеристика жанра
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

План-конспект урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.21 МБ
Файл План-конспект урока441.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый советчик может вернуть человека к жизни, он вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в разуме человеческом способность поступать нужным образом. Д. Дефо Словарь: ОДИССЕ́Я - богатые событиями странствия, похождения по названию древнегреческой эпической поэмы Гомера, описывающей странствия Одиссея.

Слайд 2

Одиссея Робинзона Крузо Скульптура Александра Селькирка

Слайд 3

Вопросы для обсуждения 1. Какова специальность Д.Дефо ? 2. Почему Д.Дефо не стал священником? 3. За что Д.Дефо посадили в тюрьму и выставляли к позорному столбу? Почему это стало не позором, а триумфом Д.Дефо ? 4. Каким по счету был роман о Робинзоне Крузо в творчестве Д.Дефо ? В каком году этот роман вышел? 5. Как приняла публика этот роман Д.Дефо ? 6. Какие произведения теперь называют робинзонадами ? 7. О чем мы узнаем, читая роман Д.Дефо ?

Слайд 5

Смысловое чтение. Сравнительный анализ История Александра Селькирка История Робинзона Крузо 1. Родился в 1711 году. 1. Родился в 1632 году. 2. Родился в Ларго (Шотландия). 2. Родился в Йорке (Англия). 3. После пленения пиратами сам стал пиратом 3. После пленения пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет. 4.Отправился в плавание боцманом за золотом. 4. Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками. 5. На остров попал по своей воле из-за вражды с капитаном корабля. 5. На остров попал после кораблекрушения. 6. Прожил на острове 4,5 года. 6. Прожил на острове 28 лет. 7. Был спасен случайно зашедшим кораблем. 7. Был спасен кораблем, захваченным пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем). 8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб. 8. Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии.

Слайд 6

КАК ПРОХОДИЛО НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РОБИНЗОНА КРУЗО? ХАРЧЕВНЯ ОТЦА РОБИНЗОНА КРУЗО

Слайд 7

Центральное место в романе занимает проблема духовного становления героя. Сменяют друг друга этапы его развития: безмятежное существование в отчем доме; юношеский бунт против родителей и тяга к путешествиям; душевное огрубение Робинзона и стремление к скорейшему обогащению; первоначальное отчаяние на острове после кораблекрушения и борьба за выживание; постепенное духовное возрождение Робинзона. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

Слайд 8

Робинзон Крузо на необитаемом острове

Слайд 9

Преданный друг и слуга - Пятница

Слайд 10

С ловарь : Гуманист – деятель или сторонник гуманизма. Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Слайд 11

Роман " Робинзон Крузо " заключает в себе особенности многих жанров: - приключенческого романа, - авантюрного романа, - романа воспитания , - духовной автобиографии, - мемуаров, - романа- хроники, - аллегорической притчи.

Слайд 12

Рембрант « Возвращение блудного сына» Притча — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Слайд 13

Старая плита на могиле Д. Дефо Книга, способная привлекать внимание читателей в течение стольких лет, достойна звания – Литературное чудо света.



Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по литературе в 5-ом классе.

Роман Д. Дефо(1660-1731) «Робинзон Крузо». Сюжетные линии. Характеры персонажей. Характеристика жанра.

Тема: «Одиссея Робинзона Крузо».

Цели урока:

1.История литературы: краткий биографический очерк о Д.Дефо и А.Селькирке (сообщения учащихся).

3.Углубить первоначальное впечатление о прочитанном произведении; выявить черты характера героя путем сопоставления и интегрирования, проследив духовное становление  Робинзона, выявив качества, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях.

2.Теоретические понятия: жанр, притча, проблема в произведении; правда жизни и правда искусства.

3.Уроки нравственности и воспитания в романе.

4.Выявить связи разных видов искусства и межпредметные связи.

4.Развитие художественной речи учащихся.

5. Формирование предметных и общеучебных  умений анализа текста, аргументации, развития воображения и творческих способностей.

Оборудование:

  • Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.
  • Презентация «Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо».
  • Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.                                   Теория литературы.

-жанры литературы: -правда жизни и правда искусства

-эпиграф

-очерк

- притча

-мемуары

-хроника

-памфлет

-авантюрный роман.

                                                 Ход урока.

                                                                                                               Эпиграф

                                      Добрый советчик может вернуть человека к жизни,  он                                вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в   разуме человеческом способность поступать нужным образом.

                                                                                                                               Д.Дефо.

                                                                                                              (слайд №1).

1. Обыгрывание темы урока.

Вступительное слово учителя:

Ребята, кто такой Одиссей?  Одиссея? Лексическое значение слова «одиссея»? слайд № 2.

Как вы думаете, почему я у вас об этом спрашиваю? ( Звучит музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег).

Случайно ли я вам предложила послушать именно эту музыкальную миниатюру?

Ученики:

– Благодаря  этому мы вспомнили интересную историю о Робинзоне Крузо.

Учитель:

– Совершенно верно. Сегодня мы будем анализировать произведение Д. Дефо  «Робинзон Крузо». Тема нашего урока:

“Одиссея Робинзона Крузо”. Слайд №3

доводятся до сведения учащихся цели урока.-

2. Знакомство с биографией писателя.

-Чтобы правильно понять нашего героя, который в течение 28 лет пребывал на необитаемом острове, мы должны узнать об авторе, который создал этот роман.

-Индивидуальное сообщение учащегося о Д.Дефо (учащиеся  записывают в тетрадь по литературе  важные сведения из  жизни автора): слайд № 4.

- Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман  «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».

Подведение итогов «Что я узнал о Д.Дефо?» слайд № 5. Ответы на вопросы

-Индивидуальное сообщение об истории создания романа и человеке, который стал прототипом главного героя. - слайд № 6.

Александр Селькирк, (1676 —1721) — шотландский моряк, проведший несколько лет (освобождён в 1709) на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне —Робинзон Крузо), который входит в состав архипелага Хуана Фернандеса, расположенного в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили. Он послужил прототипом литературного героя романа Даниеля Дефо —Робинзона Крузо.-Слайд 8

27-летний боцман судна «Сэнк пор», которое входило в состав флотилии под командованием Уильяма Дампира, в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим, и Селькирк смог покинуть остров только более чем через четыре года.

Вернувшись в родной городок Ларго, Селькирк поначалу жил спокойно; посещал пивные, где рассказывал о своих приключениях. Судя по воспоминаниям современников, он был неплохим рассказчиком. Так, сэр Ричард Стил в 1713 году отмечал в журнале «Англичанин», что «его очень интересно слушать, он трезво мыслит и весьма живо описывает пребывание души на разных этапах столь длительного одиночества».

Однако Селькирк так и не смог адаптироваться к новой обстановке. Он поступил в королевский флот в чине лейтенанта и погиб на борту королевского судна «Веймут». Согласно записям судового журнала, смерть наступила в 8 часов вечера 13 декабря  1721 года, причиной её послужила, скорее всего, жёлтая лихорадка. Селькирк был похоронен в море у берегов Западной Африки.

Непосредственно в честь моряка был назван расположенный неподалеку от острова Робинзона Крузо остров Александра Селькирка.

В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А. Селькирку: капитан корабля, обнаруживший шотландца, упоминал, что вместе с человеком на борт были подняты и какие-то математические инструменты. Слайды № 7,8.

Чтобы вести разговор дальше, прослушаем фабулу романа.

Итак, главный герой романа - Робинзон Крузо.

Сравним биографические данные Робинзона Крузо и Александра Селькирка

-слайд №9.

3.Работа с текстом романа (чтение эпизодов, пересказ, анализ).

Создание проблемной ситуации: В конце урока, ребята, вы должны будете ответить на проблемный вопрос:

Как проходило нравственное становление Робинзона Крузо? Слайд №10.

Центральное место в романе занимает проблема духовного становления героя. Сменяют друг друга этапы его развития: слайд №11

Проследим  жизненный путь нашего героя. Чтение эпизода - Знакомство с Робинзоном -  стр.25.

- безмятежное существование в отчем доме;

-Какие наставления давал ему отец? - чтение стр.26. слайды №12,13.

-Послушал ли наш герой совет отца? – стр.27.

-юношеский бунт против родителей и тяга к путешествиям;

-Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море? (1 сентября 1651г.)

-Цель его путешествия? Как оно прошло? В чем «первородный грех» Робинзона?

-Далее мы видим - душевное огрубение Робинзона и стремление к скорейшему обогащению. В чем его ошибка? Ложные причины, мешавшие возвращению в родительский дом? Стр.35.

-К чему эти ошибочные представления привели Робинзона? Слайды №14,15.

Но Робинзон спасся - слайд №16.

-первоначальное отчаяние на острове после кораблекрушения и борьба за выживание; слайды №17,18,19.

-постепенное духовное возрождение Робинзона.

В силу чего происходят духовные изменения Робинзона на острове? Как меняются его нравственные ценности?

-Переоценка ценностей? –  стр.114    чтение эпизода

-Чувство благодарности за то, что человек имеет – главное, утверждает Робинзон-стр.127

-Род занятий Робинзона на острове? Слайды №20, 21

-Предостережения Робинзона - стр.177

-Какие качества Робинзона помогли  ему выжить?

Рефлексия:

–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?

- Можем ли мы назвать его героем и почему?

-Расскажите о взаимоотношениях главного героя и дикаря. Слайд №22.

-Почему Робинзон назвал именно Пятницей? Слайд №23.

Символично имя, которое Робинзон даёт молодому дикарю. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос, но Воскресение, обретение новой жизни, произошло позже. И Пятница, и Робинзон, и, возможно, с точки зрения Дефо, само человечество как раз и находятся на этом отрезке пути к истине: разум, воля, труд способны искоренить пороки.

-Итак, наш герой после возвращения?

-Сопоставление нашего героя в начале знакомства с ним и  в конце романа

- Учитель:

–Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти строки отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове? Слайд №24.

Чтение стихотворения учащимся.

Я берег покидал туманный.
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

Д. Дефо – великий гуманист. Учитель повторяет с учащимися  лексическое значение слов гуманист, гуманный – слайд № 25.И поэтому он заканчивает роман нравственным становлением своего героя.

– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, переосмысление своих приоритетов.

-Какую роль играет жанровое своеобразие романа в раскрытии характера героя?

-К какому жанру вы отнесете данное произведение?

-Жанровое своеобразие произведения:

Мемуары (записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев),

хроника ( историческое описание событий в хронологическом порядке), приключенческий роман,

авантюрный роман (богатый приключениями, рискованными, сомнительными, рассчитанными на случайный успех).

роман воспитания,

духовная  автобиография,

аллегорическая притча. - слайд №26.

- В чем особенности притчи? Слайд №27

-Какую притчу вы вспомнили, когда читали этот роман? Слайд №28

- Композиция романа и ее роль?

- Проблемные вопросы: (рефлексия)

-Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове?

-Что каждый из нас должен вынести для себя из этой истории?

- Как проходило нравственное становление Робинзона Крузо?

В чем связь романа с современностью?

5. Рассказчик, кто он?

III. Итог урока:

Значение романа огромно: слайды №29,30.

-Основные качества, которыми должен обладать каждый из нас:

упорство, настойчивость, смелость ,

любовь к Родине и жажда жизни,

гуманность и милосердие друг к другу,

уважение родителей, следование их советам,

толерантность.

-Связь с другими видами искусства и наук:

-скульптура,

-поэзия,

-киноискусство,

-музыка,

живопись;

-история,

-география.

Юмористическая миниатюра как пример выше сказанного - шуточное стихотворение английского поэта Роберта Грейвза  «Робинзон Крузо». Слайд №31.

Чтение стихотворения учащимся:

Один-одинёшенек жил Робинзон
На острове необитаемом.
Бродил по безлюдному острову он
И был его полным хозяином.
Он шил себе платье из козьих шкур,
Питался одною козлятиной
И был чрезвычайно печален и хмур
От этой еды обязательной.
Бывало, весь день на скале он сидит,
Тоскует и с места не сдвинется,
Ворчит, что пропал аппетит и твердит
Своей длиннохвостой любимице:
- Ах, милая кошечка, я изнемог.
Пойми, мой дружок полосатенький,
Так хочется мне хоть разок, хоть разок.
Потешить себя поросятинкой!

IV. Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Чем поучительна история Робинзона»

Мемуа́ры  (04100011071008091807180фр. mémoires), воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

От 0510008008хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежат лицам, игравшим видную роль в истории, иногда охватывая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.

Хроника (01051051008091807180греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.

Хроника, как историческое произведение, впервые была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом связана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, нередки сокращения текста.

Первая часть книги «0510008000090511Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553).

На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: «0510008000005010308180000110000Хроника Георгия Амартола», «051000800000501030818010800050000Хроника Георгия Синкелла», «05100080000000000009000000181Хроника Иоанна Малалы». Сохранились лишь в компилятивных памятниках, так, например, «Ельницкий летописец» является компиляцией «Хроники Георгия Амартола», «Хроники Иоанна Малалы» и оригинальных исторических произведений житийного характера (о 090180308018090180300княгине Ольге, о варягах-мучениках и др).

Хроники, создававшиеся на Руси, назывались 051000031001хронографами.

С конца 02050XII века в 090802000818Ливонии хроники являются важнейшими 01101081051008090811010080историческими источниками по истории стран Восточной Прибалтики вплоть до начала 02050XVIII века. Самые известные: 0510008000090802000808«Хроника Ливонии» 0050108109001020809100809Генриха Латвийского (1-я половина XIII в.), 090802001000181081000200000018110008000«Рифмованная хроника» (конец XIII в.), «Новая рифмованная хроника» Б. Гёнеке (середина XIV в)

В современной исторической литературе название «хроники» нередко употребляется в расширительном смысле — применительно ко всем без исключения произведениям 0110504008050205000средневековой 011010800310010818историографии, в том числе стран 001100Востока. В 01050201818001118Древней Руси и в ряде других стран (0080700010818Византия, 000030010818Болгария, 01051010818Сербия) исторические произведения, соответствующие хроникам, носили название 090510008118летописей и 051000031001хронографов.

В феврале 1709 года неподалеку от острова снова появился флот Дампира. С удивлением англичане увидели поднимающийся из-за деревьев столб дыма. Полагая, что на остров высадились испанцы, несколько вооруженных матросов сели в шлюпку и отправились на разведку. Вскоре они привели странного человека, одетого в звериные шкуры, в котором Дампир с трудом узнал Селкирка.

Первое время отвыкший от людей островитянин практически не мог общаться с соотечественниками, постепенно его душевное равновесие стало приходить в норму, и он рассказал о своей жизни на острове капитану Роджерсу.

Роджерс был поражен: «Неужели за все это время ни один корабль не заходил на остров?» И с удивлением узнал, что корабли проплывали мимо острова неоднократно - не только испанские, но и английские. Но Селкирк избегал встреч с людьми. Почему?

Может быть, ответом на этот вопрос станут строки из «Робинзона Крузо»: «Какое игралище судьбы человеческая жизнь! ... Я - человек, единственным несчастьем которого было то, что он изгнан из общества людей, что он один среди безбрежного океана, обреченный на вечное безмолвие, отрезанный от мира, как преступник, признанный небом незаслуживающим общения с себе подобными, недостойным числиться среди живых, - я, которому увидеть лицо человеческое казалось, после спасения души, величайшим счастьем, какое только могло быть ниспослано ему провидением, воскресением из мертвых, - я дрожал от страха при одной мысля о том, что могу столкнуться с людьми, готов был лишиться чувств от одной только тени, от одного только следа человека, ступившего на мой остров!».

Впрочем, фобия Селкирка была вполне объяснима и без обращения к глубинам человеческой психологии. Как-то раз высадившиеся испанцы, увидев одетого в шкуры Селкирка, приняли его за дикого зверя и начали палить по нему из ружей. Островитянину едва удалось спастись от них.

Умение быстро бегать - один из немногих полезных навыков, в которых он преуспел за время жизни на острове, тренируясь вместе с козами. Кроме скорости бега поразил он окружающих и своим знанием Библии, цитируя наизусть огромные куски текста из любых названых мест. Дампир, имевший о Селкирке как о профессионале высокое мнение, взял его на один из кораблей в прежней должности.

В октябре 1711 года эскадра вернулась в Англию и встала на якорь в Бристольском порту. Селкирк получил свою долю добычи и уехал в родной городок Ларго, где поселился у родственников. Радость от возвращения домой скоро прошла. Он стал все чаще и чаще мысленно переноситься на свой, как он говорил, «райский остров». И даже построил на прибрежном холме хижину - близкую копию своего жилища на Мас-а-Тьерра. Подолгу сидел возле нее и, покуривая трубку, грустно вглядывался в морские дали…

Однако на суше отставной моряк прожил недолго. Нанявшись квартирмейстером на военный фрегат, он снова отправился в длительный рейс, из которого уже не вернулся.

Приключения Селкирка описал капитан Роджерс, который снял горемыку с острова в своей книге «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 г. капитана Вудса Роджерса». Предание о встрече Александр Селкирка с Даниелем Дефо в портовом кабачке, так же как и слова Селкирка об авторе «Робинзона Крузо»: «пускай пользуется за счёт бедного моряка» - скорее всего, досужий вымысел.

Вероятно, сам Дефо тоже не хотел этой встречи - вряд ли она могла вызвать у писателя другие чувства, кроме разочарования.

Селкирк был обычным человеком, попавшим в необычные обстоятельства. «Моряк как моряк, прилагал все усилия, чтобы остаться в живых», - сказал о нем капитан Кук (не сам знаменитый мореплаватель, а его однофамилец, возможно и предок).

Однако долгие морские путешествия и одиночество на острове сильно повлияли на его характер, судя по всему и до этого не слишком мирный и покладистый.

Популярность, которую приобрела личность Селкирка, ставшего «героем дня» тогдашнего английского общества, была вызвана скорее удачным стечением обстоятельств. Его эпопея не была чем-то необыкновенным в ту богатую на приключения эпоху. Литературно-историческим событием ее сделал Даниэль Дефо.

Где был остров Робинзона



«Когда я взобрался на вершину холма, что стоило мне немалых усилий, мне стала ясна моя горькая участь. Я был на острове. Кругом со всех сторон тянулось море, за которым нигде не было видно земли, если не считать торчавших в отдалении скал, да маленьких островков поменьше моего, лежавших милях в десяти к западу...».

Робинзон и его прибежище неотделимы друг от друга. Если прототип Робинзона - Александр Селкирк, значит остров, на котором он очутился - это и есть настоящий остров Робинзона!

Робинзонада Селкирка происходила, как известно, на Мас-а-Тьерра, самом большом из островов архипелага Хуана Фернандеса. Этот архипелаг расположен Тихом океане, в 600 км от берегов Чили.

Повторение одних и тех же сюжетов - характерная черта не только литературных направлений современности, но и самой жизни. История Селкирка повторялась на Мас-а-Тьерра несколько раз - и в форме трагедии, и в виде фарса.

Первым из европейских обитателей острова был мореплаватель Хуан Фернандес, чьим именем и назван архипелаг. Он прожил на острове несколько лет, в течение которых активно занимался хозяйственной деятельностью - сажал съедобные корнеплоды, злаки и фрукты, разводил коз, впоследствии одичавших.
В начале XVII века на острове очутились голландские моряки. Вслед за ними в течение трёх лет на Мас-а-Тьерра обитал чернокожий Робинзон, моряк с затонувшего торгового судна.

Следующим стал индеец, высаженный с корабля на остров английскими пиратами, а в 1687г. наступила очередь «коллективной робинзонады» девяти матросов, брошенных здесь капитаном за чрезмерное пристрастие к игре в кости.

Моряки не слишком расстроились, и поспешили посвятить неожиданно образовавшийся досуг любимому занятию - азартным играм. За неимением денег они разделили остров на части, которые послужили в качестве ставки в игре.

Через четырнадцать лет на Мас-а-Тьерра появился его самый знаменитый обитатель - Александр Селкирк. Но и на этом летопись робинзонад острова не закончилась.

В 1719 году здесь нашли приют дезертиры с английского военного фрегата, а через год - экипаж очередного затонувшего поблизости судна.

Через полстолетия после эпопеи Селкирка испанцы решили всерьез заняться колонизацией острова. Приехавшие сюда поселенцы начали строить крепость под очень знакомым именем «Санта-Барбара», целью которой было держать на расстоянии от острова английские каперы. Впоследствии архипелаг потерял даже то скромное стратегическое значение, которое ему приписывалось ранее, и колонисты покинули его.

В 1935 году остров Мас-а-Тьерра был объявлен Национальным парком. А в 1960 году, когда отмечалось 300-летие Даниэля Дефо, в память о герое романа и его прототипе два острова архипелага Хуан-Фернандес - Мас-а-Тьерра и соседний с ним Мас-а-Фуэро - были переименованы Правительством Чили в «Робинзон» и «Селкирк».

Сейчас на острове живут пятьсот человек. Главный источник доходов местного населения - туризм, поэтому вряд стоит удивляться тому, что многие из островитян носят имена «Даниель», «Робинзон» и «Пятница».

Разумеется, никакой удаленный экзотический остров не может обойтись и без местной знаменитости, искателя приключений и эксцентричного чудака. Люди, живущие на маленьком острове, с особым энтузиазмом посвящают свою жизнь осуществлению какой-нибудь несбыточной идеи. Или, быть может, уединенные острова обладают особой притягательностью для людей именного такого склада?

Так один американец по имени Бернард Кайзер уже шесть лет ищет на острове Робинзона сокровища. Ищет в основном рядом с главной местной достопримечательностью острова – «пещерой Селкирка». Кладоискатель убежден, что на острове спрятаны несметные богатства. Сохранились свидетельства, что в разгар так называемой «войны за испанское наследство» из Мексики вышли галеоны с сокровищами ацтеков на борту, которые так и не пришли к месту назначения.

Испания была близка к поражению, и поэтому разумнее было не везти сокровища в метрополию, а на время где-то их спрятать. Сделано это было, как считает Кайзер, именно на Мас-а-Тьерра. Вряд ли поиски американца увенчаются успехом - на острове одиночества нет места для сокровищ.

Сказочный остров в океане - это замечательно. Но ведь в названии книги Дефо недвусмысленно указано другое место действия романа - необитаемый остров у берегов Америки близ устья великой реки Ориноко! Между устьем реки Ориноко и архипелагом - дистанция огромного размера. Не говоря уже о том, что эти точки расположены в разных океанах: Хуан Фернандес в Тихом, а остров в устье Ориноко - в Атлантическом.

Так где же на самом деле находится остров Робинзона?

Из всех загадок Робинзона эта - самая простая. Остров Селькирка - это Мас-а-Тьерра, и Дефо прекрасно об этом знал. Почему же его герой оказался в устье Ориноко?

Причина проста. Для описания климата, животного мира, растительности и топографии острова Дефо нуждался в информации, однако сведений про Мас-а-Тьерра практически не было.

Поэтому писатель пошел другим путем. Он перенес остров Робинзона в Атлантический океан, в устье реки Ориноко, - на землю, географические координаты которой примерно совпадают с местонахождением острова Тобаго.

Сам писатель там никогда не был, но имел под рукой необходимые книги - такие, например, как «Открытие Гвианы» Уолтера Рэли, «Путешествия вокруг света» и «Дневник» Дампира. Надо заметить, что эта часть побережья Южной Америки давно привлекала внимание Дефо, в сферу интересов которого входила и английская колониальная политика. Известно, что он советовал Вильгельму Оранскому прогнать из Гвианы испанцев и захватить в свои руки золотые россыпи.

Сейчас остров Тобаго оспаривает у Мас-а-Тьерра честь считаться приютом Робинзона. Использование «бренда» Робинзона - одна из составных частей туристического бизнеса островитян. Его гостям среди прочих диковинок обязательно продемонстрируют главную достопримечательность - пещеру Робинзона Крузо.

Говорил ли Робинзон по-португальски?



С прототипом Робинзона ситуация еще более запутана, чем и с островом, - во всяком случае, в этом уверены многие исследователи.

Португальский историк сеньора Фернанда Дурао Феррейра утверждает, что Дефо заимствовал историю своего героя из португальских мореплавательских хроник 16-го столетия. По ее мнению, настоящим прообразом Робинзона является вовсе не шотландец Селкирк, а португалец - следует признать, далеко не самый достойный представитель этой маленькой, но гордой нации, негодяй и проходимец по имени Фернао Лопес.

Всем хорошо известно, что Англия, родина Робинзона – владычица морей. Но так было не всегда, до англичан на эту роль с не меньшим основанием могли претендовать португальцы. Португальские мореплаватели положили начало эпохе великих географических открытий: две трети планеты были открыты и нанесены на карту именно ими.

Сеньора Дурао указывает на ряд любопытных совпадений в судьбах Робинзона и Лопеса. Как явствует из исторических источников, сеньор Лопес напоминал собой не благородного «хозяина и губернатора колонии», каким изобразил своего героя Дефо, а скорее чудовищный «призрак острова». За предательство соотечественников во время осады неприятелем португальской колонии Гоа ему отрезали уши, нос, правую руку и большой палец левой руки. После всех этих ужасов Лопес скрылся на атлантическом острове, где и умер в 1546 году.

Как и Робинзон, Лопес имел своего Пятницу - яванского слугу. «Попугаем» Лопеса был ручной петух, следовавший за ним по всему острову. А вот и действительно интересное совпадение - как и герой Дефо, Лопес имел обыкновение делить листик бумаги пополам, противопоставляя плохие аспекты тех или иных событий хорошим, дабы понять, чего же в сложившихся обстоятельствах больше. Даже излюбленное восклицание Крузо: «я бедный-несчастный Робинзон!» перекликается с отмеченным в хронике присловием Лопеса: «О, я бедный-несчастный!».

Не так давно появился новый конкурент. Тим Северин, ирландский путешественник и писатель высказал гипотезу о том, что источником вдохновения Дефо были не Селкирк или Лопес, а английский хирург Генри Питман.

Северин обнаружил в Британской библиотеке документ, содержащий рассказ Питмана о его пребывании на Карибском островке Сал Тортуга у берегов Венесуэлы. Героя вынесло волной на берег острова после того, как лодка с восемью его товарищами потерпела кораблекрушение. По возвращении в Лондон в 1689 г. Питман опубликовал книгу «Повесть о великих страданиях и удивительных приключениях хирурга Генри Питмана», которая содержит ряд совпадений с романов Дефо, особенно в описаниях природы острова и его фауны. Неизвестно, имел ли Питман своего говорящего попугая или хотя бы кукарекающего петуха, но Пятница у него точно был - некий индеец, которого англичанин спас от пиратов.

Даниэль Дефо мог слышать рассказ о его злоключениях от самого Питмана - ведь они были хорошо знакомы, и даже вместе принимали участие в опасном политическом заговоре против Стюартов. Заговор был раскрыт, и Питмана сослали на остров Барбадос, откуда он и сбежал на той самой злополучной лодке. Дефо в то время (как и обычно) благополучно выпутался из сложной ситуации и был прощен. И то, и другое пошло только на пользу мировой литературе.

Разумеется, путешественник Северин не мог не навестить Сал Тортугу, предполагаемый остров Робинзона. В ходе посещения (кто бы сомневался!) он обнаружил множество совпадений природы острова с описаниями, приводимыми в книге Дефо.

Не удивлюсь, если когда-нибудь обнаружатся и другие претенденты на место прототипа героя Дефо. Робинзонада - явление нередкое в истории мореплавания той эпохи, и практически любой бедолага-отшельник, про историю которого слышал (или мог бы слышать) Дефо, может претендовать на роль прообраза нашего героя.

Не обязательно таким человеком должен быть европеец. Чем, например, хуже герои «Тысячи и одной ночи» - тот же Синдбад-мореход?
Роман "Робинзон Крузо" имеет множество жанровых особенностей: приключенческого романа, авантюрного романа, романа воспитания, духовной  автобиографии, мемуар, романа- хроники, островной утопии,аллегорической притчи.


Жизнь на необитаемом острове - не выдумка Дефо. Робинзонады родились вместе с рождением мореплавания, и рассказы о них волновали людские сердца задолго до выхода в свет его романа, - однако только гений Дефо превратил их из экзотической драмы в философский символ.

Роман "Робинзон Крузо" имеет множество жанровых особенностей: приключенческого романа, авантюрного романа, романа воспитания, духовной  автобиографии, мемуар, романа- хроники, островной утопии,аллегорической притчи.

 классическая идиллия свободного предпринимательства", "беллетристическое переложение локковской теории общественного договора" (А. Елистратова).

Все повествование в романе "Робинзон Крузо" ведется от первого лица, глазами самого героя, через его внутренний мир. Автор из романа полностью изъят. Данный прием не только увеличивает иллюзию правдоподобия, придавая роману видимость сходства с документом очевидца, но и служит чисто психологическим средством самораскрытия персонажа.

Правдоподобие романа достовернее самой правды. Позднейшие критики, прилагая к произведению Дефо мерки модернистской эстетики, упрекали его в чрезмерном оптимизме, который представлялся им достаточно неправдоподобным. Так, Уотт писал, что с точки зрения современной психологии Робинзон должен был бы или сойти с ума, или одичать, или погибнуть [15. С.87-88].
Однако правдоподобие романа, которого так добивался Дефо, не сводится только лишь к натуралистическому достижению идентичности с действительностью во всех ее деталях; оно не столько внешнее, сколько внутреннее, отражающее просветительскую веру Дефо в человека-труженика и созидателя. Об этом хорошо писал М.Горький:
"Золя, Гонкуры, наш Писемский - правдоподобны, это так, но Дефо - "Робинзон Крузо" и Сервантес - "Дон-Кихот" ближе к истине о человеке, чем "натуралисты", фотогр

Но замысел Дефо был глубже. «Робинзон Крузо» — это и притча о духовном пути человека, о том, как он прихоРобинзон из тех людей, о которых с восхищением писал Дефо. Он не теряет присутствия духа, он многое знает и многое умеет. Со вкусом и основательностью описывает Дефо, как устроены жильё и быт Робинзона. Герой заново проходит тот путь, что проделала к ХVIII веку человеческая цивилизация: он учится добывать огонь, защищать тело от жары и холода; он сам изобретает способ, как обжечь глину, сам лепит горшки и т.д. Но при этом он сознаёт, что его направляет (а может, и испытывает) высшая сила — Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится благодарить судьбу за то, что ему ниспослано, учится находить радость в своём положении, и в этом проявляется высшая Божья благодать. Но Робинзон — не отшельник. Он не стремится к умерщвлению плоти, не питается водой и кореньями — наоборот, он искусно создаёт вокруг себя комфорт, стремится жить как цивилизованный человек. Ещё в начале своего пребывания на острове Робинзон вывозит вещи с разбитого корабля. Эти вещи — символ цивилизации, к которой принадлежит Робинзон. Ондит к постижению высшего смысла человеческого существования и промысла Божия

Символично имя, которое Робинзон даёт молодому дикарю, — Пятница. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос, но Воскресение, обретение новой жизни, произошло позже. И Пятница, и Робинзон, и, возможно, с точки зрения Дефо, само человечество как раз и находятся на этом отрезке пути к истине: разум, воля, труд способны искоренить пороки старого общества, но каким будет новое — пока непонятно. Размышлений подобного рода немало в третьей части «Робинзона».

Успенский предлагает считать основной единицей композиции отрезок текста, в пределах которого сохраняется одна точка зрения на изображенное или один способ изображения: динамическое повествование или статическое описание, суммирующая характеристика, диалог, пейзаж, портрет, интерьер, лирическое отступление и т.п. [30], а В. Шкловский предложил схему из четырех типов применяемой в произведениях композиции: 1) композиция прямого времени (свойственна произведениям классицизма), которой свойственна традиционная схема сюжета: экспозиция, завязка, действие, кульминация, развязка; 2) принцип естественности; 3) композиция обратного времени, включающая приемы ретроспекции; 4) спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени) [13].

В своем романе Дефо совместил два приема повествования, свойственных литературе путешествий, путевых записок и отчетов,т.е. литературе факта взамен литературы вымысла: это дневник и мемуары. В дневнике Робинзон констатирует факты, а в мемуарах производит их оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Урок литературы с элементами исследовательской работы (ТРКМ, Смысловое чтение).

Открытый урок литературы в 8 классе с элементами исследовательской работы (ТРКМ. Смысловое чтение). Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по литературе. ТРКМ (Смысловое чтение).

Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...

ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...