Доклад "Организация исследовательской и поисковой работы при изучении русского языка"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лариса Николаевна Аксёнова

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру  у него уже есть несколько пар  готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили  из заготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «ВСЕ ДЕЛО В ЗАГОТОВКАХ. СДЕЛАЙ ИХ СЕГОДНЯ, И ЗАВТРА ДЕЛА ТВОИ ПОЙДУТ УСПЕШНЕЕ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской и поисковой работы при изучении русского языка.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для заврашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру  у него уже есть несколько пар  готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили  из заготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «ВСЕ ДЕЛО В ЗАГОТОВКАХ. СДЕЛАЙ ИХ СЕГОДНЯ, И ЗАВТРА ДЕЛА ТВОИ ПОЙДУТ УСПЕШНЕЕ».

Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Конечно, совсем не случайно я начала свое выступление с психологической метафоры о старом мудром башмачнике.

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развить свое речевое творчество?

Как реализовать потенциал его речевых возможностей?

Можно ли сделать так, чтобы уставшие от множества  унылых правил  и примитивных примеров дети в стенах своей школы и дома чаще встречались с праздником души – собственным творческим открытием?

Ответом на эти вопросы должна быть продуманная  и интересная система работы, которую я предлагаю своим ученикам.

Именно поэтому на уроках стараюсь раскрыть перед своими воспитанниками красоту, богатство русского языка, показывать его возможности, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, формировать культуру речи, вовлекая каждого ученика в поисковую деятельность, заинтересовывая его исследовательским процессом. И здесь важно определение вашего направления поиска. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере работы над полученным заданием, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – для меня главное, что они открывают новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя. На себя беру роль организатора.  Я лишь рекомендую учащимся литературу, консультирую, помогаю, контролирую деятельность ребят. Ученик исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий нас мир. Поисковая деятельность создает все материальные и духовные ценности. Вот почему стараюсь выбирать такие формы урока, которые способствуют организации диалога, живой и свободной  взаимосвязи между учителем и учащимися, где каждый ученик имеет возможность выражения своего «я».

В основе поисковой работы лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

индивидуальной заинтересованностью;

социальной значимостью.

Система такого воспитания построена на свободе творчества школьников, а это расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность.

Возможно, предлагаемые мною методические «заготовки», рецепты, творческие задания не совсем привычны в повседневной практике, но они помогают детям проникнуться творческим настроением, испытать муки поиска, становятся для ребят  праздником неожиданностей, удивления и радости.

Надо помнить, что работа по организации исследовательской и поисковой работы не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты, что первые успехи всегда заслуживают поощрения. Надо зажечь в ребенке искру надежды на успех, и когда он почувствует, что он успешен, это принесет соответствующие плоды.

Предлагаемые задания.

                                                                             

                        - Что такое вдохновение? - спросили П. И. Чайковского.

-Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, -  ответил композитор.

1.Лексико-орфографическая работа (обогащение словаря школьника) – путь к слову.

Работа со словарями. Происхождение (этимология), построение (состав), произношение, написание, его значения. Слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста.

2. Составление текста диктанта на определенную орфограмму для «Сборника удивительных диктантов».

Например. Тема «О-Е после шипящих и Ц».

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе из тяжелого самовара, стоящего на чопорной скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и объедался крыжовником со сгущенным молоком…

3.При изучении новой темы.

Например: 6 класс. Тема « Имя числительное».

  • Имя числительное в моей жизни, составить автобиографию или биографию близкого вам человека, используя количественные и порядковые числительные.
  • Написать названия литературных произведений, фильмов, содержащих имена числительные.
  • Подготовить сообщения по темам:
  • Старинные меры длинны и веса;
  • Имя числительное в нашей жизни;
  • Происхождение некоторых числительных.

4.В рамках декады по русскому языку по этимологии и фразеологии:

  • О названии дней недели и месяцев;
  • Названия - гулливеры  и лилипуты;
  • Названия – подарки;
  • Необыкновенные названия государств, городов, рек;
  • Из истории наименований:

                                               а) профессий;

                                               б) воинских званий;

                                                в) блюд;

                                                г) имен и фамилий;

                                                д) марок автомобилей и т.д.

Особый интерес представляла тема «Занимательная фразеология ».

  • Подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом: существительным – нос, язык, нога, рука, зуб, ухо, глаз, голова; глаголом – делать, ждать, дать, встать, взять и др.
  • «Изобразить в рисунках»
  • Сочинить или дополнить сказку фразеологическими оборотами. ( В известную сказку « Теремок» вставили 61 оборот)

Это были задания поискового характера. Исследовательская работа требует больше времени и подготовки, поэтому ее даю детям в качестве итоговой работы в конце года( средняя ступень)  или  при подготовке к НПК (старшая ступень).

Итоговое творческое задание-исследование «Энциклопедия одного слова».

- Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…

Понаблюдай, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Исследуй сначала слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом посмотри, почувствуй, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах, в песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.

Используй все типы словарей, энциклопедий, справочную литературу, помощь и советы учителя, родителей, знакомых…

Поработай в библиотеке. Вспомни, найди, подумай сам.

Копилка слов:  родина, жизнь, человек, детство, совесть, лицо, глаза, слезы, рука, сердце, голова, след, дорога, солнце, любовь, сказка, дом, мама, тайна, начало, портрет, дверь, дело, душа, зеркало, деревня, молитва, семья, характер, окно, встреча, радость, новость, сон, чувство, мир, память..

Для выполнения задания используй примерный план-схему.

1.Слово и его лексическое значение.

2.История слова…

3.Слово… и его «слова-родственники» (однокоренные).

4.Слово… и его друзья (синонимы).

5.Слово… и его враги (антонимы).

6.Слово… во фразеологических оборотах.

7.Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово… в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах, легендах, приметах, обычаях, в народных играх, хороводах,  в русских народных песнях, в народных сказках.

9. Соответствия слову…в пословицах и поговорках народов мира.

10. Слово…в мудрых изречениях-высказываниях.

11. Слово…в названиях произведений классической и современной литературы.

12. Слово… в текстах художественной литературы.

13. Слово… в текстах популярных песен разных лет.

14. Слово…в названии газет, журналов, рекламных приложений.

15. Слово… в названии картин художников.

16. Слово… в названии художественных и документальных фильмов.

17. Слово…в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки, диалоги, записки)

Предлагаемое задание вызывает большой интерес  у учеников: ребенок понимает, как много зависит от него самого, от старания, терпения, выдумки, системы  планирования и организации исследовательской деятельности.

2.НПК. «Цветовая палитра в лирике…: лексикологический аспект.

Данная исследовательская работа посвящена анализу прилагательных-цветообозначений в лирике поэтов серебряного века с лингвистической точки зрения. Изучение цветовой лексики позволить составить более полное представление о поэтике и особенностях художественного мировоззрения поэтов.

  • Выявить цветовую палитру поэта и его цветовые представления.
  • Представить инвентарь языковых средств, используемых поэтом.
  • Рассмотреть особенности сочетаемости цветовых слов, определить круг носителей цветовых характеристик.
  • Дать анализ семантических трансформаций цветовых слов и оценить их функциональную значимость в тексте.
  • Выявить особенности использования не цветовых слов в цветовом значении.

Таким образом, использование представленных приемов позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, организовать продуктивное сотрудничество и разнообразить подходы к достижению истины, позволяет сформировать привычку говорить правильно, образно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.

Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом  по  различным толковым словарям....

«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения»

Приводится проектная работа, раскрывающая использование технологии  критического мышления для формирования умений поисково-исследовательской  деятельности...

Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы

Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...