Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цели урока:

1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.

2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.

3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nekrasov_shkolnik.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.А.Некрасов «Школьник».

Цели урока:

1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.

2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.

3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг Некрасова Н.А.,

иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник», презентация по теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.А.Некрасова. Начнём урок с повторения изученного материала. Отдельным учащимся я раздам тесты по стихотворению Некрасова «Железная дорога». С результатами теста я ознакомлю вас на следующем уроке (раздаю тесты).

 Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».

1. Тема стихотворения:

а) любовь к Родине:

б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;

в) тяжелый труд крепостных.

2. Пейзаж в стихотворении увиден глазами:

а) Вани;

б) генерала;

в) пассажира.

3. В строках:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей, –     речь идет о:

а) царе;

б) нужде;

в) голоде.

4. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

а) «Нам не ездить по этой дороге!»;

б) «Вы наши плоды пожинаете!»;

в) «Мы не знали счастья!».

5. Автор предлагает Ване:

а) перенять благородную привычку к труду;

б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;

в) изучать историю Родины.

6. Качество русского народа, которым восхищается автор:

а) терпение;

б) выносливость;

в) немногословность.

А с остальными мы поиграем в игру «Вставь строку». Все отрывки из произведений Н.А.Некрасова. Будьте внимательны. Поднимайте руки и не выкрикивайте. (задания демонстрируются на слайдах)

II. Постановка цели.

На доске демонстрируется слайд со словом «ШКОЛЬНИК».

- Ребята, какие ассоциации вам приходят на ум, когда вы слышите слово «школьник». (ответы ребят)

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”. Мы с вами увидим другого школьника и наша задача проанализировать стихотворение и сделать вывод, чем школьник Некрасова отличается от современного школьника.

III. Слово учителя о Н.А.Некрасове.

Ребята, давайте с вами  вспомним некоторые биографические данные о Н.А.Некрасове. (просмотр презентации)

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.

1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.

“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.

Послушаем стихотворение “Школьник”.

IV.Словарная работа

В стихотворении нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберём.

Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами

Дьячиха – жена дьяка. Дьяк с греч. – служитель, начальник приказа. Например, посольский дьяк – начальник посольского приказа, думный дьяк – нижний чин в боярское думе.

Купчиха – женщина из купеческого сословия. Жена купца. Купец – представитель сословия, занимавшегося торговлей.

Поприще – область деятельности.

Момент релаксации.

V. Прослушивание стихотворения «Школьник».

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие чувства вас посетили при прослушивании стихотворения? (ответы детей)

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

VI. Анализ стихотворения «Школьник»

  1. Сейчас, ребята, я познакомлю вас с предысторией стихотворения Некрасова Н.А. «Школьник».  Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни.

- Ребята, как вы думаете, о каком архангельском мужике идёт речь?

(Михаил Васильевич Ломоносов)

-Ребята, а что вы знаете об этом удивительном человеке?

(Ломоносов долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий)

  1. –Ребята, анализ любого стихотворения начинается с определения, темы и идеи. Давайте вспомним: Что такое тема? (тема- то, о чём говорится в произведении)

- Что такое идея или основная мысль произведения?( то, что хотел донести до нас автор)

- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему и идею.

Тема – тяга знаний  простого бедного мальчика.

Идея – мы понимаем, как важно учиться и каким можно стать благодаря учению. Мы должны дорожить условиями, созданными для нас сейчас.

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

- Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

- В первой строфе автор употребляет словосочетание «невесёлая дорога».  Только ли прямое значение имеет это словосочетание? (это вся жизнь простого мальчика)

- Каков пейзаж? (монотонный, скучный, автор не использует прилагательные).

- От какого лица идет  повествование? (от лица автора)

- Да, стихотворение представляет собой монолог. Кому он адресован? Для чего автор это говорит? Как другим словом можно это назвать? (напутствие)

3) Читаем вторую строфу.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славных путь.

А сейчас мы с вами поговорим о художественных образах. Сколько образов в этом стихотворении. Кто они?  Какие эти образы? ( Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…)

- Почему он не должен стыдиться? (он не виноват, что бос, он из бедной семьи)

- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).

- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

4) - Анализируем третью и четвертую строфы.

Вижу я в котомке книжку,

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?

- Далее автор предполагает:

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?..Ну, что ж!

- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).

- Так от кого же все зависит?

- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

«Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете-

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко.

- Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое). Область деятельности.)

- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?

5) Заполнение таблицы «Средства художественной выразительности»

Эпитеты

Метафоры

Противопоставление

6) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

VII. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

IX. Подведение итогов урока.

Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.

X. Задания на дом:

Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.

XI.Комментирование оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...