Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов
материал по литературе (5 класс) на тему

Матышева Наталия Алексеевна

Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_litra.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов

Цели:

Образовательная – расширение читательского кругозора у учащихся, привлечение пристального внимания к лучшим образцам книг для детей и взрослых.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, отработка навыков выразительного чтения, сценической культуры.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к слову, творческому наследию, как родной литературы, так и зарубежной.

Оборудование: выставка рисунков – иллюстраций к прочитанным произведениям.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «У Лукоморья» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

О. Уайльд «Мальчик-звезда»

Э.С. Томпсон «Лобо»

Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Соловей».

Выставка книг.

Вступительное слово

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые.

Ежегодно мировая общественность отличает 2 апреля Международный день Детской и Юношеской книги.

А почему именно в этот день установлена дата? Верно, 2 апреля – день рождения любимого сказочника всех детей – Ганса-Христиана Андерсена. В рамках Недели детской книги проводятся в нашей школе различные мероприятия: выставки книг, детских рисунков – иллюстраций к прочитанным произведениям, турниры и конкурсы.

  Наш турнир – «Юные знатоки литературы» – предполагает знакомство с такими произведениями:

1. Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Соловей».

2. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «У Лукоморья»

3. О. Уайльд «Мальчик-звезда»

4. Э.С. Томпсон «Лобо»

От каждого класса команда из 6 человек занимает положенные места.

Представление жюри:

  1. Библиотекарь
  2. Преподаватель рус. яз. и литературы, не работающий в классах
  3. Представитель школьного самоуправления.

Первое задание. Многие произведения А.С. Пушкина нашли и музыкальное воплощение.

«Узнай произведение по началу»

По музыкальному фрагменту узнать все произведение. Время звучания – 30 сек. Назвать автора. Каждый правильный ответ 3 б.

(звучат фрагменты)

  1. Михаил Глинка «Руслан и Людмила» (опера)
  2. Н. Римский-Корсаков «Сказка о золотом петушке»
  3. А. Даргомыжский «Русалка»

Подведение итогов.

2 задание «Юные толмачи». (Приложение 2)

 Из вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин выписаны слова устаревшие. Члены команд должны дать им современное объяснение, толкование.

Всего 7 слов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Подведение итогов.

3 Задание «Внимательный ли вы читатель?»

Викторина на знание текста «Сказки о мёртвой царевне»

10 вопросов напечатаны на бланке.

Нужно за 3 минуты дать ответы.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

В это время проводится игра со зрителями, также вопросы по «Сказке..», но иные. Зрители могут заработать баллы для своей команды.

Подведение итогов.

4 Задание  (Приложение 4)

Путешествуя вместе с героями, мы можем побывать в таких местах, где наяву не всем выпадает счастье оказаться.

«Узнай пейзаж» - по отрывку из художественного произведения нужно узнать и ответить на вопросы:

  1. название;
  2. автор;

Каждый ответ правильный – 3 балла.

Всего 4 пейзажа. Максимум 12 баллов.

Задания  на карточках. Время выполнения 5 мин.

5 Задание «Литературная кухня». (приложение 5)

«Без знаний по теории литературы никак не обойтись знатокам».

На бланке 10 предложений – определения какого-либо литературоведческого термина. Нужно закончить предложение, дописав термин.

Время выполнения – 3 мин.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Подведение итогов.

6 Задание «Восстанови рецепт» .

Продолжая находиться на литературной кухне, восстанавливали рецепт из текста рассказа ЭС. Томпсона «Лобо». Рецепт охотника, собиравшего отправить волка, нол не сумевшего это сделать – Умнейший Лобо его перехитрил.

На карточках текста с пропущенными словами. Всего 5 слов. Нужно их вписать за 2 минуты. Каждое правильное вписанное слово – 1 балл.

Подведение итогов.

7 Задание «Знакомы ли вы с мальчиком – Звездой?».

Каждый из нас мечтает, чтобы о нём сказали: «Родился под счастливой звездой».

А каково быть самой Звездой?

«Знакомы ли вы с мальчиком – Звездой» - название следующего тура.

Каждая команда получает бланк с 12 вопросами. Каждый правильный ответ – 2 балла. Время выполнения – 4 мин. (Приложение)

В это время проводится игра со зрителями на знание текста сказки О. Уайльда «Мальчик – Звезда». Каждый правильный ответ – 1балл – для своей команды.

Подведение итогов.

8 Задание

Исполнение стихотворения наизусть. Автор – на выбор.

Критерии оценивания:

Знание текста – 5 баллов.

Выразительность, эмоциональность – 5 баллов.

Артистизм, сценическая культура – 5 баллов.

Подведение итогов.

9 Задание «Вербализируй мысль» (Приложение 7)

По фотографиям животных восстановить предложение из рассказа Э.С. Томпсона «Лобо», содержащем указание причины, по которой умер легендарный властелин Куррумпо. Оценивание:

  1. Каждое правильно упомянутое животное – 1 балл
  2. Всего – 4 балла.
  3. Вреия выполнения – 2 мин.

10 Задание «Весь мир – театр» (домашняя заготовка).

Инсценировка фрагментов изученных произведений (1 по жребию).

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» диалоги Царицы с Зеркалом.
  2. О. Уайльд «Мальчик – Звезда». Диалог Мальчика-Звезды с матерью.
  3. Г.Х. Андерсен «Соловей», «Диалог Соловья со Смертью».

Критерии оценивания:

  1. сценическая культура, артистизм – 5 баллов.
  2. знание текста – 5 баллов.
  3. декорации, костюмы – 5 баллов.

Продолжительность номера – до 5 минут.

Подведение итогов.

Заключительное слово

Сегодня мы вновь окунулись в волшебный мир настоящей литературы и встретились с полюбившимися героями. В общем-то, мы с ними и не расстаёмся. Ведь это книги, которые нас воспитывают. Как говорил А.С. Пушкин: «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Вместе с этими героями: и многими другими, которых обрели, благодаря книгам, и которые никогда не передадут, идти нам по жизни.

В добрый путь! И в ближайший привал – в библиотеке.

Приложение 2

Викторина по произведениям
А.С. Пушкина.

Дать толкование слов, употреблённых автором во вступление к поэме «Руслан и Людмила»

  1. Неведомый –
  2. Дол –
  3. Видения –
  4. Витязь –
  5. Чредой –
  6. Пленяет –
  7. Чахнет –

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Время – 1 мин.

Ответы

  1. Неведомый – (от слова ведать) - неизвестный
  2. Дол – то же, что долина
  3. Видения – чудеса
  4. Витязь – рыцарь, воин
  5. Чредой – по очереди, друг за другом
  6. Пленяет – берет в плен
  7. Чахнет – сохнет, худеет

Приложение 4

Узнай пейзаж

  1. Была зимняя ночь, стоял лютый мороз. И на земле и на деревьях лежал толстый снежный покров. Когда лесорубы продирались сквозь чащу, маленькие обледеневшие веточки обламывались от их движений, а когда они приблизились к Горному Водопаду, то увидели, что он неподвижно застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда.
  2. Большая, населённая скотоводами область в северной части Новой Мексики называется Куррумпо. Это страна богатых пастбищ, огромных стад, страна потоков с чистою, прозрачной водой, впадающих в реку Куррумпо, по имени которой названа вся местность.
  3. В саду росли чудеснейшие цветы;  к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано! Сад тянулся далеко-далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается. Из сада можно было попасть прямо в густой лес; в чаще его таились глубокие озёра, и доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали под нависшими над водой вершинами деревьев.
  4. Берега реки были очень красивы; повсюду виднелись чудеснейшие цветы, высокие, раскидистые деревья, луга, на которых паслись овцы и коровы, но нигде не было видно ни одной человеческой души.
    Но вот она приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с цветными стёклами в окошках и соломенной крышей. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали ружьями честь всем, кто проплывал мимо.  

Приложение 5

Закончить предложение, дописать термин.

  1. Повествование о вымышленных необыкновенных событиях и приключениях - …

  2. Художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства определённого предмета или явления - …

  3. Художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению -…

  4. Описание природы в художественном произведении -…

  5. Описание внешности персонажа - …

  6. Одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке -…

  7. Звуковое совпадение, созвучие стихотворной строки -…

  8. Ряд связанных между собой событий, положенных в основу художественного произведения -…

  9. То, о чём рассказывается в произведении, круг событий или явлений, описанных в нём -…

  10. Искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах - …

Эпитет                         рифма
пейзаж                         тема
фольклор                     метафора
портрет                        ритм
сказка                           сюжет

Каждый правильный ответ – 1 балл.
Всего – 10 баллов.

Приложение 6

Вопросы знатокам
Знакомы ли Вы с Мальчиком-Звездой?

  1. Сколько времени скитался Мальчик-Звезда?
  2. Как долго М-З был правителем?
  3. Где была спрятана первая монета?
  4. Где была спрятана вторая монета?
  5. Где нашел М-З третью монету?
  6. Пожалел ли М-З , когда он стал безобразным?
  7. Сколько лет М-З прожил у приёмных родителей?
  8. Какие цветы росли в саду хозяина?
  9. Изменился ли Мальчик-Звезда до своего превращения в урода и после превращения опять в прекрасного мальчика?
  10. Назовите эпизод, когда М-З оценил чужую жизнь дороже своей.
  11. Как отблагодарил М-З своих приёмных родителей, когда стал правителем?
  12. Какие качества приобрёл М-З после всего, что с ним произошло.

Каждый правильный ответ – 2 б.

Приложение 3

Внимательный ли вы читатель?
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне…»
1. В какой православный праздник «Бог даёт царице дочь?»

2. Какое приданое дал царь дочери?

3. Куда собиралась, наряжалась, царица?

4. Как называлась в ту пору служанка?

5. Где очутилась царевна, когда зашла в лесной терем?

6. Где стоял стол дубовый?
7. Какая печь была в тереме?

8. Куда взобралась царевна и «тихонько улеглась»?

9. Чем угощали богатыри царевну?

10. Как узнали богатыри, что перед ними царевна?

Приложение 3 «Игра со зрителями»

11. Куда отвели хозяева терема Царевну?

12. Какой вид наказания угрожала применить к Чернавке Царица, требуя царевну погубить?

13. Как Царевна доказала, что честна с богатырями? Закончить фразу:
«Коли лгу, пусть Бог велит

14. Сколько дней ждали богатыри, что Царевна восстанет ото сна?
15. В какое время суток «творили богатыри обряд печальный» ?

16. Из чего был сделан гроб Царевны?

17. Сколько столбов поддерживали гроб?

18. Из чего сделаны были цепи?

19. Что делали при встрече и прощании сказочные герои по русскому обычаю?

20. К каким силам природы обращается Елисей в поисках невесты?

Ответы к приложению 3

Внимательный ли вы читатель?
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне…»
1. В какой православный праздник «Бог даёт царице дочь?» (в сочельник, ночь)

2. Какое приданое дал царь дочери?
(семь торговых городов
да сто сорок терминов)

3. Куда собиралась, наряжалась, царица? (на девичник)

4. Как называлась в ту пору служанка? (чернавка, сенная девушка)

5. Где очутилась царевна, когда зашла в лесной терем? (в горнице)

6. Где стоял дубовый стол? (под святыми)
7. Какая печь была в тереме? (печь с лежанкой изразцовой)

8. Куда взобралась царевна и «тихонько улеглась»? (на полати)

9. Чем угощали богатыри царевну?

(«подносили пирожок,
рюмку полну наливали»)

10. Как узнали богатыри, что перед ними царевна? (по речи)

11. Куда отвели хозяева терема Царевну? (в светлицу)

12. Какой вид наказания угрожала применить к Чернавке Царица, требуя царевну погубить? (рогаткой – деревянный или железный ошейник с 4мя концами)

13. Как Царевна доказала, что честна с богатырями? Закончить фразу:
«Коли лгу, пусть Бог велит,
Не сойти живой мне с места.
14. Сколько дней ждали богатыря, что Царевна восстанет ото сна? (три)
15. В какое время суток «творили богатыри обряд печальный» (в полуночную пору)

16. Из чего был сделан гроб Царевны (из хрусталя)

17. Сколько столбов поддерживали гроб?(6)

18. Из чего сделаны были цепи(из чугуна)

19. Что делали при встрече и прощании сказочные герои по русскому обычаю? (кланялись в пояс)

20. К каким силам природы обращается Елисей в поисках невесты? (к Солнцу, к Месяцу, к Ветру)

Приложение 6 «Восстанови рецепт»

Впишите пропущенные слова.

«Удивительное чутьё Лобо».

«По совету одного старого охотника, я растопил немного … вместе с почечным жиром только что убитой тёлки; … я резал костяным ножом, чтобы избежать металлического запаха. Когда смесь остыла, я разделил её на куски и , сделав отверстие в каждом куске , вложил туда большую дозу … и … , заключённого в капсулу, не пропускающую никакого запаха. Затем я закупорил дыры …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Турнир знатоков литературы для 5-6 классов

Внеклассная работа по литературе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Турнир знатоков биологии среди 6-7 классов по теме "Злаки"/

Турнир знатоков биологии - командная игра. Проводится среди обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. Турнир направлен на формирование целостного восприятия окружающего мира, понимание п...

Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7-8 классов

Турнир знатоков русского языка среди 6-7 классов. Цели: 1.Повысить интерес к русскому языку. В занимательной форме раскрыть проблемы современного состояния русского языка и ставить вопросы повышения ф...

Турнир по волейболу среди учащихся 6-8 классов.

middot;         Популяризация активного, здорового образа жизни среди обучающихся;·         Развитие массовой фи...