Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetika._ekzamen.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ. Билет  № 1

Прочитайте отрывок из произведения  Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»  и ответьте на вопросы.

1.Назовите род  литературы, к которому относится данное произведение,  и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Некрасова?

3. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите его в тексте.

4.Укажите название изобразительно-выразительного средства : «И облака дождливые, как дойные коровушки..», «Земля, как мертвец без савана, лежит..».

5.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.

6.Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам? Найдите пример в тексте.

7. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ. Билет № 2

Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей..» и ответьте на вопросы.

1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение и его жанр.

2.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Найдите пример в тексте.

3.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.

4.Какую стилистическую фигуру, основанную на единоначатии, применяет Некрасов в данном стихотворении? Дайте её название, найдите её в тексте.

5.Стихотворение Некрасова основано на противопоставлении. Как оно называется в литературоведении? Что именно противопоставляется в данном произведении?

6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

7.Как изобразительно-выразительные средства стихотворения помогают поэту передать настроение лирического героя?

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ. БИЛЕТ №3.

Прочитайте отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и ответьте на вопросы.

 1.Назовите род  литературы, к которому относится данное произведение,  и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина?

3.Как называется вид комического, характерный для данного произведения, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые осуждаются автором? Что именно осуждает автор в данном произведении?

4.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству.  Найдите пример в тексте.

5.Как в литературоведении называется преувеличение? Приведите пример из текста.

6.Как в литературоведении называется скрытая насмешка? Приведите примеры из текста.

7.Чем похожа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на народную  сказку и чем отличается от неё?

 

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 4.

Прочитайте отрывок из произведения  Л.Н. Толстого «Война и мир»  и ответьте на вопросы.

1.Назовите род  литературы, к которому относится данное произведение Л.Н. Толстого,  и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество  Л.Н. Толстого?

3.Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов и явлений? Найдите пример этого приёма в тексте.

4.В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи её переживаний. Как в литературоведении называется такой монолог? Найдите в тексте этот отрывок.

5. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу? Назовите термин и найдите пример в тексте.

6.В последнем абзаце найдите слово, с помощью которого автор открыто передаёт состояние Наташи?

7.Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в этой сцене?  

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 5.

Прочитайте отрывок из произведения  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  и ответьте на вопросы.

1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2.Каким элементом сюжета является данный фрагмент?

3.Как в литературоведении называется одно из средств создания образа, при котором автор повествует  о внешности героя? Назовите термин, найдите пример в тексте.

4.Укажите название элементов  композиции, являющихся описанием частей реальной обстановки, в которой разворачивается действие (на улицах города, в доме героя). Приведите примеры из текста.

5.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.

6. Как в литературоведении  называется значимая подробность, позволяющая дать точную характеристику персонажу? Приведите примеры из текста.

7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Достоевскому раскрыть образ героя и каков этот образ?

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ № 6

Прочитайте отрывок из произведения  Л.Н. Толстого «Война и мир»  и ответьте на вопросы.

1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2.Образу  какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде капитан Тушин? Каким термином называется в литературоведении противопоставление?

3.Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.

4.Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих? Назовите термин, приведите пример.

5.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.

6. Как в литературоведении  называется значимая подробность, позволяющая дать точную характеристику персонажу? Приведите примеры из текста.

7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Толстому  раскрыть образ героя и каков этот образ?

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ  № 7

Прочитайте отрывок из произведения  И.А. Гончарова «Обломов»  и ответьте на вопросы.

1.Назовите род  литературы, к которому относится данное произведение И.А. Гончарова,  и его жанр.

2. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите в тексте этот элемент композиции.

3.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.

4.Укажите, какой троп использовал автор, чтобы показать   психологическое состояние  героя: «Какая тут возня! – думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. – А снаружи всё так тихо, покойно!..»

5.Как в литературоведении  называется значимая подробность, необходимая для того, чтобы дать точную психологическую характеристику  персонажа? Приведите пример такой подробности, которая трижды встречается в данном отрывке в связи с состоянием Ольги.

 6. Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.

7.Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя и авторскую позицию?

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ  № 9

Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и ответьте на вопросы.

1.К какому роду литературы относится данное произведение?

2.Как в литературоведении называются образные определения?  Найдите примеры в тексте.

3.Перечитайте первую строфу. Звуки в ней подобраны так, чтобы  мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? Какие именно звуки создают звуковую сторону образа грозы?

4.Определите размер, которым написано стихотворение.

5.Выпишите из стихотворения устаревшее слово со значением «жемчуг», «жемчужины».

6.Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевленного предмета как одушевленного? Найдите пример в тексте.

7. Можно ли сказать, что это стихотворение о  природном явлении  оказывается ещё и  стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте.

ОСНОВЫ   ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ   № 9

Ф.И.Тютчева «Я встретил вас» и ответьте на вопросы.

1.К какому роду литературы относится данное произведение? Каков жанр этого стихотворения?

2.Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

3. Как называется средство иносказательной выразительности, дважды использованное поэтом в первой строфе  («отжившее сердце», «время золотое»).

4.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите пример в тексте.

5.Какой художественный приём, придающий стихотворению особую музыкальность дважды использован в пятой строфе? Найдите эти строки.

6.Определите размер, которым написано стихотворение.

7. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

ОСНОВЫ  ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ  № 10

Прочитайте стихотворение А.А. Фета  «Это утро, радость эта..» и ответьте на вопросы.

1.К какому роду литературы относится данное произведение?

2.Как называется вид звукописи, при котором происходит повторение одинаковых согласных звуков? Приведите пример из текста.

3.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

4.Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающегося в его неоднократном повторении в начале стихотворной строки? Приведите примеры из текста.

5.Какая часть речи отсутствует в стихотворении, рисующем приход весны?

6.Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которой Фет создаёт поэтическую картину весенней природы?

7. Какие чувства испытывает лирический герой данного стихотворения?

Билет №1. Ответы.  Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

1.Лиро-эпический, поэма.

2.Критический реализм.

3.Пейзаж. «Вода не убирается,…»

4.Сравнение.

5.Эпитет. «Весна ранняя и дружная», «облака  дождливые», «зеленым ярким бархатом».

6.Олицетворение. «Земля лежит печальна и нага»

Билет №2. Ответы. Н.А. Некрасов «Я не люблю иронии твоей..»

1.Лирика. Элегия.

2.Метафора. «Кипим сильней», «а в сердце холод».

3.Эпитет. «Тайный холод», «бушующие волны».

4.Анафора  ( во 2-й строфе).

5.Антитеза «горячо любивших» и «холода и тоски» в сердце.

6.Ямб

Билет №3. Ответы.  М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,..»

1.Эпос. Сказка.

2.Критический реализм.

3.Сатира. Паразитизм правящих классов, рабскую покорность формально свободного мужика.

4.Метафора: «сердца у них весело играли»

5.Гипербола: «стал даже в пригоршне суп варить»

6.Ирония: «..пришло даже на мысль:  «Не дать ли тунеядцу частичку?», «Встал мужичина…»

Билет №4. Ответы.  Л.Н. Толстой «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)

1.Эпос. Роман-эпопея.

2.Критический реализм.

3.Антитеза. «Сырой, холодный воздух» и «теснота … кареты» и  «освещенные залы» предстоящего бала.

4.Внутренний монолог.

5.Сравнение: «как бы  он шёл по толпе базара»

6. Радость.

Билет №5. Ответы. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»  

1.Роман.

2.Экспозиция.

3.Портрет.

4.Пейзаж, интерьер.

5. Внутренний монолог.

6. Художественная деталь

Билет № 6. Ответы.  Л.Н. Толстой «Война и мир»

1.Эпопея.

2.Наполеон, антитеза.

3.Эпитет: «Слабый», «тоненький», «нерешительный»

4.Градация: «Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, …»

5.Внутренний монолог

6.Художественная деталь: «Маленькая ручка», «слабый, тоненький, нерешительный голосок», «трубочка»-«носогрелка».

Билет № 7. Ответы. И.А. Гончаров «Обломов»

1.Эпос. Роман.

2.Пейзаж.

3.Внутренний монолог.

4.Антитеза

5.Художественная деталь, платок.

6.Эпитет: «невидимая, мелкая работа», «торжественный покой»

Билет № 8. Ответы. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1.Лирика.

2.Эпитет : «раскаты молодые», «поток проворный».

3.Аллитерация, звукопись.

4.Ямб.

5. «Перлы»

6.Олицетворение: «резвяся, играя»

Билет № 9. Ответы. Ф.И. Тютчев «Я встретил вас..»

1.Лирика. Элегия.

2.Противопоставление, контраст.

3.Метафора.

4. Эпитет: «милые черты».

5. Анафора.

6.Ямб.

Билет № 10. Ответы. А.А. Фет  «Это утро, радость эта..»

1.Лирика

2.Аллитерация.

3. Хорей

4.Анафора.

5.Глаголы

6.Пейзаж

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ  № 6.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

-- Круши, ребята! -- приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

-- Вишь, пыхнул опять, -- проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, -- теперь мячик жди -- отсылать назад.

-- Что прикажете, ваше благородие? -- спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

-- Ничего, гранату... -- отвечал он.

"Ну-ка, наша Матвевна", говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

-- Ишь, задышала опять, задышала, -- говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

-- Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! -- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

-- Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся.                  (Л.Н Толстой «Война и мир»).

                                                     

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ  №  8

Ф.И. Тютчев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА 

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

 Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.   БИЛЕТ  №  4

Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.

«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она.

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

            ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ  №  5.

  В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту.

   Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

   Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, -- нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

   Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

   "На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!"

   На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили

отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

                           

                                        Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»                                                                                                                             

             

                  ОСНОВЫ   ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ   №  2

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще  остаток чувства сохранившим —
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

                                           Н.А. Некрасов

        

ОСНОВЫ   ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ   №  7

        Обломов пошёл в обход, мимо горы, с другого конца вошёл в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдёт здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем её шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а всё, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве всё двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, всё равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно всё повторяет один и тот же звук, может быть зовёт другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из неё раздаётся неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так всё тихо, покойно!..»

А шагов всё не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. — Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слёзы; но едва оботрёт, являются новые. Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может. Обломов не видал никогда слёз Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошёл за ней.

— Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошёл рядом с ней.

— Вы плачете? — сказал он.

У ней слёзы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.

— Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв её руку и стараясь оторвать от лица.

— Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чём? Вы правы: да, всё может случиться.

— Что делать, чтоб не было этих слёз? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите, приказывайте: я готов на всё...

— Вы сделали, чтоб были слёзы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! — говорила она, махая себе платком в лицо.

                                                                                                      И.А.Гончаров «Обломов»


                                    ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.  БИЛЕТ   №    2

        

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще  остаток чувства сохранившим —
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Н.А.  НЕКРАСОВ

         

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ.   БИЛЕТ   №  3.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?

— То есть как же... мужика?

— Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

— Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

— Ка́к нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

— Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»

— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.

— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.

— Не позволите ли теперь отдохнуть?

— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются.                                                       М.Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов                    прокормил»

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ   БИЛЕТ    № 1.

Недаром наши странники
Поругивали мокрую.
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко.
И облака дождливые,
Как дойные коровушки.
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,
А пуще жаль скотинушку;
Скормив запасы скудные,
Хозяин хворостиною
Прогнал ее в луга,
А что там взять? Чернехонько!
Лишь на Николу вешнего
Погода поуставилась,
Зеленой свежей травушкой
Полакомился скот.

День жаркий. Под березками
Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой:
«Идем одной деревнею,
Идем другой — пустехонько!
А день сегодня праздничный,
Куда пропал народ?..»
Идут селом — на улице
Одни ребята малые,
В домах — старухи старые,
А то и вовсе заперты
Калитки на замок.
Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается
А не пускает в дом!


Прочитайте отрывок из произведения  Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»  и ответьте на вопросы.

1.Назовите род  литературы, к которому относится данное произведение,  и его жанр.

2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Некрасова?

3. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите его в тексте.

4.Укажите название изобразительно-выразительного средства : «И облака дождливые, как дойные коровушки..», «Земля, как мертвец без савана, лежит..».

5.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.

6.Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам? Найдите пример в тексте.

7. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"

Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....

Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.

Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...

Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс

Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе...

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...