Урок-исследование по рассказу Чехова "Толстый и Тонкий"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Цели урока:

1)      обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения: постичь стилевые особенности рассказа Чехова;

2)      развивающая – стимулировать у каждого уч-ся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно, самостоятельно4

3)      воспитательная – формировать у уч-ся понятие о чувстве собственного достоинства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chehovu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по рассказу Чехова "Толстый и Тонкий"

 Тема урока «В мастерской художника слова: А.П. Чехов. 

Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Толстый и тонкий».  

Цели урока:

1)      обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения: постичь стилевые особенности рассказа Чехова;

2)      развивающая – стимулировать у каждого уч-ся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно, самостоятельно4

3)      воспитательная – формировать у уч-ся понятие о чувстве собственного достоинства

 

Ход урока

        I.                Выявление читательских ожиданий и первоначального восприятия.

Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них - мелкий, бедный чиновник. Другой - состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

- Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом совсем изменил сюжет...

- Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого смысл рассказа?

 - Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?

  

 III.      Вступление к анализу рассказа.

Писатель и художник, каждый своими средствами, высмеивает отрицательных героев.

- Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

- Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

 

                          Психологический портрет литературного героя

 

 

 


Внешность                             манера                                                    голос, речь

(черты лица,                         поведения                                 (интонация, сила голоса, лексика)

 взгляд, фигура,

 поза, мимика,

 жесты, одежда)

 

Задача урока: а теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

 

                                                       -2-

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА.  

       I.       Слово учителя 

Жанр рассказа (малая эпическая форма)  Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х г.г. 19 в.

Из писем Чехова:

«Краткость – сестра таланта».

«Искусство писать – это искусство сокращать»,

«Писать талантливо, то есть кратко»…

Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

Лаконизм – и огромное социальное содержание.

- Как этого достигает Чехов?

    II.      Анализ стилистических особенностей рассказа 

1) Заглавие рассказа

- Что должно отражать заглавие: тему или основную мысль пр-я? (У Чехова Заглавие почти всегда имеет точное идейное звучание)

- По мнению Ч., заглавие – это смысловой стержень пр-я, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и…скромным.

- Всегда ли это удавалось Чехову? Приведите примеры известных вам рассказов, подходящих под определение тезисов Чехова.  

  Запись в тетрадях: 1. «Простое, предельно краткое заглавие»

 

2)  Композиция рассказа? Каковы ее основные элементы? 

  Запись в тетрадях: 2. «Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка»

3) Вступление к рассказу.

- Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа: пространно? Обстоятельно? Вступление? (1-2 фразы)

- Найдите завязку рассказа. ( «На вокзале Николаевской Железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)

- Прочитайте похожие завязки из др. рассказов Чехова.

- Чем характеризуется завязка рассказов Чехова?

  Запись в тетрадях   3. «Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица; острое, динамичное действие, сосредоточенное обычно около одного события или лица; неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа»

4) Диалог

- Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

  Запись в тетрадях: 4.«Диалоговое построение рассказа».

- В чем особенность диалогов Ч.? (Очень много говорят о героях. Это рассказы-сценки).

- Какими вы увидели героев рассказа?

ИНСЦЕНИРОВКА

                                                         -3-

 III.      Работа в группах (карточки-задания).

1-я группаПортреты героев

 

- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Чем необычны эти портретные зарисовки? Прочитайте.

 - На какие детали в портретах героев обращает наше внимание автор?  

     - О чем говорят эти детали в описании героев?

 

(От портрета остались только объемы героев да губы толстого… Зато писатель в одинаково построенных предложениях обращает наше внимание на то, откуда выходят герои: ресторан вокзала и вагон поезда, и на то, чем от них пахнет: херес. Флердоранж и кофейная гуща, ветчина)

Д/з: Флердоранж – цветок апельсина, здесь: настой цветов, применяемый в качестве одеколона; Херес – марка дорогого сухого вина

 Запись в тетрадях:5 «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание».

2-я группаРечь героев

- Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями.

- Лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед «власть имущими». Как это отражается в его речи ?  

- Восторженные слова искренней радости…………………….

- Слова, свидетельствующие о чинопочитании, угодничестве…………….

- В начале встречи – восклицания и незаконченные фразы, обращения (радость)………………….

- В конце рассказа – подобные же фразы (растерянность, смятение чувств, суетливая почтительность)…………………………

- В начале рассказа: уверенный смех человека, довольного жизнью, семьей, продвижением по службе………………………………

В конце:   подобострастный смех человека, заискивающего перед высшим чином…………………

Д/з (инд.) Речь и поведение героев.

 

  Запись в тетради: 6. «Индивидуальная неповторимость речи герое, 

3-я группаДве встречи в рассказе.

 

-  В рассказе  происходит не одна, а две встречи бывших однокашников. Докажите.

Какие это встречи?

- И…сразу же невидимая пропасть пролегла между ними… Как это показывает Чехов? Прочтите.

 

 (Сначала толстый и тонкий свиделись как два приятеля, а потом… как начальник и подчиненный… как два чина. «Тонкий вдруг побледнел…Его чемоданы…Нафанаил вытянулся во фрунт…)

4-я группа  Своеобразие чеховской фразы

Для рассказов Чехова более характерен диалог.  В чем своеобразие чеховской фразы?  

А) Какие предложения употребляют герои: сложные или простые?

Б) Много ли эпитетов, сравнений, считающихся приметой художественного стиля? Почему автор избегает эпитетов, красивых сравнений?

В) Любимая часть речи у Чехова?

Г) Слова вычурные, непонятные… или простые?

 (Простые предложения, любимая часть речи – глагол, простые  и точные слова, эпитетов  и красивых сравнений Чехов избегает: уж очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет… Тут не до красивостей, поэтому он выбирает слова обыденные, предложения простые)

  Запись в тетрадях: 7 «Простота и лаконизм (краткость) фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления».

 

      ОБОБЩЕНИЕ   Каковы стилевые особенности рассказов Чехова?                                        -4-

  IV.      Исследовательская работа  «Словам… тесно, мыслям – просторно…»

- Какие слова чаще всего повторялись в высказываниях одноклассников?(просто, кратко, традиционно)

- И что же? Рассказы Чехова просты, традиционны, лишены «красивостей» и ,может быть, малохудожественны, скучны?  Ваше мнение?

- Горький так сказал о манере письма Чехова: «Чехов… умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

- Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Ч. Сказано очень многое?

- Что изумило вас особенно? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим различные редакции вариантов рассказа «Толстый и тонкий». Может быть, это натолкнет вас на интересную мысль?

 

Журнальный вариант рассказа: 

    Рассказ "Толстый и тонкий" вначале строится так: "толстый", узнав, что друг его детства "тонкий" переведен в его департамент, тотчас надувается, как "индейский петух": "Поздно, милостивый государь, на службу являетесь". Но спустя несколько лет, готовя рассказ для сборника "Пестрые рассказы", Чехов переделал конец: толстый уже не надувается, не делает тонкому выговора.

Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице.  В журнальном варианте рассказа толстый вел себя грубо и напыщенно*, вдруг надувался, как «индейский петух», делал тонкому выговор. Так что униженность тонкого, запуганного грозным начальником, была вполне оправдана.  Включая рассказ в сборник, Чехов переделал концовку. Как?

- Грубит ли толстый?

- Почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?

-Рядом с некоторыми словами  через дефис стоит С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику.

- Когда и почему оно появилось в речи тонкого?

- Роль гиперболы в изображении страха Тонкого?

- Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

  Словарная работа:

Черты:

По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства. 

Итог:

- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая, как соединение смешного и грустного?

- Одинаково ли вы расстались с каждым из героев? Какие чувства вызвал у вас каждый из них? 

     V.      Работа с синквейнами и рисунками к уроку.

  VI.      Работа с эпиграфом

 «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.Чуковский)

Вывод:

Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России.

 

VII.       Д/з вопрос №8 (мини-сочинение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...

Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"....