Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Дыкова Елена Олеговна

Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekhov_tolsty_i_tonkiy_1.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6 класса.

«А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Дата: 04.03.2022.

Класс: 6 «Б».

Учителя: Дыкова Елена Олеговна.

Предмет: литература + русский язык.

Тема: А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: смешанный.

Цель урока: Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», учить видеть меткость чеховского слова.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД:

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться изучающим видом чтения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Пользоваться словарями.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Учебник:  1) Литература, 6 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1. (В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин); под ред. В. Я. Коровиной.– М: Просвещение, 2019. – 304 с.

2)        Русский язык, 6 класс. Учеб. для общеобразовательных  организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. -  М.: Просвещение, 2021. – 191 с.

Используемые методы и приемы: слово учителя, наглядно-иллюстративный материал, работа со словарем, анализ текста, работа с таблицей, составление синквейна.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, словарная.

Оборудование: учебник,  компьютер, телевизор.

Ход урока:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

    1.Орг. момент. Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы.

II. Операционно-деятельностный этап.

  1. Погружение в тему урока.

Формулирование темы. (Слайд 1.) Работа с портретом Чехова, написанным художником В.Серовым.

   - Взгляните на этот портрет писателя, написанный  Валентином Александровичем Серовым? Как вы думаете, какими прилагательными можно охарактеризовать этого человека? (Серьезный, внимательный, добрый, скромный…)

Как зовут этого писателя? Правильно, мы сегодня будем говорить о творчестве Антона Павловича Чехова.

Вот вы сказали «серьезный»! А между тем природа щедро одарила Антона Павловича юмором.

- Что значит «человек обладает чувством юмора»? О каких людях так говорят?

    - Понятие «юмор» встречается и в науке о литературе. Что означает это понятие? Беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. ( На доске карточка со словом).

-    Те, кто знали Чехова, утверждают, что юмор писателя был удивительно светлым, и при всем своем лукавстве, добрым, окрашенным любовью к людям, жизни. Прочитаю отрывки из 1 главы замечательной книги К. И. Чуковского «О Чехове» :

Так, с самого раннего детства и во взрослой жизни Чехов не мог жить без юмора…. Он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…
   Сегодня его рассказы и пьесы любят во многих странах мира и ,конечно, в нашей стране, потому что, читая их, человек становится благородней, мудрей и добрей.
2. Запись темы урока, целевая установка.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов А.П. Чехова.
(5 слайд) Изображение: Толстый и тонкий.

Запишем тему урока.
- Посмотрите на эту иллюстрации, как вы думаете, как может называться рассказ?

- О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? ПАУЗУ Предположите, с какой целью написан рассказ?

А какова будет цель нашего урока? (Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»; «проникнуться» юмором писателя)
 Верно. На уроке мы постараемся «проникнуться» юмором писателя, будем учиться видеть меткость чеховского слова; вчитываясь в его рассказ.

Будем размышлять о том, что такое самоуважение, чувство собственного достоинства; а еще попробуем стать режиссерами, исследователями и актерами.

3. Словарная работа.
Чтобы лучше понять текст, давайте поработаем со словарем и узнаем значение слов, которые встречаются в тексте.
Словарик (на каждой парте) :
Херес - сорт дорогого вина;
Флёрдоранж - цветочный одеколон;
Лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса,  который сжег храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт -  (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;
Коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
Статский советник - ранг чиновника среднего звена;
Тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
Навьючен- обременен непосильной работой, заботой.
4. Анализ текста.
Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу. Вы режиссеры и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите его внешность, одежду, походку. Каким типом речи вы будете пользоваться?
    - Посмотрим, как описал толстого Чехов. Найдите в тексте описание толстого. (Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем).
    - В чем особенность этого портрета?  

Портрет краткий, автор дает лишь некоторые штрихи,  значимые подробности, детали. (Слово появляется на доске).
    - Образ какого человека создают эти детали? (
Перед нами образ состоятельного, богатого человека, довольного жизнью: «пахло от него хересом и флердоранжем»).
    - Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?

А как у Чехова? Найдите описание в тексте ( Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын).
Какие детали в этом портрете наиболее значимы? (Тонкий «навьючен». Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.)
    - Какой прием использует автор, рисуя героев? Противопоставление, антитезу. (Слово появляется на доске)
    - Какие еще качества Чехов противопоставляет. Только ли внешний вид рисуют эти слова? (Богатый и бедный)
    Удивительно, как несколькими штрихами, деталями, не рисуя подробного портрета, Чехов позволяет нам так много узнать о героях.


     - Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей, знакомых, однокашников).
    - А я утверждаю: в рассказе происходят одновременно… две встречи. Давайте посмотрим , как такое может быть?
    В роли режиссеров вы сегодня уже выступали. Попробуем стать актерами и, выразительно прочитав, сыграть эти две встречи. Актеры всегда тщательно готовят свою роль, разбирают текст, ставят исполнительские задачи, находят нужные интонации, поэтому, внимательно читая, подбирайте  мысли и чувства, которые вы должны выразить. Прочитаем внимательно текст.
За тонкого будет читать…За толстого…За рассказчика…
***Выразительное чтение текста учениками.

- Какое чувство владеет героями вначале? (Радость, искреннее удивление, восторг).
    - Как передано это чувство? (разговорная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения).
    - Кто первый бросается к другу? (Толстый)
    - Как меняется интонация тонкого, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? (Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!» - не о том хочется говорить в столь радостный момент).
    - Что отвечает толстый?
    - Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
    Читаем у Чехова: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти слова говорят нам? Подберите синонимы к слову «окаменел». (Окаменел – как громом поражен, замер, не мог двигаться. За этим словом – состояние: страх, испуг, ужас, шок). Теперь понятно, что это глагол – метафора, единственно возможное здесь слово художника – мастера.
    Читаем дальше: «Сам съежился, сгорбился, сузился…» Что передает каждый глагол? Не много ли их? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Автор преувеличивает, гиперболизирует. (Слово гипербола появляется на доске).
    - Какие еще изменения происходят в тонком?
Если дети затрудняются ,подсказать им цитаты из текста : Очень приятно-с ; такие вельможи-с; Что вы-с...(Он подобострастно хихикает, в речи появляется частица «-с», пытается выражаться красиво, торжественно, от искренности не осталось и следа). Эта частица использовалась главным образом для выражения почтения, галантности и вежливости к собеседнику. Она была широко распространена в деловых, публичных беседах.
5. Самостоятельное исследование языка рассказа по вариантам, составление таблицы.
Задание:

1-3 группы – выписать глаголы, характеризующие поведение героев и выписать обращения героев друг к другу. Встреча друзей.

4-6 группы – – выписать глаголы, характеризующие поведение героев и выписать обращения героев друг к другу. Встреча чинов.

    Опрос 1-3 групп

                                                                     Встреча друзей

Глаголы

Обращения

Толстый «воскликнул, восторженно глядя»; тонкий «изумился», «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».

Тонкий: «Миша! Друг детства», «милый мой», «красавец, душонок», ты.

Толстый: «милый мой», «друг», «голубчик мой».

  Опрос 4-6 групп

                                                              Встреча чинов

Глаголы

Обращения

Тонкий «побледнел, окаменел», лицо «искривилось, посыпались искры», «съежился, сгорбился, сузился», «поморщились», «вытянулся во фрунт», «застегнул все пуговицы», «захихикал», «пожал три пальца», «поклонился», «шаркнул ногой».

Толстого «стошнило, поморщился», «отвернулся».

Тонкий: «ваше превосходительство», «друг, можно сказать, детства», «вельможи-с», «вы-с».


 - Почему в конце встречи в речи толстого нет обращений?
   - Какое чувство вызывает у ВАС поведение тонкого? (Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным).
   - Как автор относится к герою? Какое Чехов находит слово: что заставляет героя так унижаться? («чинопочитание»).
   - А какое слово найдете вы? (Лакейство, потеря чувства собственного достоинства, приспособленчество, добровольное рабство).
А.П.Чехов утверждал: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство». Как вы понимаете эти слова?
    - Что значит выражение «иметь чувство собственного достоинства»?
III. Рефлексивно-оценочный этап.

6. Составление синквейна (СЛАЙД )
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Запишем в тетради особенности рассказов А.П. Чехова:

- короткое вступление;

 - нет подробного описания пейзажа, портрета;

 - яркие художественные детали;

 - основа рассказа – диалог.
-Давайте подведём итог и вернёмся к моему утверждению о том, что в этом рассказе происходят сразу две встречи.
Скажите, что это за встречи? (Сначала встреча двух приятелей; затем – встреча двух чинов, начальника и подчиненного).
-Сделайте вывод о том, с какой целью написан рассказ? Что хотел донести Чехов до своих читателей?
    IV. Домашнее задание.

Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. Дома представьте, что А.П. Чехов пришел в ваш класс, увидел, как вы общаетесь друг с другом, как вы дружите. Напишите небольшой «чеховский» рассказ об интересном случае из вашей школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК

Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

Урок литературы. 6 класс. А.П. Чехов. "Толстый и тонкий"

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей....

Конспект урока - Антон Павлович Чехов "Смерть чиновника"

Может использоваться учителями литературы при изучении творчества Чехова в 9 классах....

Презентация к урока "А.П. Чехов. Биография "Толстый и тонкий"

Презентация к уроку литературы в 6 классе...

Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...

Конспект урока А.П.Чехов "Хирургия"

Урок открытия новых знаний...

Урок чтения и развития речи Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Конспект урока в коррекционной школе 8 вид, 8 класс...