Урок чтения и развития речи Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».
план-конспект урока

Володина  Дина Владимировна

Конспект урока в коррекционной школе 8 вид, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_i_razvitiya_rechi.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи в 8 «А» классе.

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Цель: Знакомство с рассказом Чехова «Толстый и тонкий».

Задачи:  Уметь определять тему, идею произведения;

        Воспитывать умение выражать такие чувства, ка честность, справедливость, искренность;

        Развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», портрет А.П. Чехова, аудиокнига «Толстый и тонкий», презентация, кроссворд, иллюстрации.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Слайд 1.

        -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок внеклассного чтения.  Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

- На предыдущих уроках мы изучали творчество Антона Павловича Чехова, прочитали два его рассказа

  1. Перед тем, как перейдем к чтению и анализу рассказа, небольшая разминка. Я буду называть слова-подсказки, а вы скажите о каком рассказе Антона Павловича Чехова идет речь. (Демонстрируются иллюстрации к рассказам).

Слова-подсказки:

  1. СЛАЙД 2: Генерал-майор Булдеев, приказчик Иван Евсеич, генеральша, доктор, зуб – «Лошадиная фамилия». Слайд 3

 2. СЛАЙД 4: Очумелов, Хрюкин, городовой Елдырин, повар Петька, собака – «Хамелеон». Слайд 5

- Молодцы, вспомнили. Это все юмористические рассказы. СЛАЙД 6:

- Почему мы называем их юмористическими? (в них высмеиваются различные качества человека).

3.СЛАЙД 7:Рассказ «Толстый и тонкий»  вы прочитали на самоподготовке, и мы с вами убедимся насколько вы внимательные читатели.

- Вам понравился рассказ?

- Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно?

СЛАЙД 8: Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное

СЛАЙД 9:                 4.Словарная работа.

- Когда вы читали самостоятельно рассказ, вы заметили сколько много слов непотных для вас.  Для начала поработаем над ударениями. В тексте есть новые слова, в них нужно верно ставить ударения. СЛАЙД 10: Прочитаем эти слова и попытаемся самостоятельно поставить в них ударения.

СЛАЙД 11: Давайте посмотрим их значение.

СЛАЙД 12: ХЕРЕС – сорт дорогого крепкого виноградного вина.

СЛАЙД 13: Флердоранж - «настой цветов» -одеколон.

СЛАЙД 14: Портсигар – футляр, служащий для хранения и ношения пи себе папирос, сигар и сигарет.

СЛАЙД 15: Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

СЛАЙД 16: Столоначальник -  должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол  низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений.

СЛАЙД 17: Тайный советник - в России гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности.

Игра: «Соедини линиями».

5. Давайте сейчас с вами прослушаем аудио рассказ, и вы следите по своей книге. Прослушивание аудиокниги «Толстый и тонкий».

-Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

6. Чтение рассказа учащимися по очереди. СЛАЙД 18:

  1. Что произошло однажды на железнодорожном вокзале? – Встретились два друга. СЛАЙД 19: 
  2. СЛАЙД 20: - Кто главные герои рассказа?  -Толстый Миша, Тонкий Порфирий, его жена, сын Нафанаил.

Выборочное чтение по вопросам.

  1. СЛАЙД 21: Как описывается толстый? (Работа с текстом). «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «Пахло от него хересом».

СЛАЙД 22: Учитель: Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

  1. Работа с текстом: 

- СЛАЙД 23: Как же Чехов описывает тонкого? «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».

Учитель: СЛАЙД 24: Значит тонкий навьючен чемоданами, узлами и картонками.  Мы включаем свое воображение: значит,  герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.

5. - Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? ( глупость, трусость, неискренность).

6. - Чему этот рассказ может научить? (этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств.

Нужно гордиться своими достижениями: например: у тонкого есть семья, это самое главное в жизни любого человека. Нельзя завидовать зависть может испортить даже дружеские отношения.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый?   (« К чему это чинопочитание»).

7. Чтение по ролям. СЛАЙД 25:

8. Работа в парах.

Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)

Толстый

Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен»

Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

Проверка: СЛАЙД 26:

                9. Коллективная работа «Кроссворд»

          Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели.

  1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( четыре )
  2. Имя тонкого?
  3. Имя толстого?
  1. Сколько героев присутствуют в рассказе? (четыре)
  2. Назовите имя жены тонкого? (Луиза)
  3. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей? (Тонкий)
  4. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  5. Прозвище толстого в школе? (Герострат)
  6. Имя тонкого? (Порфирий)
  7. Герой, от которого  пахло хересом и флердоранжем.  (Толстый)
  8. Место где встретились друзья? (Вокзал)
  9. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил)
  10. Прозвище  тонкого в школе? (Эфиальт)

Проверка: СЛАЙД 27:

 

Физминутка: Представьте себя героями рассказа. 1 вариант – это тонкие, 2 вариант – толстые. Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи. 1 вариант – восклицание «Порфирий, ты ли это?

2 вариант – Хо-хо-хо.

- Чему этот рассказ может научить?

Ученики: Этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств. Нужно гордиться своими достижениями (например, у тонкого есть семья; а ведь семья – это самое главное в жизни любого человека). Нельзя завидовать: зависть может испортить даже дружеские отношения.

- Может ли смешной рассказ перевоспитать человека, т. е. заставить работать над самим собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи . Тема:И.С. Соколов -Микитов "Весна"

Цель: Расширять круг знаний о приметах весны на основе текста.Задачи: Помочь понять, о каких новых приметах весны говорит автор, какие чувства взывает у ребят прилёт птиц, какие изменения произошли в ...

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Урок чтения и развития речи А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. ТолстогоЗадачиОбразовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого    «Вот уж снег последний в поле тает&hel...

Презентация к урок чтения и развития речи А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. ТолстогоЗадачиОбразовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого    «Вот уж снег последний в поле тае...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...

Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018

Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...