Урок чтения и развития речи А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. Толстого

Задачи

Образовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого    «Вот уж снег последний в поле тает…» и подготовить их к заучиванию наизусть.

Коррекционная: корригировать  грамматический строй речи; развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь. Развивать умения правильно и полно отвечать на вопросы,

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.tolstoy_vot_uzh_sneg_posledniy_v_pole_taet.docx68.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.Толстой  «Вот уж снег последний в поле тает»

Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. Толстого

Задачи

Образовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого    «Вот уж снег последний в поле тает…» и подготовить их к заучиванию наизусть.

Коррекционная: корригировать  грамматический строй речи; Развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь Развивать умения правильно и полно отвечать на вопросы,

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; учебник «Чтение»,

Ход урока

Орг. момент

- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.

Внимание!

Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера

А мы с вами сделаем глубокий вдохи выдох, вдох и выдох.

Готовы к уроку?

1. Игра-задание “Шифровальщики

составить слово из магнитных букв на доске:

2. Работа со словами.

б) Март, апрель, май, весна.

Задание: найдите лишнее слово. (Весна)

- Скажите, что обозначают эти слова? (Март, апрель, май – месяцы, весна – время года)

- Что объединяет данные слова? (Март, апрель и май – это весенние месяцы)

- Назовите первый месяц весны. (Март)

- Вспомните и назовите месяц, который наступит. (Март - слово остается на доске)

Как вы считаете, почему мы с вами ведём разговор о весне?

Мы начали изучать раздел в учебнике «Весна»

Назовите приметы весны.

У вас тоже на партах солнышко и тучка поднимете с каким настроением вы пришли на урок?

Как называется рассказ, с которым вы познакомились на прошлом уроке?

Рассказ называется: «Март».

Кто написал этот рассказ? Г.Скребицкий

2. Проверка Д.з. стр.141-142 чит.

Почему зиме конец?

Какие приметы, определяющие, что зиме конец, отметил автор?

Какое небо становится в марте? (Учащиеся дают короткие ответы на вопросы)        

4.Изучение нового материала

Знакомство и работа над содержанием произведения А.К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”

1. Раскройте учебники на стр. 142.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провел на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Анатолий Погорельский. Подростком вместе с дядей путешествовал по Германии и Италии, побывал у знаменитого немецкого поэта Иоганна Гете.

А.К. Толстой вспоминал: “С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Я упивался музыкою разнообразных ритмов и стремился усвоить их технику.”

Получив хорошее домашнее образование, в 1836 г. сдал экзамены за курс словесного отделения в Московском университете.

В 1867г. опубликовал сборник лирических стихотворений, любимых читателями всех возрастов.

А.К. Толстой – выдающийся русский лирик, стихотворения которого давали богатейший материал русским композиторам, автор исторического романа, своеобразных былин и баллад, замечательный сатирик и юморист.

2. Первичное восприятие текста.(чтение учителем)

- Послушаем стихотворение 
- Что вы представили?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? 
(Радости, ожидания).

- Стихи Алексея Константиновича Толстого не были написаны специально для детей, но постоянно использовались и до сих пор используются для детского чтения, потому что одинаково понятны и взрослым, и детям.

 Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и спокойно досчитать до пяти.

3. Повторное чтение стихотворения детьми (про себя).

- Перечитайте стихотворение про себя и ответьте на вопрос:
- Как создается поэтом радостное настроение?
 (Рисуются картины просыпающейся природы, последние строчки говорят о долгожданности весны,ей рады и она отвечает любовью. Вот уж – т.е. наконец-то).
- Какая строка показалась вам самой красивой? Зачитайте.

4. Разбор прочитанного по содержанию.

Прочитайте первую строчку.

Вот уж снег последний в поле тает (Слайд №9)

О чем здесь говориться? (о снеге)

О каком? (последнем?)

Теплый пар восходит от земли

Какой пар? (теплый)

Что значит «восходит»? (поднимается)

И кувшинчик синий расцветает (Слайд №10)

О каком кувшинчике говорит поэт? (первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву) Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (маленький, хрупкий)

И зовут друг друга журавли (Слайд №11)

Куда зовут журавли друг друга? (домой)

Юный лес, в зеленый дым одетый, ( Слайд №12)

Теплых гроз нетерпеливо ждет (Слайд №13)

Юный лес – он, какой? (молодой)

 «В зеленый дым» - что имеет в виду автор?

Какую грозу показал поэт? (теплых)

Почему? (она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза)

Всё весны дыханием согрето, (Слайд №14)

Всё кругом и любит, и поет

Что слышите?

Какая слышится песня: грустная или веселая? (веселая, радостная, жизнелюбивая)

Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим? Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет о весне.) Почему? (Мы ждем журчанья ручейков, плеска воды, птичьего перезвона, мечтаем о том, чтобы вдохнуть глоток свежего, чистого воздуха.)

5. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинкне побежим

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем (Ходьба на месте)

Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.

Загадка первая.

О каком месяце весны говорит автор? Почему?

(конец апреля-начало мая – время появления подснежников)

Загадка вторая.

Какое время суток показал А.К. Толстой? Почему? (утро – восходит пар)

6. Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)

- Попробуйте прочитать стихотворение, передав чувство радости, любви, доброты.
- Ребята, у кого удалось лучше? Почему?

8. Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)

Работа с мнемодорожками.

Подобрать мнемодорожку к строчке из стихотворения.

Прочтите строку по мнемодорожке

Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.

У: Как называется стихотворение, с которым познакомились на уроке?

Д: «Вот уж снег последний в поле тает…».

У: Кто написал это стихотворение?

Д: А.К.Толстой.

У: Какова тема  стихотворения?

Д: Весна.

9.. Итог урока.

Оценивание

10. Домашнее задание.стр.142-143 наиз        

- Наш урок подошел к концу покажите какое у вас настроение в конце урока (солнышко или тучка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: «И.Бунин "Первый снег"».

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: "И.Бунин "Первый снег"...

Презентация к урок чтения и развития речи А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

Цели урока: Познакомить детей с произведениями А.К. ТолстогоЗадачиОбразовательная - познакомить учащихся со стихотворением А. К. Толстого    «Вот уж снег последний в поле тае...

Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018

Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....

Урок чтения и развития речи Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Конспект урока в коррекционной школе 8 вид, 8 класс...