«Счастье и трагедия маленького послушника»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Наталья Михайловна Зотова

Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri_konspekt.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Знакомство с классом (2 минуты)

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хочу с вами познакомиться. Меня зовут НМ, и сегодня я проведу у вас  урок литературы. А чтобы урок состоялся, мне нужна ваша поддержка. Давайте попробуем выработать правила общения… Высказывайте ваши мысли, размышляйте, и тогда наш урок пройдет интересно.

  1. Тема урока, цели (2-3 минуты)

- Вы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри».  Слайд 1. Ваши впечатления о поэме и герое?  

- Тема урока рассыпалась. Помогите мне ее собрать. «Счастье и трагедия маленького послушника». Слайд 2.

- А проведем мы его в форме урока-кластера. Знаете ли вы, что такое кластер?

У каждого из вас на столе лежит лист, на котором  нарисованы пока только пустые овалы. В течение урока мы будем их заполнять и составим кластер.

- Закройте глаза, вдумайтесь в тему и скажите, какие цели мы перед собой поставим? Слайд 2. (выяснить, в чем заключалось счастье для Мцыри, и в чем была его трагедия) 

  1. Работа над темой (20 минут)

- Прежде чем мы попытаемся найти ответ на  вопрос  в чем счастье и трагедия Мцыри, скажите мне:

- Что для вас значит жить? А счастливо жить?   (жить в семье, учиться, общаться с друзьями…) – если не могут ответить: Может, вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего урока

- А был ли Мцыри счастливым, живя в монастыре? (нет)

- Так почему же  Мцыри сбежал  из монастыря? (хотел стать счастливым)

- Что для него значит быть счастливым? Ответ на этот вопрос  попытаемся найти у автора.

- У вас на столе цитаты из поэмы, прочитайте и скажите, о чем мечтал Мцыри.

Цитата №1.

Я никому не мог сказать

Священных слов "отец" и "мать".

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, -

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

- Следовательно, счастье для Мцыри заключалось в том, чтобы побывать на родине, увидеться с родными людьми.  (слайд 3.)

- Но это было в мечтах Мцыри. А что было на самом деле в его жизни? Прочитайте цитаты.

Цитата №2

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

- Какой вывод уже мы можем сделать?  (слайд 3)

- А что еще дорого, что ценно для Мцыри? Ответ на этот вопрос найдите в следующем отрывке   (читают). 

Цитата №3

Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг

- Что же ценил Мцыри? (отвечают)  Слайд 4. Продолжим заполнять наш кластер.  Слайд 3

- Можем сделать вывод, что природа, родина, родные люди связаны между собой и представляются Мцыри как единое целое. И в этом заключается счастье для Мцыри. Слайд  3.

- А в какой обстановке жил Мцыри? Что окружало его на самом деле? (монастырь, келья)   Слайд 4.     

  Слайд 3. 

Вставить в круг на слайд.

Я мало жил, и жил в плену.

От келий душных и молитв

Я вырос в сумрачных стенах

- А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из поэмы. Вы внимательно послушаете, а потом ответите на вопрос: о чем же еще мечтал Мцыри?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Если не ответили вывести на слайд (дополнительный).

- Ключевые слова из этого отрывка я вывела на экран. Посмотрите. О чем же еще мечтает Мцыри? (о свободной жизни полной чувств и действий)  Слайд 3

- А какая жизнь была в действительности маленького послушника? Слайд 3.

________________________________________________________________________

- Вы молодцы! Вам все понятно. А вот у ваших сверстников есть вопросы. Послушайте и помогите разобраться в ситуации. (аудио) слайд 5, 6, 7 

  • «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо  одеться. А то он взял и выскочил напропалую»

- Что бы вы ответили?

Побег был стихийным. Гроза, словно зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Не приспособлен к самостоятельной жизни

  • «Непонятно, почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь»

- Испугался того, что девушка станет помехой в достижении цели. В его душе идёт борьба чувств, но сильная тяга к родному месту не позволила Мцыри пойти за грузинкой в саклю.(читает ученик)

Цитата №4.

Хотелось мне... но я туда

Взойти не смел. Я цель одну -

Пройти в родимую страну -

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

  • «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался до своей родины».

- А действительно, почему? Как вы думаете? (ответы детей)

Мцыри хотел почувствовать свободу, испытать свои силы, насладиться открытой и честной борьбой. Почувствовать  полное слияние с природой (ведь в тот момент он был сам как барс), желал испытать радость и торжество победы.

_______________________________________________________________

- Чувствовать силу жизни, свободы, борьбы, действий, чувств, которых он был лишен, живя в монастыре. Потому что жизнь в монастыре для Мцыри была как плен, он испытывал постоянную тоску, угнетение однообразия и бездействия. Итак, жизнь в монастыре гнетет Мцыри, делает его несчастным.

- Что он делает, чтобы обрести счастье? (убегает из монастыря) слайд 3. 

- Что он делал 3 дня вне монастыря? (жил!) Слайд 3. 

Цитата №5

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

- Следовательно, он убегает из монастыря, чтобы жить. Как? Счастливо! Слайд 3.

- Достигает ли Мцыри своей заветной цели жить счастливо? Слайд 3.

- Что помешало маленькому послушнику в достижении цели?  (незнакомая местность,  заблудился, ранен, голоден, сказался возраст)

- Почему автор привел героя вновь к стенам монастыря? (не способен на существование вне монастыря)

- В чем трагедия? (побег был неудачен, смерть) !!! Слайд 3. 

- Финал трагичен. Скажите, Мцыри умирает счастливым или несчастным?

  1. Рефлексия, оценки, домашнее задание (2-3  минуты)

- Мы сегодня на уроке прожили жизнь литературного героя поэмы Лермонтова. Жизнь Мцыри. Посмотрите на наш кластер. Удалось ли нам выяснить, в чем заключалось счастье и трагедия маленького послушника? Мы выполнили поставленную задачу урока?

Мы, действительно, прожили жизнь маленького послушника, такую счастливую и такую трагичную.

Слайд . А для нас, людей 21 века, в чем заключается счастье? Каждый из нас счастье понимает по-своему. И сейчас я вас попрошу написать или нарисовать на желтеньких листочках, что является счастьем для вас. Ребята у вас всего 0,5 минутки. Работайте. Творческого вам вдохновения.  (на ватмане: счастье – солнце, лучи, дети лепят свои бумажки) Музыка

- Спасибо. Иду к доске. Переворачиваю солнце.

- Пусть эти желтые листочки станут частичками лучиков солнца Счастья. Давайте, ребята, зажжем наше солнце. 1 колонка, 2 колонка, 3 колонка. Наклейте ваши работы.

- Спасибо. Посмотрите, какое яркое солнышко у нас получилось!

  1. Конец урока (2-3 минуты)

- А чтобы закончить наш урок, я попрошу вас открыть конвертики, которые лежат у вас на столе. Каждому   я хочу подарить смайлики. И пожелать вам быть счастливыми. А это значит идти к своей цели, быть настойчивым,   любознательным, трудолюбивым, т.е. жить, жить счастливо.

А дома я вас попрошу сочинить синквейн со словом счастье. Для этого я вам сделала небольшую подсказку. Она тоже лежит у вас в конвертах.

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина

На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.

Эта игра связана с  разными  темами,  но все вопросы на  знание содержания  произведений. Цели  игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...

Маленькие трагедии А.С.Пушкина

Презинтация по литературе "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, в которой дается анализ одной из пьес "Моцарта и Сальери"....