"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument_5.docx160.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА          

         

         

     

         

         

         

Урок по литературе в 7 классе          

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"        
          

         

         

         

Подготовила: Петрова Елена Михайловна          

               

     

             

 

 

 

         

2016-2017 уч. год

Цель урока — познакомить учащихся с фактами из жизни В. Маяковского, со стихотворениями В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.

Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве русского самобытного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930)

Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия, отец – Владимир Константинович, лесничий, ать – Александра Алексеевна. Было две сестры – Ольга и Люда. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности Маяковского. Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Маяковский вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в семье произошло событие, которое круто переменило всю жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Маяковский прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Его стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Маяковский всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года он ушёл из гимназии.

В гимназии Маяковский попробовал писать. Маяковского  не раз арестовывали за общение с революционерами. За 11 бутырских месяцев он перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Он решил писать, прервал партийную работу, сел учиться.Но учиться начал живописи, которой увлекался с первых гимназических лет. Девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. Они были убеждены, что новая жизнь - это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления - футуризм. 

 Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, поэты предприняли поездку по городам России. Выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей им широкую известность. Маяковский стал поэтом революции.

Маяковский как никто из поэтов принял революцию 1918 г. и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция,  и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Пошёл в агитацию РОСТа, стал рисовать революционные плакаты.

В 1915 году Маяковский познакомился с Лилией Брик . Маяковский сразу влюбился в нее. Любовь их была не простой, многое в ней остается непонятным. Маяковский виделся с Лилией Брик в последний раз 18 февраля 1930 г., когда она уезжала за границу. 

 Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая критика творчества Маяковского. Он заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

14 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.

Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы. 

– Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

  • Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. Дор.?

(Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним — истинная правда.)

В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”?

(В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)

– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается. С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой? 

(Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия)

Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их.

(Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге).

Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?

(Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души)

В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?

(Последние строки стихотворения)

Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта. Письменно сформулируйте эту мысль. (Смотри запись выше под пунктом 3 в плане урока)

4. Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”.

– Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.

Вспомним, что такое метафора?

(Метафора – это скрытое сравнение)

– У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим. Объясните смысл этих метафорических образов. (Запись на доске)

1) “… а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою”. 

2) “Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала”.

3) “Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца…” 

Зачем поэт вводит метафорические образы?

(Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)

Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"

Написано в 1918 году

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». 

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове. 

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

 

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб»и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной. 

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла,  г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения. 

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение  круговой  боли. 

6. Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение): 

  • усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),
  • неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),
  • составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),
  • даже одна омонемическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).

7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность. 

Вывод. 

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет. 

встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахи вала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

Д/З Рубрика «Проверь себя» з. 3 (у) (стр. 114), «Творческое задание» (у) (стр. 115). Читать А.П. Платонов «Юшка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок призван дать детям представление о роли поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве...

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче"

Материал содержит биографические сведения о В.В. Маяковском, историю создания стихотворения, а также предполагает проведение  группового исследования, нацеленного на выработку навыков анализа тек...

Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"

Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"...