Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка урока
Автор: Каминская Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Истоки сказки. Характеристика героев. (первый урок из трёх по этому произведению)
Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся историей создания сказки, ознакомить с литературной сказкой, помочь осмыслить её; формировать навыки смыслового чтения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою
Метапредметные умения
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила».
- Самоанализ, самооценка
- Взаимооценка
- Мотивация УД: чтение учителем статьи учебника (стр.81) о «состязании Пушкина и Жуковского в создании сказок.
- Жуковский написал сказку «Спящая царевна», а Пушкин? Как вы думаете, кто выиграл состязание?
- Формулирование учащимися темы урока, постановка целей и задач. (чтение и анализ произведения; объяснение названия; определение темы и идеи произведения; доказать, что это сказка, характеристика героев и др.)
- Чтение и анализ сказки.
- Название.
-Какую информацию о произведении вы можете получить, глядя только на название произведения? ( жанр – сказка; волшебная; 7 – сказочное число; литературная; мёртвая царевна, а у Жуковского – спящая; если мёртвая, то должно произойти чудо – её кто-то оживит. – это ответы учащихся на уроке).
2. Установка на чтение. Как читать? Что необходимо сделать?
-читаем с остановками
-объясняем непонятные слова
-характеризуем героев сказки, можно составить таблицу (плюс-минус-другое).
Таблица «Характеристика героев сказки» (заполняется по ходу чтения и анализа произведения)
+ положительные | - отрицательные | Другие (почему?) |
- Элементы сказки (сказочное число, зачин, концовка, повторы и другие) отмечаем устно, останавливая чтение словом «стоп»; средства выразительности (эпитеты, олицетворение, сравнение) отмечаем простым карандашом в тексте.
- Чтение «с остановками».
Читаем первую строфу.
Остановка № 1. Используем приём «Кто? Где? Когда? Что? Почему?» для объяснения происходящих событий.
Заполнение таблицы «Характеристика героев сказки»: Царица (какая, почему так считаете?)
Чтение 2-й строфы. Ученики могут останавливать чтение словом «стоп», чтобы отметить признаки сказки, поработать с незнакомыми словами и др.
Остановка № 2. Беседа на основе вопросов, сформулированных учащимися или предложенных учителем. Характеристика новой Царицы (заполнение таблицы), волшебный предмет – зеркальце.
Чтение 3-й строфы.
Остановка № 3. Характеристика Царевны – в каких словах?
Чтение 4-й строфы.
Остановка № 4. Разговор с зеркальцем. Как меняется настроение Царицы и обращение к зеркальцу? (ученики могут сами сформулировать вопросы)
Дополняем характеристику: Царица и Чернавка.
V.Подведение итогов
VI . Рефлексия:
- Новым для меня было…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Мне показалась интересной работа…
VII. Домашнее задание:
- чтение сказки;
- отметить элементы сказки;
- заполнение таблицы «Характеристика героев сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
35 тестов охватывают всё содержание "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях". После каждого задания предлагается четыре варианта ответа, один из которых правильный. К тестам прилагаются ответы-кл...
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Веб-квест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...
Интерактивный тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/interaktivniy-test-po-skazke-as-pushkina-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-bogatiryah-2065696.html...
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Тест по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Тест по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»...
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...