Конкурс литературного творчества школьников
методическая разработка по литературе на тему

Ковнатор Елена Анатольевна

На протяжении многих лет я проводила творческий конкурс в Пушкинском районе. Материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашем городе много творческих конкурсов, достаточно и конкурсов сочинений на заданную тему. Проект «Пушкинская лира» отличается от всех конкурсов тем, что в нем не задается проблема или тема для творчества.  Ведь самые искренние, самые оригинальные произведения пишутся не на заказ, а для себя, для своих друзей и близких. Для того чтобы способствовать творческому развитию личности ребенка, активному освоению им традиции отечественной литературы, а также оказать конкретную помощь в становлении таланта литературно одаренных детей был создан проект «Пушкинская лира».

В литературном творчестве не может быть соперничества, желания победить, поэтому проект осуществляется в форме фестиваля.

Когда я загорелась идеей организовать фестиваль, ее поддержали коллеги и одобрил муниципальный совет города Пушкина.

С 2007 года уже четыре раза проходил фестиваль в нашем городе. В ходе его юные дарования представляли свои первые литературные опыты в самых разнообразных жанрах,  знакомились с произведениями  своих сверстников, обсуждали их, делились своими открытиями. Компетентное и доброжелательное жюри, разумеется, участвует в этом обсуждении и выносит свое решение.

Четырехлетний опыт проведения этого мероприятия демонстрирует, как много талантливых детей и подростков в Царском Селе, убеждает в необходимости подобного литературного объединения и воспитания достойных преемников царскосельской культурной традиции.

 «Организатором фестиваля , его «пламенным мотором» стала Елена Анатольевна Ковнатор, учитель русского языка и литературы.

Творческий, увлеченный человек, она и помощников под стать привлекла…» ( «Уездный телеграф», 16-22 февраля 2007 года)

Пяттаева Маргарита Васильевна, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, долгие годы совместно с поэтом А.И.Сергеевым руководила творческой секцией  районной олимпиады по литературе.  Она охотно согласилась стать председателем жюри конкурса.

Анна Рудольфовна Садовникова, завуч 606 школы,   как никто другой умеет разглядеть и разжечь искру таланта – литературного, артистического, музыкального – в ученике, потому что сама в избытке обладает этими талантами. А как она читает стихи! В ее исполнении детская поэзия приобретает звучность и глубину настоящего шедевра.

Огромный опыт в работе конкурсов, конференций, связанных с творчеством школьников, имеет Ирина Юрьевна Шмелева, учитель 552 школы.  Необычайно тонкое чувство языка, стиля, умение ценить новаторство  в области формы литературного произведения делают ее незаменимым специалистом.

Первые два года в состав жюри входила Людмила Давыдовна Федорова, прекрасный, творческий учитель из 406 гимназии.  С 2010 года фестиваль сотрудничает с Пушкинским Лицеем и его старшим научным сотрудником Екатериной Борисовной Добровольской.

Именно благодаря ей очный тур фестиваля этого года проходил в торжественной обстановке в стенах Лицея.

С рождения фестиваля каждый год организаторы пытаются объявить специальную номинацию «Приз зрительских симпатий». Для этого всем участникам очного тура выдаются специальные листы для голосования. По окончании слушания жюри подсчитывает голоса и подводит итоги. И каждый год симпатии участников и жюри совпадают.

 Этот факт подтверждает правильность основного принципа  фестиваля: доверие и сотрудничество. Однако в 2010 году все же удалось вручить приз в данной номинации пятикласснику из 407 школы Комарову Денису.

  Первый фестиваль проходил в 2006-2007 учебном году. Из 14 учебных заведений было прислано более 90 детских работ, в основном поэтических и в основном написанных девочками. Работы были зашифрованы и перемешаны в целях большей объективности, внимательно прочитаны. В результате 22 лауреата были приглашены на второй очный тур фестиваля.

Организаторы столкнулись с такими потрясающими стихами, содержание и смысл которых выходят за рамки опытов в области изящной словесности. Пятиклассница Женя Гильманова, пациентка института им. Турнера, была прикована к постели после операции, ноги в гипсе. Но в своей сказке она рассказывала про девочку, которая резвится на лугу среди цветов и мотыльков:

И что плохого, что в душе танцую,

Что в мыслях, в сердце жизнь люблю я?

Эти стихи были написаны осенью, а в январе, когда Жене присудили приз, ее учительница отправила его по почте, потому что девочку выписали  и мама вернулась с ней в родной город.

А десятиклассница Катя Григорьева посвятила стихотворение своей любимой учительнице, трагически погибшей два года назад:

И для тебя свой стих пишу,

Тебя ведь больше нет на свете.

Лишь образ твой в душе храню.

Я закричу – смеется ветер…

Победителем стала шестиклассница из 406 гимназии Маша Петрова и три одиннадцатиклассницы:  Аня Кокошинская, Оля Полушкина и Ксения Ларичева  из 606, 530 и 464 школ.

Огромную роль в продвижении идеи фестиваля сыграла Елена Витальевна Голубкова, депутат муниципального Совета города Пушкина,  и его глава Борис Леонидович Киселев.

Около сотни работ было подано на фестиваль 2007-2008 учебного года: учащиеся из 409, 477, 530, 606 и 638 школ захотели поделиться своими открытиями в области литературы. Первое место разделили ученица 7 класса 477 школы Настя Перникова (учитель Морозова Л. А.) за рассказ о любимой кошке Люське и семиклассница из 638 школы Юля Жарновникова, написавшая прекрасные стихи о родной природе. Большое впечатление произвела 11-классница  Настя Михалычева ( школа 500), которая увлечена индийской культурой. Она представила на суд жюри переводы индийских песен и оригинальные стихи, а также прозу в жанре фэнтэзи.Особую награду жюри присудило десятикласснице 606 школы Полине Сластуновой ( учитель А.Р.Садовникова). В результате непростых прений и дебатов жюри пришло к мнению, что «неформатные» ( так назвала свои стихи сама девушка) произведения Полины заслуживают «сверхформатного» диплома, для чего был учрежден Гран-при. Творчество Полины Сластуновой было так же высоко оценено и на следующий год. В 2008 году Полина победила на Втором Всероссийском фестивале юношеского литературного творчества, который проходил в Санкт-Петербурге. Жюри конкурса, состоящее из членов Союза писателей Санкт-Петербурга, отметило, что в данном случае имеет дело не с детскими стихами, а со зрелым поэтом.

На торжественной церемонии подведения итогов фестиваля  Глава муниципального Совета Николай Яковлевич Гребенев поздравил юных литераторов и вручил им ценные подарки.

Важной отличительной чертой фестиваля следует назвать то, что его организаторы особое внимание уделяют работе учителя. Ежегодно в финале награждаются педагоги, которые сумели научить детей видеть прекрасное и запечатлить его в совершенной литературной форме. Верными друзьями проекта стали учителя русского языка и литературы: Филичева Ирина Владимировна (школа 409), Горелова Дина Васильевна (школа 530), Морозова Любовь Андреевна (школа 477).

                                               ***

Фестиваль 2008-2009 года выявил 20 лауреатов, среди которых были ученики  335, 409, 410, 477, 530, 606, 638 школ и слушатели кадетского корпуса – Пушкинского военного училища пограничных войск.

Кадеты получили оба диплома 3 степени в номинации «стихотворение» и «проза», а первую награду получили Перникова Анастасия (477 школа), Живолупова Юлия (530 школа), Ласкина Анна (606 школа) и Жарновникова Юлия (638 школа).  На втором месте оказались ученицы И.В.Филичевой Субботина Аня и Чижевская Елена. Особо запомнился одиннадцатиклассник 335 школы Илья Пентин, сочиняющий не только стихи, но и музыку к ним. На представление работ он пришел с гитарой и исполнял свои стихи под аккомпанемент и аплодисменты. 20 января в 20-тиградусный мороз в по-настоящему теплой атмосфере Царскосельского лицея  проходил очный тур лауреатов фестиваля. Из числа юных авторов жюри отобрало 20 для участия в представлении стихов и прозы.

Лучшими в этом году были названы десятиклассница из 406 гимназии Екатерина Ширяева и Елизавета Жутовская, 9 класс 606 школы. Дипломы 2

степени вручили Ефремовой Кате, Шевкуновой Юле, Асиновской Лене и Калининой Ксюше. Все девушки учатся в 606 школе, что было особенно приятно организаторам мероприятия.

Торжественное награждение состоялось в 606 школе в присутствии заместителя Главы муниципального образования город Пушкин Севериновой Людмилы Николаевны, а также корреспондентов газеты, радио и телевидения Царского Села.

Несмотря на смущение, при вручении призов читала свои стихи самая юная участница мероприятия и пел песню на свои стихи самый старший школьник – ученик 11 класса Сергей Николаев.

Перспективным направлением развития фестиваля организаторы считают издательскую деятельность. К 300-летию Царского Села муниципальный Совет издал творческие работы юных пушкинцев. Стихи и проза перемежаются с графикой и фотографиями участников конкурса  начинающих журналистов. Своеобразным подарком к юбилею родного города стал альманах литературных произведений учеников 606 школы – лауреатов «Пушкинской лиры».

Традиция сотрудничества нашего фестиваля с Всероссийским музеем А.С.Пушкина продолжилась и в 2010-2011 учебном году. В январе, в Пушкинские дни мы проводили очный тур фестиваля в музее «Дача Китаевой», где влюбленный поэт провел медовый месяц и написал свои самые восторженные стихи. Возможно, по этой причине слушания получились очень лиричными и возвышенными.

У царскосельского фестиваля юных талантов есть продолжение: три года организаторы фестиваля сотрудничают с оргкомитетом Всероссийского фестиваля литературного творчества школьников и Благотворительным фондом «Нить». Наши лауреаты – постоянные участники Всероссийского фестиваля. С гордостью можно отметить, что дипломанты районного конкурса подтверждают свое звание и получают дипломы победителей и на таком высоком уровне.

                                                    Положение

 о фестивале литературного творчества учащихся

«Пушкинская лира»

1 .Общие положения.

1.1 Открытый фестиваль литературного творчества учащихся «Пушкинская лира»/далее -фестиваль/ проводится в соответствии с программой муниципального Совета по подготовке к празднованию 300-летия Царского Села. Фестиваль учрежден с целью:

  • реализовать направление приоритетного национального проекта «Образование»: государственная поддержка способной и талантливой молодежи в возрасте от 14 лет;
  • поощрить интерес учащихся к изучению и освоению культурно-исторического наследия Царского Села;
  • сформировать активную жизненную позицию подростка города Пушкина – города XXI века;
  •  привлечь внимание органов власти, широкой общественности района к проблемам литературно-художественного развития пушкинских школьников;
  • способствовать творческому развитию личности ребенка, активному освоению им традиции отечественной литературы;
  • оказать конкретную помощь в становлении таланта литературно одаренных детей;
  • создать возможности для общения учащихся, их родителей и педагогов с представителями творческой интеллигенции города.

 

1 .2 Основными задачами конкурса являются:

  • выявление духовного и интеллектуального потенциала молодежи г. Пушкина - города будущего;
  • повышение творческой активности учащихся;
  • создание условий для самовыражения ребенка в стихотворных и прозаических произведениях;
  • использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность;
  • распространение педагогического опыта.

  1.  Фестиваль проводится Пушкинским муниципальным Советом, литературным музеем школы 606, литературной гостиной школы 530..

  1.  Принять участие в фестивале могут учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ, интернатов и других детских учреждений.

2. Организация и проведение фестиваля.

2.1         Учредителем фестиваля является Пушкинский муниципальный Совет.

  1. Организатором конкурса выступает оргкомитет , который формирует состав независимого жюри.

  1. Членами жюри в районном туре могут   быть представители районного отдела народного образования, научно     методического центра, творческой интеллигенции города, родители.

2.4 Жюри выбирает лауреатов в номинациях:

  • лучшее произведение о Царском Селе;
  • лучшее стихотворение;
  • лучший рассказ (повесть);
  • лучший сборник.

2.5 Члены жюри самостоятельно разрабатывают критерии оценки, предлагают формы поощрения особо одаренных участников фестиваля и представляют их в оргкомитет для утверждения.

2.6 Устанавливаются следующие этапы проведения фестиваля:

  • школьный тур;
  • районный тур.

2.7        Фестиваль проводится по следующим возрастным категориям:

  • подготовительная (до 14 лет)
  • основная (от 14 лет)

2.8        Расходы на проведение фестиваля берет на себя оргкомитет.

3.        Содержание фестиваля.

3.1 В ходе проведения фестиваля выявляется:

  • образ будущего города Пушкина в художественном сознании школьников;
  • интерес учащихся к различным жанрам литературного творчества;
  • возможность реализации творческих способностей учащихся, родителей, педагогов.

4.        Порядок участия в фестивале.

  1. Общеобразовательное учреждение подает заявку в указанные сроки.
  2.  Количество работ в заявке не ограничено.

4.3        В заявке указываются фамилия и имя участника, возраст, номер школы, класса, домашний телефон, телефон школы, ФИО учителя, название произведения (сборника).

5.        Условия фестиваля.

  1. К участию допускаются оригинальные произведения     художественной
    литературы(стихи и проза), выполненные одним автором.
  2. Общий объем работы

в основной группе должен составлять не менее 300 слов в прозе или 3-4 стихотворений в поэзии;

в подготовительной группе не регламентируется.

  1. В отдельной номинации рассматриваются сборники творческих работ учеников одного учителя.
  2. Сочинения должны быть представлены в печатном виде, текст и титульный лист на разных страницах.
  3. Художественное оформление работы приветствуется, но не оценивается.

6.        Организационный комитет.

  1. Организационный комитет создается для организации и проведения районного тура фестиваля.

  1. Организационный комитет фестиваля

  • утверждает состав жюри, устанавливает порядок его работы
  • обеспечивает распространение информации о фестивале и сроках его проведения осуществляет прием, регистрацию представленных заявок и работ организует регистрацию участников фестиваля
  • проводит консультативные встречи по организационным вопросам с участниками фестиваля.

6.3        Оргкомитет публикует в "Царскосельской газете" и в "Телеграфе" итоги фестиваля.

7.Порядок проведения фестиваля.

1 этап - внутришкольный (сентябрь - ноябрь)

2 этап - районный (декабрь - январь):

  • подача заявок от школы
  • регистрация участников
  • заседания жюри
  • выступление участников фестиваля, представление работ

 

3 этап - районный (февраль):

  • подведение итогов
  • награждение участников фестиваля и их педагогов.

8. Призы фестиваля

8.1        Каждый участник фестиваля и его учитель получает сертификат участника.

8.2        Лауреаты и особо отличившиеся участники фестиваля награждаются грамотами,
сувенирами.

8.3 Спонсоры фестиваля могут установить дополнительные поощрительные призы 


Живолупова Юлия

9 класс школы 530, 1 диплом 2008 года

Песня разлуки

Что это? Быль, сон?

Гром среди неба – он.

Красив и умен. – Стон.

Из сердца и мыслей – вон.

Выключен в комнате свет.

Все это бред? – Нет.

Образ в душе воспет,

Но на устах  запрет.

Предал, забыл. Отпустил?

Нет. Мое сердце разбил.

«Говоришь, не хватило сил?

Вот и живи средь могил!»

Поджидаева Ксения,

11 класс школы 530

2 диплом 2008 года

Морские дали

 Морские дали

Рисуются просто:

На одеяле

И смятой простыни.

Глотки свободы

Открытых форточек,

Наивной моды

В цветастых кофточках,

Погасших лампочек

И тихих омутов,

Тетрадных галочек,

Весенних проводов.

Звонки отвечены

И мысли спутаны.

Весенним вечером

Кого-то ждут они?

Буквенные знаки

 Наступает утро,

Страх не отступает.

С ним бороться трудно,

Как -  не понимаю.

Это невозможно.

Хочется исчезнуть.

Если это можно,

Призываю бездну.

В пустоте глотая

Воздух плесневелый,

Падаю и таю.

Свет я вижу белый,

Он глаза ослепит,

Вскроет подсознанье

И из мыслей слепит

Мира пониманье.

Только просыпаясь,

Снова забываю.

Вспомнить не пытаюсь:

Я кодов не знаю.

Только в миг рассвета

Чувствую виденья.

И не важно, где ты,-

Это провиденье.

Это просто мысли

Стихом на бумаге.

В пустоте зависли

Буквенные знаки.

Это на рассвете

Видела во сне я :

Выл ужасно ветер,

Неприятность сея.

Что-то записала,

Что-то позабыла…

Если бы я знала,

Что во сне в том было.

             ***

Плетеная слов канва,

Запутанные ответы.

И мама была права…

Как выжить нам этим летом?

Сегодняшняя любовь?

Открытка в почтовый ящик.

Я буду все вновь и вновь

Тебя посылать подальше.

Такси по ночным дворам.

С чужими намного проще.

Отдам или не отдам?

Уметь расставаться жестче.

Я помню твои слова.

Да что там, я помню взгляды!

Но мама была права:

Не надо тебя, не надо.

Мы поплывем

Следы от ногтей на руке

Сожми мне запястье покрепче

мы поплывем по реке

Туда где становится легче

Я буду твоим кораблем

Ты будешь моим капитаном

И будем мы только вдвоем

Повязаны этим обманом

Ты вырвешь мой гадкий язык

И мне говорить не придется

Союз наш настолько велик

Что мы заслоним собой солнце

Сожжем в черный пепел глаза

И воском зальем себе уши

Чтоб ты ничего не сказал

Чтоб я не могла тебя слушать

И мы поплывем по морям

По злым океанам разлуки

И пусть улыбаются нам

И тянут немытые руки

Мы будем с тобою вдвоем

В объятьях хранительниц судеб

Когда мы уже поплывем

И в жизни какой это будет

                ***

Кожей чувствую, как ветер

Опускается с вершин.

Помни, помни:  ты в ответе,

Что меня ты приручил.

                                                                    Осень

Холода наступают,

Тихо осень идет.

И листвой опадает,                              

И дождями прольет.

И холодную стужу

Близит желтой травой.

И, снегами завьюжив,

Обратится зимой.

А потом заморозит

И покроет все льдом.

И никто ведь не спросит,

Что случится потом.

Что со мной происходит,

Понимаю сама:

Вновь сентябрь приходит.

Наступает зима.

Рябина.

Синей дымкой утро

В окна постучится

И с собою запах

Ветра принесет.

То, что было, позже,

Может, и приснится,

Только вот наверно

Вновь произойдет.

И тогда немые

Красные рябины

Снова встрепенутся,

Словно после сна.

Но уже опали

С веток их рубины.

И пришла на землю

Синяя зима.

Сластунова Полина,

11 класс школы 606

Гран-при 2008 и 2009 года,

победитель Второго Всероссийского фестиваля литературного творчества школьников

Философия летнего вторника

Я совсем не рисую. Мне жалко. И мне бы хотелось…

Ты не вспомнишь, как в детстве я стены белила гуашью…

Знаешь, что-то ушло – я, наверное, сделалась старше…

Или просто теряются кисточки… Странное дело,

Мне уже не совсем до себя… до тебя… До субботы

Дотянуть бы неделю и снова встречать понедельник…

Я давно не в себе – как-то странно: извечное «что-то»

Неизменно важнее, чем «будет». Пускай не заденет…

Проживая себя по минутам на всякую ересь…

Знаешь, жалко совсем не минуты – часы и недели,

Всё уходит куда-то впустую… В июне – метели?

Ах, январь… ну, конечно, январь… извини, засмотрелась…

Сырные клоуны

Утром под окнами плакали жёлтые клоуны.

Грустные сырные клоуны плавились временем.

Некто алхимик забавно жонглировал колбами,

За ночь замёрзшие лужи шлифуя коленями.

Тикали ходи, пятками топая по небу.

Таяли стёкла и радостно капали с вешалок –

Это весна, потерявшись, искала кого-нибудь,

Кто ей подарит вязанку январских подснежников,

И, нарядившись песочно-зелёными рельсами,

Корчила рожи псевдорогатым троллейбусам.

Я хочу… я хочу… я хочу пойти к врачу!

Я хочу стать воздушным змеем,

Разноцветным, как сладкий перец.

Гениальным, как сто незнаек,

И наивным, как Дед Мороз.

Дайте кто-нибудь мне по морде –

Чтобы жизнь показалась слаще…

Пусть я буду ничтожно-чёрным

И банальным, как трижды семь…

Поотвинчиваю розетки,

Отпущу провода на волю,

Напеку пирожков с рябиной

И уйду к голубым щенкам…

Мне бы только немножко света…

Мне бы только полграмма солнца…

И ещё пару капель моря…

Здравствуй, вечнозелёный лес!

          Если

Если к флейте прикрепить струны,

Через раны просочив счастье,

Я почувствую себя нужной.

Ты останешься моей частью.

Я спою тебе своим танцем,

Отдающейся листвой – ветру…

Что, как прежде, не растут астры

В моём внутренне-пустом гетто?..

              Точь-в-точь

Моя маленькая хрупкая вселенная,

Гуманоид с вогнутой орбитой…

Мы с тобой последние и первые…

Я - тебя… порой весьма небритым…

Люб-лю!

Растворяюсь, наслаждаюсь, падаю,

Пропадаю, проникаю, чувствую.

Колокольчиками колешься. И грустными

Колокола стонами и радугой…

Радуешь!

Серебристым, рыжим, фиолетовым,

Бирюзовым и янтарно-солнечным…

Ключевыми водами проточными

И через листву потоком света…

Вижу…

На восходе – на закате – в полдень – ночь…

Осенью – зимою – летом – вёснами…

К небу однокорневыми соснами

Тянемся… и вот оно… точь-в-точь…

Счастье…

Дроздович Арина,

 9 класс школы 530

2 диплом 2008 года

Мелодия воды

Вот лужи от дождя, а рядом листья кленов.

И отраженье на воде двоится и мерцает.

Веселых лиц, и грустных, и влюбленных

На лужах слабый отсвет проступает.

О прошлом грезит царскосельская вода.

А может, нет, а может, да?

Томашевская Екатерина,

 11 класс 606 школы, лауреат 2010 года, победитель Третьего  Всероссийского фестиваля литературного творчества школьников  2010 года.

Исповедь перед смертью

Рассказ

От едкого дыма глаза до сих пор щипало, а дыхание было таким же тяжелым.

Лес нависал и давил своим огромным сводом. Множество тропинок разбегалось в разные стороны; казалось, в бесконечность….

Виктор пытался пошевелить руками и ногами, но тело не слушалось: оно было сковано дикой болью.

В ушах все еще стоял шум от разорвавшейся гранаты, но даже сквозь этот шум едва различались звуки поступи. Виктор не ошибся. Кто-то был рядом.

Еле держась на ногах, к Виктору подошел офицер: форма на нем была измята и местами разорвана; обгоревшее лицо было покрыто царапинами и шрамами. Правый рукав полностью разорвался, а рука была забинтована.  

Офицер сел, прислонившись к сосне, рядом с Виктором и зарыдал.

“Они убивают… беспощадно убивают…”, - слышал Виктор сквозь слезы и всхлипывания.

Где-то вдалеке послышалась серия выстрелов. И снова все затихло.

- Когда я был маленький, - тихо заговорил Виктор, - я часто играл в войну, в пластмассовых солдатиков. Мне нравились ружья, гранаты, танки, сражения….

Он захрипел и закашлялся. Дыхания не хватало, но он продолжал говорить.

- Я ненавижу войну. И мой сын никогда не будет играть в такие игры…

Он помолчал.

… Моя душа плачет так же, как плачешь сейчас ты. Я молюсь. Я молюсь не за себя, а за страну, за людей. Выдержит ли народ это испытание?.. Я знаю, что народ никогда не сдастся, но боюсь, что сил уже не хватит…. Если бы ты знал, сколько смертей я повидал, сколько исповедей выслушал: раненые молодые парни в смертельных муках рассказывали мне о своих родных, друзьях, которых уже нет в живых; о своей судьбе, которая к ним так несправедлива. Это очень страшно. У меня бежал мороз по коже, когда я слышал сквозь хрипы слова прощания с родиной и семьей. Сейчас мне кажется, что я нахожусь в таком же положении, как они. Но я борюсь. Я выдержу. Я буду воевать, сколько будет нужно. Только вот мои  любимые - Аннушка и сынишка. Где они? Как они? Живы ли?... –  слезы душили его.

Солнце уже стало садиться. В лесу темнело.

- У меня никого не осталось, кроме Родины, любимой и сына. И все это сейчас пытаются отобрать проклятые фашисты! Они бессердечные, бездушные сволочи….

Если, - голос у Виктора совсем пропал, и пришлось продолжить шепотом, - ты выживешь, спаси Аннушку и сына. Умоляю тебя….

Больше говорить он не мог. Сердце билось все медленнее. Раз… два.… Третьего удара не было.

Офицер кинулся к Виктору. Он хотел спросить, где искать его семью, но не успел. Он сжал кулаки: ненависть закипала внутри.

Только через некоторое время он заметил, что все тело Виктора повреждено после взрыва – как он смог прийти в сознание и говорить? Офицер случайно увидел, что из кармана гимнастерки торчит уголок бумажки. Это была фотография. Офицер достал ее и увидел молодую девушку – черноволосую, кареглазую, очень красивую. На коленях у нее сидел мальчуган. На вид ему было года два. Глазки были большие серые, волосики темные. В ручонках у мальчика был игрушечный танк…



Предварительный просмотр:

Написание исследовательской работы- повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской

 художественной литературы;

- выявление и поддержка наиболее талантливых школьников в области изучения мировой

 и русской художественной литературы, активизация их творческого потенциала;

- вовлечение петербургских школьников в творческое освоение культурного пространства

 Санкт-Петербурга;

- повысить общекультурный уровень учащихся;

- вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности;

- развить творческие способности учащихся;

- пробуждать желание вдумчиво и бережно относится к родному слову;

- выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа

 художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории

 и теории литературы;

Исследование феноменов литературы школьниками – серьезная работа, отнимающая много сил и времени. Поэтому на первом этапе важно выбрать произведение и авторов, которые нравятся ученику. Надо, чтобы кропотливый анализ слова дарил ребенку радость общения с любимым ( и талантливым) писателем или поэтом.

Следующий этап – формирование гипотезы или просто направления исследования. В дальнейшей работе гипотеза может  определиться или даже поменяться.  Такие случаи нередки и в моей практике. 

Девочка училась в математическом классе школы с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Начала исследовательскую работу по геометрии о симметрии. Вероятно, поэтому переделывая свою прошлогоднюю работу о «Капитанской дочке» в доклад на данной конференции,  обратила внимание на разнообразную симметрию, которая пронизывает все, что связано с этим произведением. На первый вид симметрии – композиционную симметрию –  нашла указание в книге Юрия Михайловича Лотмана. Вторую – архитектурную –  заметила сама, гуляя по Екатерининскому парку. А третья обнаружилась в ходе работы. Пространственно временная структура важнейшего эпизода «Капитанской дочки» зеркально отражается в историческом пространстве Царского Села. И эта сложная симметрия подчеркнута цветовой гаммой: желтый – голубой – желтый; классицизм – барокко – классицизм.

Ученице 11 класса я предложила прочесть Улицкую и Толстую.

Задачей исследования являлся поиск сопоставимых элементов в двух произведениях современных писательниц. Обратив внимание на поверхностное сходство имен героинь и заглавий, мы попытаемся проследить источник этого сходства, обозначить его границы и определить художественную задачу. Мы предполагаем, что данные тексты имеют прецедент в русской классической литературе. Прецедентный текст – это «стихийно или сознательно отобранный текст, который рассматривается как общеизвестный в конкретной речевой культуре и который допускает в связи с этим особые формы его использования. Это текст, на который многие ссылаются, считая важным для данной культуры».

Известно, что Ф. М. Достоевский очень бережно относился ко всему, что связано с именем и фамилией человека. В своей статье “Ответ Русскому Вестнику” писатель негодует в адрес тех, кто позволяет себе как-то иронизировать на эту тему. Во многих произведениях Достоевского встречаются повторяющиеся имена, которые «кочуют» из одного романа в другой. Герои-тезки у Достоевского на самом деле похожи, а значит, выбор имени для них не случаен. Имя «Софья» довольно часто встречается в романах Достоевского: Софья Улитина («Бесы»), Софья Мармеладова («Преступление и наказание»), Софья Карамазова («Братья Карамазовы»). В данной работе рассматривалась взаимосвязь имени и внутреннего мира только героини романа «Преступление и наказание» как наиболее известного и актуального для большинства носителей культуры.

При изучении восприятия читателей применялась методика направленного ассоциативного эксперимента К. Юнга с инструкцией – анкетой (анкетирование – один из наиболее распространенных социальных методов для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, их оценки, о мнениях, интересах)

«Ассоциативный эксперимент – это спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта»[1]. В нашем случае исследуются неосознанные ассоциации, связанные с творчеством Достоевского. Если такие ассоциации выявляются, то образ Сони Мармеладовой можно рассматривать как самостоятельное культурологическое явление.

Для чистоты эксперимента в анкете было названо имя «Соня», а не «София» или «Софья Семеновна».

В ходе психологического эксперимента «испытуемому предлагают список слов-стимулов, к которым он должен подобрать соответствующие родовые или видовые понятия из второго списка». В нашем эксперименте слово-стимул было одно: имя «Соня», а испытуемых больше 200 человек, так как требовалось установить глубину восприятия литературного образа не личным, а коллективным сознанием.

Список слов-реакций был составлен на основании трех источников: роман Достоевского, литературоведческие тексты и «Толкование имен». Таким образом, в списке были представлены два спектра восприятия имени: бытовой и связанный с творчеством Ф.М.Достоевского – непосредственно и опосредованно.

Анкетирование проводилось среди учащихся 7- 11 классов, т. е. участвовали и те, кто читал роман Достоевского, и те, кто не читал. После того, как было опрошено более 200 человек, был произведен анализ анкет.

Анализ проводился по двум аспектам:

1. Каких слов-реакций ученики выбрали больше: характеризующих Соню Мармеладову или бытовых из «Толкования имен».

2.    Какие слова-реакции, используемые для характеристики Сони Мармеладовой, воспринимаются лучше: из романа или из литературоведческих текстов.

Обработав все анкеты, мы получили следующие результаты:

  1. Из 103 опрошенных в 10-11 классах 57 человек выбрали большинство слов, связанных с образом Сони у Достоевского. Из 2060 слов учащиеся подчеркнули 352 ассоциации с ге

роиней романа и 248 бытовых ассоциаций.

10е классы

11е классы

10 и 11 вместе

определения из романа

«Преступление и наказание»

(7 слов)

152

141

293

определения критиков (3 слова)

38

25

63

Класс

8

8

7

9

9

10

10

10

11

11

11

Количество учеников

в классе

28

20

23

18

20

13

18

18

16

15

23

Преобладают определения, связанные с образом Достоевского

6

6

4

3

6

9

12

11

7

5

13

Преобладают бытовые определения

15

10

12

13

10

4

3

4

5

6

7

Одинаково

7

4

7

2

4

0

3

3

4

4

3

Исследовательская работа учит школьников серьезно трудиться. Ведь требования к школьникам предъявляются такие же, как и к настоящим ученым:

- содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

- умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;

- умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по теме работы, давать им критическую оценку;

- присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля;

- правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);

Индивидуальная  форма защиты мне нравится более всего. В ней  старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над темой:

- обоснование выбора темы;

- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

- личная значимость проделанной работы;

- перспективы продолжения работы (исследования).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Районный конкурс "Победа глазами детей", наминация "литературное творчество"

Стих собственного  сочинения, автор Каширина Дарья...

Областной конкурс "Символы России в литературном творчестве". Работа учащегося

Работа Подольского Алексея, ученика МОУ СОШ №1 с УИОП г. Фрязино, лауреата муниципального этапа областного конкурса "Символы России в литературном творчестве" (номинация "Символы России воспеваю...")...

Областной конкурс "Символы России в литературном творчестве". Работа учащегося (2)

Конкурс "Символы России в литературном творчестве". Номинация "Символы России воспеваю..." (литературное творчество собственного сочинения (проза, поэзия)). Работа учащейся 10 "Б" класса Квасовой...

Всероссийский конкурс декоративно-прикладного и народно-литературного творчества "Победа в Великой Отечественной войне глазами детей"

Всероссийский конкурс декоративно-прикладного и народно-литературного творчества "Победа в Великой Отечественной войне глазами детей"...

Итоговый протокол городского конкурса литературного творчества для обучающихся "Лишь слову жизнь дана"

Итоговый протокол городского конкурса литературного творчества для обучающихся "Лишь слову жизнь дана"...