Поэтика рассказов Дины Рубиной
статья по литературе на тему

Зинкевич Ольга Владимировна

Статья содержит материал по творчеству Дины Рубиной. Проводится анализ одного из рассказов писательницы - "Яблоки из сада Шлицбутера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetika_rasskazov_diny_rubinoy.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтика рассказов Дины Рубиной.

На сегодняшний день авторитет современного прозаика Дины Рубиной не вызывает сомнения. Её книги издаются и переиздаются с завидным постоянством, как в России, так и за рубежом. Каждое новое произведение писательницы становится объектом пристального внимания читателей и исследователей. Художественный мир произведений Дины Рубиной захватывает своим неповторимым колоритом, оригинальностью и яркостью образов.

В центре современных споров литературоведов и критиков стоит вопрос о статусе Дины Рубиной и её творчества в литературном процессе. Одни говорят о постмодернистском характере её прозы, другие называют Рубину в ряду русскоязычных авторов Израиля, третьи склоняются к тому мнению, что произведения писательницы не лишены черт, так называемой «женской прозы». Единственное, что не вызывает споров – это то, что Дина Рубина – действительно выдающийся прозаик, создающий неповторимые и оригинальные произведения, сформировавший свой узнаваемый стиль и характер повествования.

Жанровое разнообразие литературных сочинений Дины Рубиной велико. Но начинала она свою творческую деятельность именно с рассказов.

Рассказ – это малый эпический жанр или малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это хрестоматийно известное определение жанра.

В этом кратком событии из рассказа раскрываются существенные типические черты жизни. Особенностью этой жанровой формы также является кратковременность изображаемых событий и небольшое количество действующих лиц. Говоря об особенностях современной литературы, мы всегда обращаемся к жанру романа, в то время как и рассказ не должен оставаться в стороне. Вообще литература как художественно-социальное явление существует на границе двух миров – действительного и воображаемого. Всякое произведение почти всегда является специфическим, индивидуальным суждением автора о жизни, воплощенным при помощи выразительных средств, образом самой действительности, пропущенным через призму авторского восприятия. И рассказы Дины Рубиной представляют собой не один эпизод из жизни, а мир «сложных отношений, взаимосвязей и взаимообщностей, меняющих структурную форму рассказа, предметно-смысловые или характеристические качества в ходе динамического движения сюжета».

Как уже отмечалось, одной из центральных тем творчества Дины Рубиной является тема национального самосознания, чувства со-крови. Данная тема нашла свое отражение и в рассказе «Яблоки из сада Шлицбутера», написанном в начале 90-х годов.

«Яблоки из сада Шлицбутера» - один из самых сложных рассказов Дины Рубиной. Аркадий Хаенко в одной из своих статей отмечает, что «Яблоки из сада Шлицбутера» - это «небольшой такой текст, но с мощным зарядом идейного динамита».

В рассказе действительно появляется и властно заявляет о себе национальная тема, тема определения исторической родины - поиски ответов на тоже вечные вопросы: кто я? чей я? где я? и что я здесь делаю?

Проблематику данного рассказа можно определить как идейно-нравственную, так как в центре внимания автора находится глубинная основа человеческой личности, философский поиск, стремление человека ответить на вопросы о смысле своего пребывания на земле и о месте, занимаемом им в обществе.

Главная героиня – Дина, она – литератор, писательница. На этот раз Рубина уже не прячется за маски корректора или переводчика, она предстает перед читателями сама собой. Рассказ строится как повествование от первого лица, с одной стороны, повествователь – в данном случае героиня Дина – выступает как непосредственный участник событий и является объектом описания, а с другой стороны, постоянно комментирует и оценивает все увиденное, преломляя происходящее через свое индивидуальное восприятие. Рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» имеет трепетный, открытый и трогательный сюжет. Рубина рассказывает подлинный случай из своей жизни, произошедший где-то в середине 70-х годов в Москве, в редакции некоего еврейского журнала на идиш.

По сюжету молодая писательница, прилетев из Ташкента в Москву, выполняет просьбу одного своего знакомого и относит в редакцию еврейского журнала «рассказ узбекского писателя на русском языке на еврейскую тему». Здесь происходит странный, вполне абсурдный разговор со стариком-редактором Гришей и его дочерью, походу которого выясняется то, что старик-редактор оказался земляком её ташкентского деда Давида. Все они из местечка Золотоноша, что под Полтавой. А также героиня рассказа Дина узнала, что этот очень старый уже человек с изможденным лицом был когда-то безнадежно влюблен в родную тетку героини, зеленоглазую красавицу Фриду. О трагической судьбе тети Фриды, в которую «влюбился какой-то немецкий офицер», старик-редактор узнает только сейчас. Её повесили немцы, а до казни «её гнали, обнаженную, десять километров по шоссе – прикладами в спину». Еще оказывается, что и здесь – в маленькой редакции верноподданного журнальчика – люди решают для себя кардинальные вопросы: чей я, где мое место и ехать-не ехать? Трагически и правдиво звучит, поэтому речь старого приспособленца-редактора: «…я прожил здесь жизнь, и я хочу здесь умереть, и оставьте меня в покое!.. Да, я старый ишак, и у меня нет национального самосознания. Например, я плачу, когда слышу украинские песни… Когда я слышу «Марш энтузиастов», я тоже плачу, как старый ишак, потому что Фрида играла этот марш на мандолине… Ну, скажи мне, скажи ты, - обращается он к рассказчице, - я уже ничего не понимаю: вот я – трижды ранен и в качестве видного космополита украшал-таки собой нары. Вот скажи: я – герой или старый хрен?». Вполне законный вопрос.

Задается им и героиня. «Я брела к метро, беспокойно вглядываясь в лица проносящихся мимо людей, впервые силясь ощутить – чья я, чья?» И ничего не ощущала. И только, может быть, догадывалась, что это сокровенное чувство со-крови человеку навязать невозможно. Что порою приходит оно поздно, бывает слишком поздно, иногда в последние минуты, когда, беззащитного, тебя гонят по шоссе. Прикладами. В спину.

Не только герои рассказа задаются этими вечными вопросами. Рассказывая нам эту историю, автор как бы заставляет задуматься нас над тем кто мы? и чьи? И проверяет можем ли мы ответить на эти вопросы.

Именно эта мимолетная встреча с пожилым еврейским литератором и этот почти никчемный разговор в редакции были, кажется, те самым «моментом истины» в жизни писателя, пробудив «сокровенное чувство со-крови», которое приходит однажды, часто, к сожалению, слишком поздно, когда изменить ничего нельзя.

Этот «пустяшный эпизод», связавший Рубину с прошлым своей семьи и своего народа, долгое время покоился в недрах памяти, но вдруг, спустя годы, под воздействием новой общественной реальности способствовал «включению неких сокровенных пусковых механизмов сознания»: круто переменил налаженную жизнь «стабильного писателя», вытряхнул из наезженной колеи, вынес на новую дорогу, неведомую и лихую, освоенную в конце концов.

«Яблоки из сада Шлицбутера» - рассказ, очень насыщенный изысканными метафорами и сравнениями. Примерами могут служить следующие выдержки из текста:

«… изображать евреев в текущей литературе считалось не то чтобы запретным, но нежелательным, а лучше сказать, не совсем приличным… так примерно: не сифилис, нет, но неприятный некий грибок»;

«Одну, молодую, но уже плывшую женщину с покорными глазами я сразу мысленно окрестила Жертвенной Коровой»;

«…и похожа была на царицу Савскую…» и т.п.

В рассказе причудливо всплывают неожиданные мотивы. Вдруг, скажем, в качестве особой, но «сильно и значимо звучащей нотой» возникает заблудившаяся чеховская Каштанка. «…Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам…». Цитата эта, впервые появившаяся в воспоминаниях героини, читавшей в детстве чеховскую повесть, затем отзывается в конце рассказа, когда перед ней возникает мучительный вопрос: чья я? Неслучайно Рубина в свой рассказ вставляет именно эту цитату, она сравнивает состояние главной героини, потерявшейся в этом мире, пытающейся найти себя, с состоянием Каштанки – этого маленького существа в таком большом и страшном городе.

Рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» ретроспективен как по форме, так и по содержанию. Действие в нем протекает сразу в четырех временах: «сейчас», сегодня, когда писательница пишет свой текст – это время «повальной гласности»; затем – в недавнем прошлом, когда, собственно, и разворачиваются события рассказа – время «застоя»; а также в том сравнительно далеком времени, куда переносят нас детские воспоминания героини; и еще – в совсем уже далекие военные годы, когда её еще не было на свете и о которых она знает лишь со слов старших.

Вообще данный рассказ можно рассматривать как попытку автора обратиться к читателю с серьезными общечеловеческими проблемами, заговорить с ним о предметах вечных, о пространстве безбрежном, о вещах нетривиальных и сокровенных. Именно рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» видится сегодня предтечей творческого прорыва Рубиной, приведшего вскоре к созданию повести «Во вратах Твоих».

Каждое произведение писательницы, и рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» не является исключением, заставляет каждого читателя заглянуть в себя, задуматься над самым главным в жизни, переосмыслить свои жизненные принципы и осознать для себя ценность каждой минуты нашей жизни, то есть не оставляет никакого читателя равнодушным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество Дины Рубиной

Презентация к уроку...

"Современная литература. Дина Рубина"

Уроки по современной литературе вызывают определённые затруднения.  О каких писателях рассказать, какие произведения взять для анализа? Кто из современных писателей в дальнейшем станет классиком?...

Презентация к уроку литературы по повести Дины Рубиной "Любка" ( 10 класс)

Материал для обсуждения повести Д.Рубиной "Любка"...

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"

Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...

Урок литературы в 10 классе "Проблема отцовства в повести Дины Рубиной "Двойная фамилия".

Повесть Дины Рубиной, нашей современницы, заставляет задуматься над актуальными в наши дни вопросами: "Можно ли простить супружескую измену?", "Каким должен быть отец?", "Может ли мужчина стать настоя...

Домашнее задание по тексту Дины Рубиной

Подготовка к сочинению-рассуждению по художественному тексту...