"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шевченко Эльвира Анатольевна

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через фото тему и основную мысль стихотворений. Половина урока проводится вне стен школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_lirike_20_veka_5_klass.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе на тему:

«Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе»

Урок начинается на улице возле школы.

1. Приветствие. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами его часть проведем на улице, а часть урока – в классе. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, весеннему солнышку и начнем.

2. Актуализация и Целеполагание

Я хочу прочитать вам стихотворение моего любимого поэта Валерия Яковлевича Брюсова, жившего на рубеже 19 и 20 веков. Послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение Валерия Брюсова «Веснянка»

Лишь на севере мы ценим
  Весь восторг весны, —
Весенней неги не обменим
  На иные сны. 

После долгой ночи зимней
  Нежен вешний день,
Ткани мглы гостеприимной
  Расстилает тень. 

Там, где землю крыл по склонам
  Одноцветный снег,
Жжет глаза в лесу зеленом
  Молодой побег! 

В душу к нам глядит подснежник
  Взором голубым;
Даже старый хлам, валежник,
  Кажется живым! 

Мы весной живем, как дети,
  Словно бредим вслух;
В свежих красках, в ясном свете
  Оживает дух!

Каждый маю стал союзник
  И врагом зимы,
Каждый счастлив, словно узник,
  Выйдя из тюрьмы!

Какое настроение у героя этого стихотворения? Почему? Что автор говорит о весне? Какой он видит весну?

Вопросы: Определите тему нашего урока. – Стихотворения русских поэтов о природе.

Какая цель будет сегодня у нас на уроке?

- прочитать стихотворения русских поэтов о весне;

- проанализировать стихи;

- сделать фотографию к стихотворению.

Что вы будете фотографировать? Что надо учесть при фотографировании?

- предметы, которые описывает поэт,

- краски, которые использует поэт,

- может быть, настроение этого стихотворения.

4. Групповая работа.

Ребята, о приходе весны говорили многие русские поэты. Я предлагаю вам почитать  стихотворения о весне разных русских поэтов 20 века и сделать к ним фотографию. Работать вы будете в группах. Выбирайте стихотворения. Но прежде чем вы будете делать фото, подумайте над стихотворением и ответьте на вопросы. 5-7 минут вам хватит?

Работа групп на улице (анализ стихотворения  + фотографирование)

Стихотворения для анализа:

1. Иван Бунин

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. Какие приметы весны описывает автор?

3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?

4. Выразительно прочитайте стихотворение.

5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:

- почему именно это вы решили сфотографировать?

- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?

Осип Мандельштам

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели. 

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —

Когда его художник милый
Выводит на стеклянном блюдце,
В сознании минутной силы

Природа радостно смеется.

Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. Как автор называет небо и ветви березы на его фоне? Какие художественные средства при этом использует?

3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?

4. Выразительно прочитайте стихотворение.

5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:

- почему именно это вы решили сфотографировать?

- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?

Борис Пастернак

Весна  в лесу

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней. 

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и пАрит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою. 

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. Какие приметы весны описывает автор?

3. Выразительно прочитайте стихотворение.

4. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:

- почему именно это вы решили сфотографировать?

- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?

Апполон Коринфский 

Снег тает, снег бежит ручьями,
Журчат, звенят, поют ручьи;
Сверкают, úскрятся на солнце
Весной рождённые ручьи...

Бегите, быстрые, спешите
От царства холода и сна,
Где нет сердец окаменелых,
Ни омрачённых жизнью лиц!

В поля широкие, в долины —
К другим проснувшимся ручьям,
К другим струям, весной рождённым,
К свободе, к солнцу и к цветам!

Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. Как автор описывает ручьи? Какое художественное средство при этом использует?

3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?

4. Выразительно прочитайте стихотворение.

5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:

- почему именно это вы решили сфотографировать?

- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?

5. Выступление групп в классе.

6. Итоговые вопросы. Ребята, вы послушали стихи русских поэтов о весне. Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения?

- тема одинаковая - про весну,

- авторы очень любят русскую природу, они описывают её красоту.

- ребята, как вы думаете, как можно назвать человека, который так любит родную природу, родную землю? – патриотом.

- мы можем сказать, что авторы стихотворений Иван Бунин, Борис Пастернак, Осип Мандельштам – патриоты?

А чему мы можем у них поучиться?

- любить родину.

7. Ребята, достигли мы целей сегодняшнего урока? Что вы узнали на уроке? Что научились делать?

Спасибо за работу на уроке.

8. Домашнее задание – прочитать стихотворение И.Бунина «Помню – долгий зимний вечер» на стр. 163 и сделать к нему фотографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...