Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кузнецова Марина Васильевна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_poety_xxveka_o_rodine_prirode.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения А. А. Прокофьева  Д. Б. Кедрина»

Класс: 5 а

Учитель: Кузнецова М. В.

Дата: 10.04.2015

Тип урока: урок-практикум

Цель: формирование понимания лирических стихотворений о природе, анализ и сопоставление произведений русских поэтов XX века.

            1.Образовательная:  познакомить с творчеством поэтов 20 века; с творчеством художника В. Васнецова.

2. Воспитательная: (формирование личностных УУД): воспитывать способность эмоционально воспринимать лирическое произведение; формировать читательскую культуру.

3.Развивающая: (формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД):

Познавательные:

  • умение выборочно передавать содержание материала;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • читать выразительно поэтические произведения.

Регулятивные:

  • использовать при выполнении задания различные средства: ИКТ, художественную литературу, учебную литературу, словари;
  • уметь давать самооценку и взаимооценку.

Методические приёмы:

  Слово учителя, сообщения учеников, эвристическая беседа, работа в группе, исследование,  выразительное чтение, анализ стихотворений, творческое задание.    

Оборудование:  компьютер

Методическое обеспечение: презентация, репродукция картины, толковый словарь Ожегова, карточки, учебник Литература. 5 класс. В 2 ч./В. Я. Коровина и др.

Структура и ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент

2 мин

Создание эмоционального настроя на совместную деятельность

  • Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат.

- Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

4 мин

Элемент  проблемного обучения - умение находить проблемную формулировку темы урока

Эвристическая беседа

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

  • Предлагает послушать выступление учащейся Гарькиной Зои.
  • Организует обсуждение выступления и предлагает сформулировать тему урока. Осуществляет фронтальную беседу по вопросам:

- О чем это стихотворение?

- Какие чувства оно у вас вызывает?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока?

  • Ставит вопрос: Какие цели можем поставить перед собой на уроке?
  • Уточняет понимание учащимися темы и поставленных целей урока.
  • Организует работу  по определению направлений дальнейшей работы на уроке.

- Ребята, любите ли вы читать стихи о Родине и родной природе?

- Стихотворения каких поэтов о Родине и родной природе вы знаете?

-Природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.

  • Выдвигает проблему: Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться, анализируя и сопоставляя стихотворения Кедрина и Прокофьева «Алёнушка».

- Прослушивают выступление.

- Выдвигают гипотезу.

- Под руководством учителя формулируют тему и цели урока, фиксируют проблему.

- Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

- Принимают и сохраняют учебную задачу.

- В ходе высказывания мнений учащиеся осуществляют самоконтроль.

3. Изучение нового материала.

Первичное усвоение новых знаний

16 мин

Эвристическая беседа

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала;

Усвоение способов, средств, которые привели к определенному выбору.

  • Читает стихотворение, дает учащимся установку к дальнейшей работе.
  • Догадайтесь, о какой сказочной героине идёт речь:

Нам сказки бабушка читала

Про беззаботного Емелю,

Про Золушку простую,

Про рыбку золотую

И про бессмертного Кащея…

Но лишь одна пришлась по сердцу.

Нам эта сказка часто снится,

 Мы очень любим слушать,

Как братика Ванюшу

Спасает старшая сестрица…

  • С какими видами искусства связана литература?
  • Обратимся к картине В. Васнецова «Алёнушка», стр.166.
  • Послушаем сообщение С. Башева о творчестве В. Васнецова.
  • Кого вы видите на картине? Как художник изобразил Алёнушку? Какие краски использует живописец? Опишите природу?
  • С каким чувством В. Васнецов относился к природе?
  • С такой же любовью к природе и родине относились поэты 20 века.
  • Давайте послушаем стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина «Алёнушка».

 (Учебник стр.164)

  • Словарная работа (стойбище, вотчина, нетленная, омут).

  • Прорабатывает с учащимися содержание таблицы, предлагает нарисовать таблицу в тетрадь, контролирует выполнение работы.

Часть плана

Опорная лексика

1.

Об авторе

2.

Основная тема стихотворения

3.

Основные образы

4.

Главная мысль

5.

Художественные средства, использованные автором

  • Стихотворение «Алёнушка» было написано поэтом во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6 –ой воздушной армии «Сокол родины». Что этот факт добавляет к пониманию стихотворения?

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу…

Вывод:Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки. Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

Физкультминутка

- Участвуют в эвристической беседе.

- Анализируют изучаемый материал, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Фиксируют в таблицу итог обсуждений.

- Взаимодействуют с учителем во время беседы.

- Осознанно строят речевые высказывания.

- Слушают учителя и других докладчиков.

-   Воспринимают ответы учащихся.

- Участвуют в обсуждении содержания материала.

- Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.

4. Первичная проверка понимания.

15 мин

 Задания по группам по стихотворениям и картине.

Поисковый метод.

Первичный контроль за правильностью выполнения заданных действий;

Установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов, их коррекция в осмыслении материала.

  • Прослушивание стихотворения Прокофьева «Алёнушка».
  • Организует деятельность учащихся по дальнейшему планированию работы. Организует учебное исследование. Для выявления первичной проверки понимания учащимися материала им предлагается стать исследователями и самим постараться найти и обобщить материал по А. А. Прокофьеву. Работа с учебником, с текстом стихотворения по плану и поиск информации в интернете (краткая биография писателя) проводится 1  и 2 группами.
  • 3 группа по плану сравнивает стихотворения Кедрина и Прокофьева (находи сходства и различия).
  • 4 группа сравнивает картину Васнецова и стихотворение Прокофьева «Алёнушка».
  • Организует учебное взаимодействие учеников группы и следующее обсуждение составленных моделей.
  • Фиксирует ошибки, контролирует заполнение таблицы в тетради, оценивает выполнение каждой операции.

- Проводят исследование в группах.

- Осуществляют работу по выполнению отдельных заданий.

- Применяют на практике полученные знания.

- Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

-    Строят рассуждения, понятные каждому участнику группы.

- Работая в команде, воспринимают ответы каждого участника группы.

- Участвуют в коллективном обсуждении по проделанной каждой группой работы.

- Слушают выступления учащихся и делятся впечатлениями.

- Осуществляют самоконтроль, самопроверку.

- Отрабатывают способы в целом.

- Адекватно воспринимают оценку учителя.

5. Первичное закрепление.

3 мин

Повышение уровня осмысления изученного материала.

Подводит итоги урока:

- Произведения каких авторов мы сегодня анализировали?

- Какое впечатление произвели на вас стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева?

-Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»?

- Какие стихотворения о Родине и родной природе вы стали бы читать, когда вам радостно или грустно?

- Формулируют конечный результат своей работы.

- Взаимодействуют с учителем во время беседы.

- Осуществляют самоконтроль.

6. Домашнее задание.

3 мин

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает домашнее задание. Объясняет содержание и способы его выполнения.

- Выучить одно из стихотворений (по выбору).

- Создать письменный рассказ на тему «Моя малая Родина».

- Записывают домашнее задание.

- Слушают учителя.

- Осуществляют самоконтроль.

7. Рефлексия

2 мин

Инициирование рефлексии учащихся.

  • Выставляет оценки за урок.
  • Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Что понравилось на уроке?

             2. Чему научились?

             

- Анализируют, оценивают результат.

- Рефлексия своих действий.

- Осуществляют пошаговый контроль по результату.

- Адекватно воспринимают оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...