«Русская история и русская литература второй половины XIX века».
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

«Русская история и русская литература второй половины  XIX века».

                     

Тип урока: вводный  интегрированный урок по литературе и истории.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская история и русская литература второй половины XIX века. Интеграционный урок по литературе и истории М.Мусоргский. Картинки с выставки

Слайд 2

Интеграционный урок по литературе и истории Интеграция - (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer -целый), объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция). Интеграционный урок по литературе и истории поможет вам увидеть художественные явления в историко-культурном контексте, развить умение мыслить исторически и системно. Справка: Вводный урок - размышление, урок - панорама «Русская история и русская литература второй половины XIX века ». Тема урока:

Слайд 3

урок - размышление, урок - панорама Эпиграфы к уроку: Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в свое будущее, ту веру, которая светила им путеводной звездойсреди самых беспро c ветных ночей нашей жизни Василий Осипович Ключевский, русский историк Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа Н.Н.Страхов, русский критик второй половины XIX века Цель урока: показать единство литературного и культурно – исторического процесса, подчеркнуть специфику истории и литературы, сформировать у учащихся представление о русской литературе II половины ХIХ века как золотом веке русской литературы, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

Слайд 4

Вопросы для исследования: Вопросы для исследования: 1. Каково было духовное состояние общества, во второй половине XIX века? 2. Каковы на ваш взгляд сильные и слабые стороны общественных программ западников и славянофилов? 3. Как споры западников и славянофилов отозвались в нашей современности? 4. В чем смысл перехода от концентрического изучения литературы к историко – литературному? 5. Почему именно во второй половине XIX века реализм, как художественный метод, и роман, как жанр достигли наивысшего расцвета? 6. В чем специфика литературы и истории? 7. Почему Томас Манн, немецкий писатель, русскую литературу XIX века назвал святой? 8.Как вы понимаете слова Белинского, что литература есть «художественный анализ современного общества»?

Слайд 5

Проблемный вопрос: Как соотносятся русская история и русская литература второй половины XIX века? Можно ли об этом соотношении сказать словами К.Аксакова, что у них «сердце было одно…»? ?

Слайд 6

Западники и славянофилы: противостояние «Опыт времени для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно… Одинокие в мире мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… В крови у нас есть что-то такое, что отвергает всякий исторический прогресс. Одним словом мы жили и сейчас живем лишь для того, чтобы преподать урок отдаленным потомкам, которые поймут его…». П.Я.Ч аадаев. . Философические письма. (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991 «До Петра Русь развивалась естественно и гармонично; она «не знала ни железного разграничения неподвижных сословий, ни стеснительных для одного преимуществ другого, ни истекающей оттуда политической и нравственной борьбы, ни сословного презрения ни сословной ненависти… И князья и бояре, и духовенство и народ, и дружина княжеская и дружины боярские, и дружины городские, и дружина земская – все классы и виды населения были проникнуты одним духом одними убеждениями и понятиями, одинакою потребностью общего блага» И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России И.В.Киреевский Чаадаев П. Я

Слайд 7

«Он из Германии туманной привез учености плоды»: П.Я. Чаадаев взорвал привычные представления о ходе русской истории Чаадаев П. Я, основоположник западничества Художник А. Козина, Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Основоположником русского западничества считают П.Я.Чаадаева, опубликовавшего в 1836 г. в московском журнале «Телескоп» знаменитое «Философическое письмо», в котором он попытался проанализировать исторический путь, пройденный Россией. «Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединились в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он — только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 74. По мнению Чаадаева: православие – это для России роковой выбор православие изолировало Русь от соборности - всеединства Россия была ввергнута в грех духовного индивидуализма

Слайд 8

К. Д. Кавелин Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьев А.И.Герцен В.Г.Белинский Западники считали: Россия началась с преобразований Петра I Россия есть часть европейской цивилизации У России нет особого пути развития Необходимы отмена крепостного права, введение конституционной монархии. Т.Н.Грановский Н.П.Огарев

Слайд 9

А. С. Хомяков Автопортрет.1842 Хомяков А.С. особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен) Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. В основе философии А.С.Хомякова лежал провиденциализм. Они хотели предотвратить роковой процесс разложения русского общества на элементы враждующие, хотели остановить рост взаимной ненависти. Они верили ещё, что возможна органическая связь власти и народа, что Россия может избежать политической борьбы за власть и экономической борьбы классов, что народ наш, как народ христианский, обладает органическим единством, что в нем бьется единое сердце. Старые славянофилы признавали интеллигенцию как выразительницу духа и разума народного, как орган национального самосознания, и отрицали ту специфическую Н.Бердяев. Значение Хомякова. Судьба славянофильства Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860). - русский поэт, художник, публицист, богослов, философ основоположник раннего славянофильства, член - корреспондент Петербургской Академии наук, по отцу, и по матери принадлежал к старинному русскому дворянству. Детство, проведенное большею частью в деревне, наложило отпечаток на все его дальнейшее развитие Хомякова. Умер 23 сентября 1860 г. в селе Ивановском Данковского уезда, Рязанской губернии Основоположник раннего славянофильства

Слайд 10

«Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые…» Портрет Ю. Ф. Самарина. Художник В.А.Тропинин. 1846, Аксаков К. С. 1817 - 1860 А.С.Хомяков. 1804 - 1860 Иван Васильевич Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» выделял три существенных признака отличий славянофильства от западничества: Россия и Запад усвоили разные типы античной культуры, В России законы имели скорее внутренний, чем внешний характер Соборность мышления и живая вера вместо отвлеченного рассудка У России свой самобытный путь развития И. В. Киреевский 1806 - 1856

Слайд 11

В.О.Ключевский Аксаков К. С. Задача исторического исследования раздвоилась: для одних предметом его сделались преимущественно генезис и развитие политических форм и социальных отношений, политика и право, для других - рост национальных преданий и обычаев, дух и быт народа... т.е. простым разделением труда в работе В.О.Ключевский «Да, мы были противниками их, но очень странными, у нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство... безграничной, охватывающей все существование к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце было одно». Аксаков К. С. «В то время как сердце было одно…».

Слайд 12

Сценка «Западник и славянофил»

Слайд 13

И грянул бой. Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский- колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Изображение событий Северной войны Литература История «Генеральная баталия началась ранним утром 27 июня 1709 года наступлением шведов на земляные редуты, защищавшие подступы к русскому лагерю. Редуты разделяли ряды наступавших, подвергая их перекрестному ружейному огню». Учебник истории Северная война в живописи

Слайд 14

? В чем разница между этими текстами? – Что характерно для каждого из них? Первый текст относится к истории. Он в точности воссоздает события прошлого, передаёт их в хронологической последовательности. А что вообще изучает история и для чего? История рассказывает о знаменательных событиях прошлого, передает этапы развития общества, исследует причины тех или иных событий, анализирует логику факта. Для чего нам необходимо знать историю? Обратимся к нашему эпиграфу, к словам В.О.Ключевского о профессоре Московского университета Тимофее Грановском: «Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в свое будущее...» Великий историк подводит нас к выводу, что прошлое необходимо знать для того, чтобы ор иентироваться в настоящем.

Слайд 15

? Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» С помощью каких языковых средств автор передает быстрое движение войска? С помощью глаголов и деепричастий: «Над падшим строем свежий строй штыки смыкает», «сшибаясь», «бросая», с помощью однородных членов: «Швед, русский - колет, рубит, режет...» Можно ли сказать, что Пушкин обладает панорамным зрением? Как ему удается создать целостную картину боя . От выразительных деталей: «шары чугунные... в крови шипят...», «стеной живою отраженной..» А.С.Пушкин переходит к картине – панораме: «Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. Как поэту, никогда не участвовавшему в сражении, удается создать у читателя эффект полного присутствия? С помощью художественного зрения, анализа, творческого воображения, «образного познания», по словам психолога Выготского. И грянул бой. Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский- колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».

Слайд 16

Петербург. Дом Краевского на Литейном проспекте, где помещалась редакция журнала «Современник», здесь же жил Некрасов с 1857 года. Фотография 1918 г В.Г.Белинский. Литография с оригинала К.Горбунова. 1843 г. И.И.Панаев. Гравюра Ф.Брокгауза. 1850 –е годы Н.А.Некрасов. Литография 1850 – гг. В 1847 году Н.А.Некрасов, И.И.Панаев и В.Г.Белинский возродили журнал «Современник», основанный еще А.С.Пушкиным в 1837 году Дом Краевского на Литейном проспекте,36 сегодня

Слайд 17

В.Г. Белинский В 1845 году в Петербурге были опубликованы два альманаха: «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» Писатель и журналист Фаддей Венедиктович Булгарин в газете «Северная пчела» иронизировал: «Кто герои этой поэзии? Пьяницы, стёганные плетьми ссыльные, грубые мужики, бьющие жён под пьяную руку, и высокое чувство — запой!»., «Немытая» натура... Неказистые, незнатные, «низкие» герои... Сам того не желая Булгарин дал новое, емкое название новому литературному направлению – «натуральная школа». В авторах сборника числились: Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский По материалам газеты «Северная пчела» от 26 января 1846 Основные идейные и художественные принципы этого издания были изложены Белинским в двух статьях: «Вступление» и «Петербург и Москва» Особенности курса литературы второй половины Х lX века Натуральная школа , условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг возникшее в России как «школа» Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В. Г. Белинский полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности

Слайд 18

Из напечатанных авторов только одна знаменитость — Белинский, критик, вызывающий и восхищение, и ненависть. Дмитрий Васильевич Григорович ещё не написал свои главные повести —Деревня» и «Антон-Горемыка». Помещённый в «Физиологии Петербурга» «Петербургские шарманщики» был одним из его первых литературных опытов. Владимир Иванович Даль, автор сказок и рассказов, ещё не создавший свой знаменитый «Толковый словарь». напечатал очерк «Петербургский дворник», Участвовали в некрасовском сборнике и Иван Иванович Панаев, Евгений Павлович Гребёнка, Александр Яковлевич Кульчицкий. Каждый из этих писателей, независимо от меры таланта, внёс свою лепту в создание не просто значительной книги, но нового направления в отечественной литературе — натуральной школы. В «Физиологии Петербурга» её художественные принципы выражены наиболее отчётливо. Авторы «Физиологии Петербурга» ставили своей целью именно беспристрастно и добросовестно исследовать жизнь города поперёк, или, как писал Некрасов в своей рецензии, «открывать тайны. смотренные в замочную скважину, подмеченные из-за угла, схваченные врасплох...» Обложка сборника «Физиология Петербурга».Ч.1.1845 «Премилая, презабавная, преназидательная... книга, где пляшут перед вами в русском хороводе в самой пёстрой смеси, юмор с истиною, весёлость с грустью, ум с шалостью, остроумная наблюдательность с горькой насмешкою...» «Добро пожаловать, книга умная, предпринятая с умною и полезною целью!». Из рецензии Н.А.Некрасова на сб. «Физиология Петербурга»

Слайд 19

«Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» - спрашивал Белинский. И отвечал: «Как что? — Его душа, ум страсти, склонности, — словом все то же, что и в образованном человеке» Обложка сборника «Петербургский сборник». 1846 г Писатель и журналист Фаддей Венедиктович Булгарин в газете «Северная пчела» иронизировал: «Кто герои этой поэзии? Пьяницы, стёганные плетьми ссыльные, грубые мужики, бьющие жён под пьяную руку, и высокое чувство — запой!». И в другом месте: «Нынешняя так называемая новая литературная школа (уж подлинно школа!) мучит и терзает вас, заставляя читать скучные и вялые нелепицы для того только, чтобы описать или обрисовать словами какого – нибудь пьянюшку, гнусную бабу, жалкого писца, грязную комнату, т. е. так называемую натуру в действии...». Да, «непричёсанная, «немытая» натура... Неказистые, незнатные, «низкие» герои... Но кто может вправе налагать на художника ограничения предписывать ему, кого можно и нужно изображать, а кого отвергнуть? Сам того не желая Булгарин дал новое, емкое название новому литературному направлению – «натуральная школа». В авторах сборника числились: Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский

Слайд 20

Н.В. Гоголь. Портрет работы О.Ф.Моллера Л.Н.Толстой. Портрет И.Н.Крамского А.П.Чехов. Портрет И.О.Браза Вторая половина Х lX века – «социальная эпоха» в русской литературе, расцвет реализма Ф.М.Достоевский Портрет В.Перова. 1872 предельно объективное изображение действительности; острая критика негативных сторон общественной жизни; изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами; изображение типических характеров в типических обстоятельствах Реализм – (лат. realis—действительный, вещественный) — литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм утвердился в рус. литературе в начале Х lX в. и прошел через весь XX в

Слайд 21

М.Н. Ермолова в роли Катерины в спектакле по драме А.Н.Островского «Гроза» А.Н.Островский - основатель русского театра. Именно на его первом представлении комедии «Свои люди - сочтемся» зритель воскликнул: «Господи, да откуда же он это взял, ведь это все правда». Читатели вдруг обнаружили, что в мире купечества так же важны такие вечные истины, как любовь, честь, достоинство, поиски смысла жизни.

Слайд 22

Ф.М.Достоевский Портрет В.Перова. 1872 «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» В. Г. Белинский Кадр из к/ф «Преступление и наказание». 2007. Режиссер: Дмитрий Светозаров В ролях: Владимир Кошевой, Андрей Панин Федор Михайлович Достоевский 1821 - 1881 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский

Слайд 23

Вместе с творчеством И.С. Тургенева, его «Записками охотника» в литературу пришли крестьяне. В первом же очерке «Хорь и Калиныч» автор называет Хоря «административной головой», сравнивает его с Сократом - древним мыслителем. Вместе с Тургеневым появилось такое понятие как «тургеневская девушка», что стало синонимом женственности, скромности, жертвенности, духовности. Название романа «Отцы и дети» стало нарицательным. Нигилисту Базарову показалось, что с помощью естественных наук можно объяснить все: и любовь, и общественные отношения, и жизнь. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч». Иллюстрация Бём (Эндауровой Е.М.) А.Г.Перов. И.С.Тургенев Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет, - ему все равно. И.С.Тургенев. «Записки охотника»

Слайд 24

Л.Н.Толстой. Портрет И.Н.Крамского А.П.Чехов. Портрет И.О.Браза Лев Николаевич Толстой сумел своим творчеством перевернуть историческую науку. В своем романе «Война и мир» он опровергнул мнение, что русские войска проиграли Бородинское сражение (ведь русские оставили Москву). Толстой доказал, что русские одержали нравственную победу в этом сражении, что французы получили такой удар под Бородино от которого уже не смогли отправиться и «дубина народной войны гвоздила французов до тех пор, пока последний француз не покинул русскую землю». Творчество А.П.Чехова - это удивительная страница в русской литературе. Казалось бы, он писал о вещах обыкновенных, а они становились символичными. В пьесе «Вишневый сад» именно сад становится символом родины, чистоты, детства для его хозяев. Но они говорят, говорят, говорят и... раздается стук топора. Они заболтали и растратили все самое дорогое.

Слайд 25

Проблемный вопрос: Как соотносятся русская история и русская литература второй половины XIX века? Можно ли об этом соотношении сказать словами К.Аксакова, что у них «сердце было одно…»? ? Вывод: И история, и литература исследуют, анализируют одни и те же события: история - через логику факта; литература - через образное слово, «художественный анализ современного общества» (В.Г.Белинский), «образное познание» (Выготский)

Слайд 26

Русская история и русская литература второй половины XIX века. Тексты печатались по следующим изданиям: П.Я.Ч аадаев. . Философические письма. (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991 И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. В кн. Энциклопедия для детей Русская литература Том 9,Часть 1. ХХ век. М., Аванта+, 2004 Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы// проблемы типологии русского реализма. М., 1969 Лебедев Ю.В . Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях// М., «Просвещение», 2007 Данилов А. А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1996. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Собрание сочинений. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 684 Энциклопедия для детей Русская литература Том 9,Часть 1. ХХ век. М., Аванта+, 2004 Музыкальное сопровождение : П.И.Чайковский. 1 концерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Русская литература XIX века"

Презентация содержит материал, посвященный русской литературе первой половине XIX века....

Статья по истории русской литературы ХIХ века.

Статья по стории русской литературы ХIХ века : Что мы имеем в виду под понятием "история литературы"?...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"

Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX  веке с краткой характеристикой...