Интегрированный урок в 5 классе "Руслан и Людмила" - научная фантастика или сказка? (математики и литература)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Интегрированный урок в 5 классе "Руслан и Людмила" - научная фантастика или сказка? (математики и литература)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx17.09 КБ
Файл rabochiy_list_k_uroku.docx13.72 КБ
Файл razdatka.docx409.67 КБ
Файл list_samootsenki.docx11.86 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_emd1.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

«Ненаучная фантастика или сказка?»

Интегрированный урок в 5 классе (литература и математика).

Цель: доказать, что поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - сказка.

Задачи:

  • Провести сравнительный анализ понятий «фантастическое» и «сказочное» на примере повести А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
  • Провести работу с текстами для понимания информации, представленной в явном и неявном виде.
  • Использовать математические знания в нестандартной ситуации.

Форма урока: урок – исследование.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Оборудование: рабочие листы, компьютерная презентация, рефлексивный лист.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1 мин

Взаимные приветствия, проверка готовности.

Литературоведческий

5 мин

Вчера мы с вами начали своё знакомство с великой поэмой А.С.  Пушкина «Руслан и Людмила». Узнали историю её создания.  А сегодня нам необходимо разобраться с её жанровыми особенностями. Для этого давайте вспомним 2 литературоведческих понятия. Восстановите определения сказки и фантастики. (соберите определения как пазл, приклейте на рабочий лист. Проверим, что у вас получилось (слайд)

 Как вы думаете: сказка поэма Пушкина или фантастика?

Чтобы аргументированно доказать это давайте обратимся к центральному эпизоду поэмы – бой Руслана с головой.  В каком произведении, главы из которого мы с вами недавно читали, также встречается живая голова?
Можно ли считать эту книгу сказкой? Почему нельзя? (В романе Беляева даётся чёткая установка на реальность, живая голова появилась там в результате научного эксперимента, это фантастика).
- А как мы воспринимаем пушкинскую живую голову? (Как чудо, волшебную выдумку поэта). Попробуем это доказать.

Работа с определениями. Форма работы – фронтально-парная.

Фантастика – это вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой возможно предположить в будущем. Фантастика как вид литературного творчества «установки на вымысел» не имеет, наоборот, всё фантастическое преподносится нам как реальное.

Сказка – один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. От других жанров сказка отличается тем, что сказочник рассказывает её, а слушатели воспринимают прежде всего, как поэтический вымысел, игру фантазии.

Этап целеполагания

3 мин

Вспомним  этапы научного или учебного  исследования: (слайд)

  • наблюдения, эксперименты;
  •  выдвижение гипотезы;
  • доказательство или опровержение гипотезы;
  • сравнение с общепринятой точкой зрения, уточнение формулировок (для учебного исследования)
  • формулировка вывода.

Методы исследования: наблюдение, измерение, опыт (неоднократное повторение), эксперимент, моделирование ситуации.

Перед нами стоит задача: доказать, что поэма – сказочное произведение. Какие методы (из перечисленных) мы можем использовать?

Проблемный диалог. Форма работы – фронтальная.

Моделирование ситуации

Математический

20 мин

Математика – наука, позволяющая смоделировать практически любую ситуацию. «Числа правят миром», - говорил великий математик и философ Пифагор. Числа и логическое мышление не оставляют безвыходных положений. Не верите?

Возьмите рабочий лист к уроку. Что вы видите?

Работаем по плану, записи ведем прямо в рабочем листе. (слайды с иллюстрациями)

Тексты, рисунки, задания.

Выполняют задания рабочего листа. Форма работы – фронтально-индивидуальная.

Рефлексивный

7мин

Возьмите лист самооценки. Прочитайте инструкцию и заполните таблицу.

Кто хочет, зачитайте, что у вас получилось. Старайтесь составить связный текст.

Определитесь с домашним заданием: вам на выбор предложено три варианта: базового, расширенного и повышенного уровня сложности. Как вы думаете, какое задание к какому уровню можно отнести? Ответ обоснуйте.

Заполняют лист, озвучивают результаты по желанию.

Выбирают задание, обосновывают свой выбор.

Итого урока.

1 мин

Запишите домашнее задание в дневник. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку.

Задача: вычислить рост богатыря.

Задания, НЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ курсивом, обязательны для выполнения.

  1. Перечитайте отрывок из поэмы.
  2. Рассмотрите рисунки. На  них изображены пропорции человеческого тела в золотом сечении. Золотое сечение – это деление отрезка на неравные части, при этом весь отрезок (A) относится к большей части (B), как эта большая часть (B) относится к меньшей части (C), или

    A : B = B : C, или C : B = B : A.

Например, 62:38=38:24  - золотое сечение на руке человека (см.рис2). Не удивляйтесь, что равенство неточное. В золотом сечении речь идет о бесконечных непериодических десятичных дробях, о которых мы узнаем только в 6 классе.

  1. Как узнать рост богатыря, о голове которого идет речь в поэме?

Составим план:

  1. Узнать расстояние от земли до ноздрей (подтвердите цитатой из текста).

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Для этого узнать высоту сидящего на коне всадника (смотри тексты). ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Вычислить  высоту головы (см. рис 1).

Для этого________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Вычислить рост богатыря (см. рис 3).

Для этого________________________________________________________  ________________________________________________________________

  1. Докажите, что в поэме речь идет о сказочном персонаже. Для этого___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Выберите из ВЫДЕЛЕННЫХ курсивом заданий себе домашнее задание. Обоснуйте свой выбор.

  1. Какие еще параметры богатырского тела можно вычислить из полученных данных? Выполните действия__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте необходимые измерения и проверьте правило золотого сечения для вашего тела. Если совпадения не получается – не расстраивайтесь.  Помните, что вы еще растете, и со временем ваше тело тоже станет совершенным по правилу золотого сечения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуйте богатыря в полный рост (в сравнении с самым высоким человеком мира).



Предварительный просмотр:

Фрагмент из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»http://kovalchukinna.ru/wp-content/uploads/2012/03/oBRGhPpUzNQ.jpghttp://www.forens-med.ru/book/img/532/532_3.gifhttp://www.forens-med.ru/book/img/532/532_2.gif

Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
В недоуменье хочет он
Таинственный разрушить сон.

Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием,
И, сморщась, голова зевнула,

Глаза открыла и чихнула...В. Васнецов «Богатыри»

текст №1

В Древнюю Русь лошадей завозили с X-XI веков из Средней Азии, Персии, Венгрии. Они придавали мелким восточнославянским коням рост, благородные линии.
В боярской лошади ценились массивность, сила, гордые движения. В русских летописях 12 века встречалось описание нескольких пород лошадей: МИЛОСТНЫЕ (богатырские), СУМНЫЕ, ПОДВОДНЫЕ (товарные), ФАРИ. Лошади богатырской  породы действительно хороши: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 см - у кобыл), массивный корпус с богатой мускулатурой, выразительная слегка горбоносая голова на шее с высокими выходом и поставом, прочные сухие конечности. Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти - от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток. Ни дать ни взять - сошли эти лошади с васнецовских полотен.

Текст №2

В ХII веке распространяется таранный удар копьём в конном бою. Собственно, копья на Руси использовались всадниками и раньше (длина такого копья достигала 3,6 м).  В IХ—ХI веках всадники наносили удар копьём сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. Какой силы были эти удары, следует из сообщений летописей, где повсеместно встречается выражение: «изломил своё копьё». Переломить при ударе с замаха трёхсантиметровое древко задача не из простых. Но в ХII веке утяжеляется защитный доспех, изменяется и посадка воина-всадника теперь он упирается в стремена прямыми ногами. И воины постепенно перестали замахиваться копьём. Они всё чаще прижимали локоть к правому боку, предоставляя коню взять разбег для удара. В Западной Европе такой приём появился в начале ХI века, но, как и на Руси, широкое распространение получил в середине следующего столетия.http://pix.avaxnews.com/avaxnews/32/49/00014932.jpeg

Текст №3

Самым известным и почитаемым богатырём на Руси, конечно же является Илья Муромец сын Иванович. В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре. Академик Михаил Герасимов восстановил по сохранившимся мощам образ Ильи Муромца в последние годы жизни. Это оказался крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи, которым под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт. Некоторое время считалось, что у Ильи Муромца черты лица монголоидные, но, на самом деле, у него была вполне славянская внешность, что достоверно подтвердила реконструкция по методу академика Герасимова.http://www.zdravrussia.ru/images/foto_isk/prevb/12850.jpg

Текст №4.http://lifeglobe.net/x/entry/4624/2.jpg

Согласно Книге Рекордов, Султан Кесен — самый высокий человек в мире из ныне живущих. Султан Кесен был измерен в 8 футах 2 дюйма высотой. 8 февраля 2011 Султан Кесен был измерен в Анкаре, Турция в 8 футах 3 дюймах (251см). Самый высокий человек в мире был неспособен закончить свое обучение из-за его чрезвычайной высоты, но работал фермером, чтобы поддержать семью. У Султана Кесена есть три брата и сестра, все нормального роста. Он использует трости и утомляется быстро, если стоит а ногах.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки.

критерий

Справляюсь

Испытываю затруднения

Мне очень сложно

Работа с текстом

Я умею читать текст бегло, но вдумчиво

Я умею находить в тексте нужную информацию, представленную в явном или неявном виде.

Я умею определять основную мысль и задачу текста.

Работа с рисунками

Я умею находить в рисунке нужную информацию, представленную в явном или неявном виде.

Я умею увидеть в рисунке дополнительную информацию, о которой в задаче не говорится.

Работа с математическими моделями

Я понимаю, какие математические действия нужно сделать, чтобы решить задачу.

Я умею выполнять арифметические действия с натуральными и именованными числами.

Я понимаю смысл задачи «на части».

Я умею округлять числа

Я могу применить математические знания в разных ситуациях.

Я умею делать выводы из полученных результатов.

Домашнее задание

Я выбираю задание №

Я считаю, что оно…………………………….уровня, потому что


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «Ненаучная фантастика или сказка?»

Слайд 2

научная фантастика - это вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой возможно предположить в будущем. Фантастика как вид литературного творчества «установки на вымысел» не имеет, наоборот, всё фантастическое преподносится нам как реальное. сказка - один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. От других жанров сказка отличается тем, что сказочник рассказывает её, а слушатели воспринимают прежде всего, как поэтический вымысел, игру фантазии.

Слайд 3

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Слайд 4

наблюдения; эксперименты; выдвижение гипотез; доказательство или опровержение гипотезы; сравнение, уточнение формулировок; вывод.

Слайд 5

наблюдения; эксперименты; опыты; измерение; моделирование.

Слайд 6

рабочий лист к уроку

Слайд 7

узнать расстояние от земли до ноздрей; узнать высоту сидящего на коне всадника; вычислить высоту головы; вычислить рост богатыря; докажите, что в поэме речь идет о сказочном персонаже. «Ни одно человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства»

Слайд 8

лист самооценки :

Слайд 9

выберите д/з, запишите в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"

Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока:Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Интегрированный урок обобщения знаний, умений и навыков по физике и математике в 7 классе "Линейная функция и её применение".

Интегрированный урок обобщения знаний, умений и навыков по математике и физике в 7 классе...

Интегрированный урок по финансовой грамоте «Бюджет для коробочки с завтраком» (математика и английский язык)

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Ф...