Главные вкладки

    Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"
    методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

     

    Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора.

     

    Вид урока:Коммуникативно-исследовательский.

     

    Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех  участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.

     

    Ведущий метод:общение.

     

    Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия.

     

    Комплексная цель урока:

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

    1.      Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.

     

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

    1.      Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.

     

    РАЗВИВАЮЩАЯ.

    1.          Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания.

    2.          Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.

     

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.

    1.      Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.

     

    ·         Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы.

    Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению.

     

    Предварительная подготовка учащихся:

    Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_podkumke.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Представление научных знаний в табличном процессоре Excel" 

    Главные задачи: 

    1. Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники.
    2. Развивать у учащихся познавательный интерес.
    3. Воспитывать интерес к предмету.

    Тип урока: Урок – исследование возможностей табличного процессора.

    Вид урока: Коммуникативно-исследовательский.

    Характерные особенности: Построение обучения на основе взаимодействия всех  участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.

    Ведущий метод: общение.

    Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия.

    Комплексная цель урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

    1. Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

    1. Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.

    РАЗВИВАЮЩАЯ.

    1. Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания.
    2. Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.

    1. Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.

    1. Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы.

    Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению.

    Предварительная подготовка учащихся:

    Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL.

    Технические средства обучения:

    - компьютеры

    - видеопректор.

    СТРУКТУРА УРОКА

    1. Организационный момент..................................................................3 мин.
    2. Повторение пройденного материала.................................................6 мин.
    3. Выполнение практических заданий…............................................22 мин.
    4. Домашнее задание...............................................................................2 мин.
    5. Релакс...................................................................................................3 мин.
    6. Подведение итогов урока...................................................................4 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент

           Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зинаида Владимировна, я учитель информатики школы №2, но сегодня урок проведу у вас.

           Я вижу на бейджиках у вас написаны ваши имена….но все же я хочу чтобы вы их  произнесли, например  так:  Меня зовут….Я себя люблю за то что…

           Я рада что вам есть за что себя любить, ведь любить себя, это уважать, а тот человек который уважает себя обязательно стремиться к тому чтобы уважали его, ну а если вас уже уважают, то определенно есть за что, а если есть за что значит у вас есть самое главное – ЗНАНИЯ! И вполне вероятно, что ваши знания нужны не только вам, но и возможно будущему поколению.

           Завтра, 8 декабря, Всемирный день науки, и поэтому я хочу посвятить сегодняшнее наше занятие именно наукам! Я покажу вам как самые разнообразные научные данные можно представлять, обрабатывать и в дальнейшем производить с ними исследования в такой популярной статистическо-бухгалтерской программе как Эксель.

            Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.


    II. Повторение пройденного материала

        Для начала я предлагаю вам повторить интерфейс табличного процессора и заполнить исследовательскую работу по данной программе.

         Ваша работа состоит из трех заданий. Нам необходимо вспомнить все способы запуска программы, интерфейс и способы завершения работы с табличным процессором.

    (На экране интерфейс программы, ученики вспоминают и заносят в папки исследователя соответствующие данные).

    Какие данные можно заносить в ячейки?

    Как узнать адрес ячейки? С чего необходимо начать запись формулы?

    III. Выполнение практических заданий

       Самая главная, по моему мнению наука – экология, ведь именно от нее зависит насколько мы с вами будем здоровы, а от нашего с вами здоровья зависит уже все остальное.

    Остановимся чуть подробнее на воде. Как говорится без воды и ни туды, и не сюды.  Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Объем пресных вод составляет около 35 млн. куб км., или 2,5% общих запасов воды на Земле. Самый большой запас воды находится в о.Байкал.

    Вообще я сама родилась и выросла в 70км от Байкала, могу с уверенностью сказать что это сааамое чисто озеро которое мне стоило повидать. Если зачерпнуть в бокал воды из Байкала то вы увидите насколько она прозрачная.

    Как и другие естественные экосистемы, водные экосистемы России испытывают сильное влияние человека; они загрязняются и истощаются в результате больших водозаборов, которые не компенсируются поступлением в водоемы воды с осадками и грунтовыми водами.

    Ученые - футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в результате борьбы за пресную воду.

    Задача №1. Представьте себе, что на Земле останется только один источник пресной воды- озеро Байкал. На сколько лет озеро Байкал обеспечит население всего мира водой?

    Разработка  модели.

    Для построения математической модели определим исходные данные. Обозначим:

    V – объем озера Байкал – 23000 км3;

    N – население Земли – 6 млрд. человек;

    р – потребление воды в среднем на 1 человека в день – 300 л.

    Т.к. 1 л = 1 дм3 воды, необходимо выполнить перевод V воды озера из км3 в дм3,

    V (км3)= V* 109 (м3) = V * 1012 (дм3)

    Результат - количество лет, за которое население Земли использует воды озера Байкала,

    - обозначим g.

    Итак, g = (V* 1000000000000)/( N*р*365).

    Так выглядит электронная таблица.

     

    А

    B

    1

    Задача об использовании вод Байкала

    2

    Исходные данные:

     

    3

    V (км3)

     

    4

    N (чел.)

     

    5

    Р(л)

     

    6

    g год

    =(ВЗ*1000000000000)/(В4*В5*365)

    7

     

     

    Компьютерный эксперимент. 

    Выполнение задания на компьютере в Microsoft Office Excel.

    Дополнительные вопросы:

    2. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если потребление воды увеличится до 400 л на человека?

    3.Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если население Земли уменьшится до 5,7 млрд. человек?

    А сейчас обратимся к такой науке как физика.

    Задача №2.

    Мы знаем, что Земля круглая и что существует притяжение Земли, именно поэтому любой предмет падая падает именно на Землю, а никак не иначе. Давайте попытаемся смоделировать путь свободно падающего тела (без начальной скорости).

    Вам вспомнилась формула: S=gt2/2. Это математическая модель. Используя эту формулу, мы можем построить таблицу, в которой отобразим зависимость переменной S от t. Это будет табличная модель. Также можно построить графическую модель свободно падающего тела. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).

    Время
    (с)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Путь (м)

    9,8

    39,2

    88,2

    156,8

    245

    352,8

    Рисунок 1.

    Все это мы смогли сделать, потому что из курса физики нам известна зависимость S от t для свободно падающего тела. Но, если обратиться к истории, то станет ясно, что человек не всегда обладал знаниями об этой информационной модели.

    Кем же было исследовано свободное падение тел?

    Существует легенда о том, что, изучая свободное падение тел, Галилео Галилей отпускал разные шары с высокой наклонной башни в г. Пиза. Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения, Галилео Галилей установил законы падения тел. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).

    Данные измерений, полученные Галилеем, носили массовый характер, т.е. их было достаточно много. В дальнейшем они были обобщены и проанализированы. Таким образом собранные данные называются статистическими.

    Существует специальная наука статистика.

    Статистика – это наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных.

    Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов.

    Задача №3

    Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ.

    Цель: выявить эту зависимость.

    Для того чтобы зависимость выявить вначале необходимо собрать данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек) и уже по этим данным построить точечную диаграмму.

    Этап моделирования:

    1. строим таблицу.
    2. строим точечную диаграмму по данным таблицы. (Рисунок 2.)

    Рисунок 2

    подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам.

    Теперь мы с вами выяснили, где более менее  благоприятная ситуация и может даже решим  посетить это прекрасное место.

    Коммуникативный тренинг на 3  минуты

    «Я хочу…»

    Цель: отработка рефлексивных навыков.

    Упражнение проводится в кругу.

    Ребята! Давайте немного с вами отвлечемся от цифр, и представим что нам представился случай когда можно загадать самое заветное желание, а исполнится оно только в том случае, если его произнести вслух, при этом надев на себя шапку магистра. Каждый поочередно говорит предложение, начинающиеся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

    Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по ЕГЭ»

    Знаете, а я хочу на этих каникулах отдохнуть в теплых странах. Например в той где более  благоприятная экологическая обстановка и где сейчас выше +20. Давайте с вами проведем анализ ценовой политики по авиаперелетам.

    Продолжение практической работы

    Задача№4. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах?

    Стоимость авиабилетов на самолёты

    Курс $

    30,23

     

     

    Цена в р.

    Цена в $

    Анталия

    7735

     

    Стамбул(Турция)

    6000

     

    Варна(Болгария)

    8600

     

    Прага(Чехия)

    10678

     

    Франкфурт(Германия)

    5000

     

    Выбор за вами. К примеру, я хочу сейчас перенестись на берег Белого моря…в Турцию, но знаете, говорят там сильно развита преступность и нам надо  быть готовым к тому, чтобы быть бдительным, а в случае чего самому смочь раскрыть преступление, и в этом нам тоже поможет Электронные таблицы Эксель. (именно этой программой пользуется криминалисты-эксперты).

     Итак, послушайте задание:

    Задача №5.

        На месте совершения преступления вы обнаружели след от обуви. Есть пара свидетелей, которые утверждают, что это был молодой человек -  лет 26-28, не больше... наша задача собрать как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.

    Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

    Рост = (( длина ступни - 15)*100)/15,8

    Длина шага = длина ступни * 3

    Ширина ступни = Рост / 18

    Длина пятки = Рост / 27

    Голова = Рост / 8

    Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45


    Я вам сейчас раздам образцы следов преступников, а вы попробуйте определить их основные параметры и помочь следствию.

    Подведение итогов.

    Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой непростой, на первый взгляд программы M.Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь что полученные знания вы будете применять и дальше в своих профессиях.

     Домашняя работа.

    В папках исследователя построить диаграмму изменений ваших ученических достижений (мониторинг по всем дисциплинам за 1-е полугодие), проанализировав который вы убедитесь в правильности вашего выбора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

    Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

    Технологии работы в табличном процессоре MS Excel 2003.

    Практические работы могут быть использованы как на уроке, так и для индивидуального обучения....

    Табличный процессор Excel, 8 класс

    Распечатки самостоятельных и контрольных работ по теме Excel...

    Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.

    Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...

    Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

    Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

    Представление числовых данных в среде табличного процессора

    Открытый урок по теме "Представление числовых данных в среде табличного процессора" 9 класс...