А. П. Платонов. "Никита"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А. П. ПЛАТОНОВ. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. «НИКИТА».ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_1.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  А. П. ПЛАТОНОВ. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. «НИКИТА».
ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА.

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию.
  2. Актуализация опорных знаний.

-Что такое олицетворение?

  1. Постановка цели и задач урока.
  2. Работа над темой урока.
  1.  Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, продолжил в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького – «пойти в люди».

В 1918 г. в газете «Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».

В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов», роман «Чевенгур» и другие.

Умер А. П. Платонов в 1951 году: вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).

  1. Работа учащихся.

«Давайте познакомимся» приём «Чтение с остановками»

 Чтение статьи в учебнике, с. 112.

– Назовите даты рождения и смерти писателя.

– Вспомните настоящую фамилию Платонова.

Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:

– Где родился писатель? Кто был его отец?

– Что значит «пришлось “пойти в люди”»?

– Где писатель получил образование?

– Как называлась первая брошюра Платонова?

– Вспомните названия произведений А. П. Платонова.

  1. Мотивация учебной деятельности.

-Вы часто фантазируете?

Вот и главный герой рассказа «Никита» тоже часто фантазировал, «оживлял» предметы. Давайте с ним познакомимся.

  1. Продолжение работы над темой урока.
  1. Анализ рассказа по вопросам:

– Понравился ли рассказ?

– Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?

– Кто главный герой? Сколько ему лет?

– Почему мальчик боится оставаться один во дворе?

Попутешествуем с Никитой по двору.

        Задание по тексту.

        –Найдите и выпишите в тетрадь описание…:

        1 вариант-  того . кто жил в бочке;

        2 вариант- водяных людей;

        3 вариант- бабушки – избы.

Вопросы:

– Кого он увидел во дворе?

– Почему в сарае «оставались чистые стежки»?

– Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?

– Кто жил в колодце?

– Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?

– Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?

  1. «Творческая лаборатория»

Нарисуйте один из образов. Который представлял себе Никита: пень- голова, водяной человечек. Цветок- ребёнок…

Подпишите под рисунком слова из текста.

  1. Рефлексия.

– Что понравилось в этом рассказе?

«Приобретаем опыт»

1. Нужно быть добрым на весь свой долгий век.

2. Нужно трудиться.

Домашнее задание: прочитать рассказ А. А.Платонова « Неизвестный цветок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе А. П. Платонов "Никита" . Быль и фантастика в произведении.

Урок литературы в 5 классе 18 апреля.  Тема.  Фантазия и быль в рассказе А. Платонова «Никита».План урока1. Познакомиться с биографией А.Платонова.2. Послушать рассказ «Ник...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А. Платонов "Никита"

Презентация к уроку литературы в 5 классе  по теме "А. Платонов "Никита"...

Конспект урока литература Платонов "Никита"

Конспект урока литература Платонов "Никита"...