А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Константин Владимирович Ярушин

"Никита" дышевный мир главного героя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_p_platonov_nikita_byl.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА».
БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР
ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Цели деятельности учителя: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения; побуждать к оптимистическому восприятию жизни; раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, продолжил в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького – «пойти в люди».

В 1918 г. в газете «Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».

В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов», роман «Чевенгур» и другие.

Умер А. П. Платонов в 1951 году: вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).

II. Работа учащихся.

1. Чтение статьи в учебнике, с. 112.

– Назовите даты рождения и смерти писателя.

– Вспомните настоящую фамилию Платонова.

2. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:

– Где родился писатель? Кто был его отец?

– Что значит «пришлось “пойти в люди”»?

– Где писатель получил образование?

– Как называлась первая брошюра Платонова?

– Вспомните названия произведений А. П. Платонова.

III. Чтение рассказа «Никита» учителем (учебник, с. 113–121).

Анализ рассказа по вопросам:

– Понравился ли рассказ?

– Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?

– Кто главный герой? Сколько ему лет?

– Почему мальчик боится оставаться один во дворе?

Попутешествуем с Никитой по двору.

Вопросы:

– Кого он увидел во дворе?

– Почему в сарае «оставались чистые стежки»?

– Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?

– Кто жил в колодце?

– Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?

– Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Душевный разговор.

Хочу обратиться ко всем родителям своих учеников с предложением совместной работы в деле воспитания и образования детей. И предложить приходить на мои открытые уроки, чтобы виде...

. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» Развивающая - развивать навыки анализа текста ...

А. Грин. "Алые паруса". Душевная чистота героев

Конспект урока литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"...

Урок литературы в 5 классе А. П. Платонов "Никита" . Быль и фантастика в произведении.

Урок литературы в 5 классе 18 апреля.  Тема.  Фантазия и быль в рассказе А. Платонова «Никита».План урока1. Познакомиться с биографией А.Платонова.2. Послушать рассказ «Ник...

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...