А. Грин. "Алые паруса". Душевная чистота героев
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grin_2.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературе в 6 классе

Тема: «А. Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев»

Тема урока: «А. Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев»

Тип урока: урок закрепления нового материала

Цель: составить представление об образах главных героев, произвести сравнительную характеристику образов Ассоль и Грэя.

Задачи:

1) обучающая: сформировать у учащихся представление об образах главных героев феерии «Алые паруса», закрепить понятие «романтический герой»;

2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать художественное произведение, приводить примеры из текста, развивать грамотную речь, творческие способности;

3) воспитательная: воспитывать понятие о душевной красоте человека.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

№ п/п

Время этапов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

1 минута

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь

Здороваются с учителем

Регулятивные. Организация своего рабочего места.

Коммуникативные. Готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

2

5 минут

Создание проблемной ситуации

Включает песню «Алые паруса» (авторы слов и музыки неизвестны) (на слайде полотна, на которых присутствуют море и корабли)

Ребята, мы только что прослушали песню «Алые паруса», написанную когда-то давно подростками, отдыхающими в детском лагере, и их вожатыми. О ком в ней поётся?

А кто такие Ассоль и Грэй? (на слайде иллюстрации с изображением главных персонажей)

Как вы думаете, почему мы начали сегодняшний урок с этой песни?

Правильно. Откройте тетради, запишите число и тему: «А. Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев». (слайд с темой урока)

Слушают песню

В этой песне поётся об Ассоль и Грэе.

Это главные герои феерии Александра Грина «Алые паруса».

Мы начали урок с этой песни, потому что сегодня будем говорить о главных героях, составлять их характеристику.

Записывают

Личностные. Формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельности.

Регулятивные. Осознание цели урока.

Познавательные. Готовность осуществлять направленный поиск.

Коммуникативные. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3

27 минут

Работа с текстом

На прошлом уроке мы начали говорить об Ассоль и Лонгрене. Давайте вспомним, каким было детство девушки

Были ли у Ассоль друзья?

А почему?

Как выглядит Ассоль? Найдём в тексте описание героини в детстве и в юности.

(Главы «Предсказание», «Рассвет», «Накануне»)

(на слайде портреты Ассоль и Грэя)

(отключение проектора)

Суммируя всё это, мы можем сказать, что Ассоль…

Совершенно верно. Но заметим, что автор ни разу не употребляет слово «красивая». Он даже говорит, что её личико неправильно. Что же делает героиню милой и очаровательной?

Правильно! Запишем в тетради: «Ассоль родилась в небогатой семье, у неё не было друзей. Описывая героиню, автор использует эпитеты «милая» и «очаровательная», подчёркивая её внутреннюю красоту».

Найдём в главе «Накануне» фразу о том, как девушка воспринимала мир.

О чём это говорит нам?

Что ответил Лонгрен дочери, когда она спросила, почему жители Каперны их не любят?

Как вы думаете, что значит «уметь любить»?

А Ассоль умеет любить? Это как-то проявляется в отношениях с отцом?

Значит, она обладает всеми этими качествами?

Запишем: Девушка – заботливая дочь. Она умеет сопереживать, прощать, разделять радость и печаль другого человека, умеет любить.

О каком ещё персонаже феерии, помимо Лонгрена и Ассоль, можно сказать, что он умеет любить?

Верно. Что мы знаем о Грэе? В какой семье он родился?

Что мы знаем о родителях Грэя? Обратимся к тексту. (Глава «Грэй»)

Как они воспитывали Грэя?

(Глава «Грэй»)

Таким образом, были ли у мальчика друзья-ровесники?

Найдём в тексте описание внешности Артура Грэя. (глава «Грэй»)

Каким предстаёт Грэй во втором отрывке?

А какие у него глаза?

А почему его думающие глаза блестят, как у человека, долго смотрящего на огонь?

Запишем с красной строки: Артур Грэй родился в богатой семье. Друзей-сверстников у него не было. Когда герой вырос, он стал сильным юношей с думающими, блестящими глазами.».

Были ли мальчику близки устои общества, в котором он родился? Вёл ли он себя, как ожидается от богача, или как-то иначе?

Приведите из текста примеры, которые подтверждают это.

Мы можем сказать, что Грэй сопереживает другим, со вниманием относится к окружающим?

Запишем это: «Грэй не обращает внимания на происхождение человека. Ко всем людям он относится с сочувствием и вниманием»

Какие впечатления детства наложили отпечаток на формирование характеров Ассоль и Грэя?

Чем похожи фантастические миры, созданные воображением Ассоль и Артура?

Какие черты характера можно назвать общими у того и другого?

Во всём ли герои так похожи, или есть различия в их характерах? Например, что они делают для достижения своей мечты?

Какой вывод мы можем сделать?

Почему характеры Ассоль и Грея мы называем романтическими?

Запишем: «Ассоль и Грэй – романтические герои, потому что они мечтательны, у них богатый внутренний мир, они стремятся выбраться из грубой действительности, оторваны от реальности».

Мама Ассоль умерла, когда девочка была ещё младенцем. Лонгрен ушёл с брига, где он служил матросом, и стал делать игрушки, чтобы прокормить семью. Отец ограждал себя от общения с жителями посёлка, он с дочерью жил уединённо.

Нет, у Ассоль не было друзей.

Лонгрен был отчасти виноват в смерти Меннерса. После того, как держатель трактира умер, жители Каперны перестали общаться с Лонгреном, а детям запрещали играть с Ассоль.

Внешность Ассоль в 10-13 лет: «...Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой...» Внешность Ассоль в 17-20 лет (когда она встречает Грэя): «...девушки в косынке, в платье с розовыми цветочками, темно-русой и невысокой, в возрасте от семнадцати до двадцати лет...» 

«...у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью...»

«...спали темные волосы, спало платье и складки платья...» «...Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов...» «...тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование»…»

«...маленькие руки работали прилежно и ловко...»

«...заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами...»

«...Взяв старенькую, но на ее голове всегда юную шелковую косынку, она прихватила ее рукою под подбородком, заперла дверь...»

Милая, хрупкая девушка. У неё тонкие пальцы, изящные черты лица. Даже старая одежда хорошо на ней смотрится. Она очаровательна.

Героиню делает милой и очаровательной в первую очередь её внутренняя, душевная красота.

Записывают

«В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого»

Это говорит нам о том, что Ассоль умеет видеть не только глазами, но и сердцем.

«Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут»

Уметь любить – значит уметь сопереживать, прощать, разделять радость и печаль другого человека.

Да. Она заботится об отце, помогает ему делать игрушки и торговать ими.

Да, Ассоль обладает этими качествами.

Записывают.

Мы можем так сказать об Артуре Грэе.

Грэй родился в богатой семье.

«Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы».

Его мать была одною из тех натур, которые жизнь отливает в готовой форме. Она жила в полусне обеспеченности, предусматривающей всякое желание заурядной души, поэтому ей не оставалось ничего делать, как советоваться с портнихами, доктором и дворецким.»

«Знатная дама, чье лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни, чья тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишенное женственного притяжения, — эта Лилиан Грэй, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном те самые сердечные пустяки, какие не передашь на бумаге — их сила в чувстве, не в самих них. Она решительно не могла в чем бы то ни было отказать сыну. Она прощала ему все: пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды.»

«В общем, он [отец] был всепоглощенно занят бесчисленными фамильными процессами, начало которых терялось в эпохе возникновения бумажных фабрик, а конец — в смерти всех кляузников. Кроме того, государственные дела, дела поместий, диктант мемуаров, выезды парадных охот, чтение газет и сложная переписка держали его в некотором внутреннем отдалении от семьи; сына он видел так редко, что иногда забывал, сколько ему лет. Таким образом, Грэй жил в своем мире.»

Мальчику многое разрешалось. «Она [мать] решительно не могла в чем бы то ни было отказать сыну. Она прощала ему все: пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды. Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается. Его отец некоторое время боролся с этим, но уступил — не принципу, а желанию жены. Он ограничился удалением из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые.

Нет, у Артура не было друзей его возраста

 «...увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. Этот юнга был Грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами...» (Грэй в 15 лет)

«...он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб...»

Грэй предстаёт сильным, крепким, широкоплечим.

Думающие.

Потому что он каждый день смотрит на море, о котором так мечтал. Занимается любимым делом.

Записывают.

Нет, Грэй вёл себя иначе. Он замазал гвозди в запястьях Христа на картине, обварил руку кипятком, чтобы почувствовать, больно ли ошпарившейся служанке, разбил копилку, чтобы дать Бетси денег на свадьбу.

Да.

Записывают.

Ассоль навсегда запомнила предсказание Эгля, о том, что за ней приплывёт корабль с алыми парусами, а Грэй увидел в библиотеке картину, на которой был изображён корабль в море, и захотел стать моряком.

Их мечты так или иначе были связаны с морем.

Доброта, любовь к ближним, сострадание, мечтательность.

Грэй уходит из дома, нанимается матросом на корабль, становится настоящим капитаном, покупает свой корабль. Ассоль же ждёт и очень верит.

Артур более деятельный. Его можно назвать бунтарём

Они мечтательны, у них богатый внутренний мир, они стремятся выбраться из грубой действительности, оторваны от реальности, в детстве у них не было друзей-сверстников.

Личностные.

Оценивание усваиваемого содержания, формирование внутренней позиции учащихся.

Регулятивные.

Реализация намеченных целей, умение действовать соответственно плану.

Познавательные.

Умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в тексте художественного произведения.

Коммуникативные.

Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

4

7 минут

Рефлексия и домашнее задание

В начале урока мы записали: «…Душевная чистота героев». Действительно ли души Ассоль и Грэя чисты? Почему?

А ещё во что они верят?

Совершенно верно. И именно о мечтах и чудесах мы будем говорить на следующем уроке.

Некоторые работы своих одноклассников вы видите на доске, мы обязательно вернёмся к ним на следующем уроке.

За сегодняшний урок оценки получают…

(включение проектора, на слайде – домашнее задание)

Домашнее задание. На выбор:

1) Как вы думаете, будут ли герои счастливы? Напишите развёрнутый ответ на вопрос;

2) Подготовьте пересказ понравившегося эпизода от лица Ассоль или Грэя.

Понятно ли вам домашнее задание?

Урок окончен, до свидания!

Души Ассоль и Грэя чисты, потому что они добры, внимательны к окружающим, мечтательны, помогают другим людям, не делают никому зла.

В исполнение своей мечты, в чудо.

Да, понятно.

До свидания!

Личностные.

Сопоставление цели с результатом; определение своей нравственной позиции.

Регулятивные.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные.

Умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"

Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

А. Грин. Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс. Уроки 1,2,3

Разработка уроков  в виде технологических карт по творчеству А. Грина. Три урока включают материал к изучении феерии "Алые паруса" и знакомству с другими произведениями писателя. Уроки построены ...