Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок литературы в 7 классе

Тема:               «Под алым парусом мечты» 

           (по произведению А. Грина «Алые паруса»)

Цель: познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести вы-

        яснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса,

        что нужно человеку, чтобы быть счастливым.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина ,

        музыка Шостаковича из к/ф «Овод».

                                                              Если отнять у человека способность мечтать,

        то отпадает одна из самых мощных побуди-

        тельных причин, рождающих культуру,

        искусство и желание жить.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

     Его называли и называют волшебником. Таким он вошел в литературу. Под алыми парусами его романтических историй проходит наша юность, и , вступая в большую жизнь, мы сознательно или неосознанно ориентируемся по компасу чувств и устремлений любимых героев. Ассоль и Грэй («Алые паруса»), Друд  

(«Блистающий мир»), Фрэзи Грант («Бегущая по волнам») и другие занесены нами в число самых близких друзей по праву большой, сердечной дружбы, а таинственные названия неведомых городов – Лисс, Зугбаган, Гель-Гью – словно манящие огоньки на карте, которая существует только в воображении, но постоянно тревожит жаждой приключений и открытий. Не в этом ли тайна обаяния писателя и ответ на вопрос, почему в безбрежном книжном океане корабль со сверкающей надписью «Александр Грин» всегда отчетливо виден на горизонте. И хочется плыть навстречу ему, подняться на палубу и, поставив лицо просоленному ветру, радостно вглядываться в морскую даль с надеждой на счастье и удачу.

     Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».

     Прежде чем говорить о произведении , давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.

2. Рассказ ученицы о жизни А. Грина.

3. Три ученика говорит высказывания об А. Грине других писателей.

4. Обращение к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?

5. Словарная работа.

Учитель:   На доске записано слово феерия. «Алые паруса» - это не просто повесть. Это повесть – феерия. Название «феерия» происходит от слова «фея». Это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и , как в сказке, всегда побеждает добро, красота. Наверное, Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя.

6. История создания повести-феерии.

7. Аналитическая работа по тексту.

1) Назовите главных героев повести.

2) Отчего умерла  жена Лонгрена Мери?

    ( от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких )

3) Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

    ( он не помог Меннерсу спастись, он мстил)

4) Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая?

    ( никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)

5) Как относятся к Ассоль ее сверстники?

    ( девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит ее, развлекает, очень любит)

6) Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах.

    ( Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту  с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И Эгль рассказывает  девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней)

8. Инсценировка этого отрывка.

Учитель: На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль поспешно отвечает: «Я бы его любила». И не совсем твердо добавляет: «Если он не будет драться». Но Эгль ручается, что драться принц не будет, это будет настоящий принц.

7) Почему девочка вдруг об этом заговорила?

    ( видимо, оттого, что добра от сверстников она не видела)

Учитель: Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.

8) Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?

   ( Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй, когда зайдет в таверну Меннерса)

9) А как воспримет эту историю, рассказанную  в таверне как старую сплетню,   капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?

   ( Он необычный человек. Грэй живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее  одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса)

10) Два эпизода детства Грэя связаны с двумя картинами. Давайте зачитаем эти эпизоды.

11) Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?

     ( Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и  на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль)

   

12) Можно ли назвать Грэя романтическим героем?

     ( Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей)

13) Случайно ли название шхуны «Секрет»?

   ( Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: « он в том, чтобы делать чудеса своими руками»)

14) А что же такое чудеса?

    («Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» - вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен)

15) Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне? Зачитайте.

(со слов: «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…

 до слов: «Скоро у воды собралась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль»)

Учитель: Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»

16) А какие слова первыми произносит Ассоль?

    ( Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)

Учитель: После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими

людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.

Вместе со старым скрипачом Циммером давайте послушаем скрипку, потому что ее струны умеют говорить волшебным неземным языком, и давайте тоже подумаем о счастье.

Звучит грамзапись.

Учитель: Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?

Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее.

Творческое домашнее задание.

Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"...

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....