Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse..doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема: «Под алым парусом мечты»
(по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Цель: познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести вы-
яснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса,
что нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина ,
музыка Шостаковича из к/ф «Овод».
Если отнять у человека способность мечтать,
то отпадает одна из самых мощных побуди-
тельных причин, рождающих культуру,
искусство и желание жить.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Его называли и называют волшебником. Таким он вошел в литературу. Под алыми парусами его романтических историй проходит наша юность, и , вступая в большую жизнь, мы сознательно или неосознанно ориентируемся по компасу чувств и устремлений любимых героев. Ассоль и Грэй («Алые паруса»), Друд
(«Блистающий мир»), Фрэзи Грант («Бегущая по волнам») и другие занесены нами в число самых близких друзей по праву большой, сердечной дружбы, а таинственные названия неведомых городов – Лисс, Зугбаган, Гель-Гью – словно манящие огоньки на карте, которая существует только в воображении, но постоянно тревожит жаждой приключений и открытий. Не в этом ли тайна обаяния писателя и ответ на вопрос, почему в безбрежном книжном океане корабль со сверкающей надписью «Александр Грин» всегда отчетливо виден на горизонте. И хочется плыть навстречу ему, подняться на палубу и, поставив лицо просоленному ветру, радостно вглядываться в морскую даль с надеждой на счастье и удачу.
Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».
Прежде чем говорить о произведении , давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.
2. Рассказ ученицы о жизни А. Грина.
3. Три ученика говорит высказывания об А. Грине других писателей.
4. Обращение к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?
5. Словарная работа.
Учитель: На доске записано слово феерия. «Алые паруса» - это не просто повесть. Это повесть – феерия. Название «феерия» происходит от слова «фея». Это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и , как в сказке, всегда побеждает добро, красота. Наверное, Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя.
6. История создания повести-феерии.
7. Аналитическая работа по тексту.
1) Назовите главных героев повести.
2) Отчего умерла жена Лонгрена Мери?
( от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких )
3) Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?
( он не помог Меннерсу спастись, он мстил)
4) Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая?
( никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)
5) Как относятся к Ассоль ее сверстники?
( девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит ее, развлекает, очень любит)
6) Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах.
( Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И Эгль рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней)
8. Инсценировка этого отрывка.
Учитель: На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль поспешно отвечает: «Я бы его любила». И не совсем твердо добавляет: «Если он не будет драться». Но Эгль ручается, что драться принц не будет, это будет настоящий принц.
7) Почему девочка вдруг об этом заговорила?
( видимо, оттого, что добра от сверстников она не видела)
Учитель: Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.
8) Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?
( Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй, когда зайдет в таверну Меннерса)
9) А как воспримет эту историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?
( Он необычный человек. Грэй живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса)
10) Два эпизода детства Грэя связаны с двумя картинами. Давайте зачитаем эти эпизоды.
11) Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?
( Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль)
12) Можно ли назвать Грэя романтическим героем?
( Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей)
13) Случайно ли название шхуны «Секрет»?
( Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: « он в том, чтобы делать чудеса своими руками»)
14) А что же такое чудеса?
(«Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» - вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен)
15) Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне? Зачитайте.
(со слов: «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…
до слов: «Скоро у воды собралась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль»)
Учитель: Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»
16) А какие слова первыми произносит Ассоль?
( Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)
Учитель: После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими
людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.
Вместе со старым скрипачом Циммером давайте послушаем скрипку, потому что ее струны умеют говорить волшебным неземным языком, и давайте тоже подумаем о счастье.
Звучит грамзапись.
Учитель: Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?
Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее.
Творческое домашнее задание.
Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...
Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов
Очень интересный материал!...
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...
Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения
Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...
Презентационное сопровождение к уроку литературы по теме "Зелёный свет мечты и надежды" (по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»)
Презентация поможет провести урок литературы....
Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"
Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"...
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....