Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
    Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов

    Функ Светлана Владимировна

    Очень интересный материал!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc55.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе

    Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века

    Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову

    Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.

    Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.

    Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное  чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).

    Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.

    Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

                               ХОД УРОКА

    1.Организационный момент 

    -Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

    Горяйнов  Миша

    Прозвенел уже звонок,

    Начинаем наш урок.

    Урок сегодня необычный,

    От всех других весьма отличный.

    Функ С.В.

    Я девиз хочу вам на урок предложить,

    Чтобы интереснее было литературу учить:

    (Слайд)

    Думаю сам, советуюсь и работаю с классом

    2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся

    Слайд

    -Как вы понимаете значение китайской пословицы

    Скажи мне - и я забуду

    Покажи мне - и я запомню

    Вовлеки меня – и я  научусь.

    -А кто вас научит?

     Доверяете мне?

    Тогда в путь!

    Слайд

    -Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева.  Прочитаем  их:

     Не то, что мните вы, природа!

    Не слепок, не бездушный лик.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    -Как вы понимаете значение этого высказывания?

    -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

    3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

    Слайд

    -Откроем тетради и запишем тему урока  

    -Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    -А что должны узнать?

     Слайд.

      Е А Баратынский.

    -Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)  

    -Понравилось вам стихотворение?

    -О чем оно?

    -Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)

    -А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)

    -С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

     - Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.

    -А в какой строфе появляется лирический герой?

    -А что видит он?

    -Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)

    -А какова будет тема? Главная мысль?

    Определим пространство стихотворения (высота-земля)

    А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)

    Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)

    4.Этап первичной проверки понимания изученного

    -Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)  

    - Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)

    -А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)

    Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)

    Слайд.

     Я.П. Полонский.

    -Чтение стихотворения-Черникова Диана

    -Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,

    Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».

     

    Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).

     

    -Слайд. А.К. Толстой.

    -Инсценирование стихотворения- 4 девочки

    -Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).

    4.Этап подведение итогов

    -Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.

    Для  подведения  итогов  урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.

    1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители

    2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы

    3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты

    4  группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)

    5  группа – рисует лето ( )

    4 и 5 группы художники

     6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)

       

    -Проверка заданий творческой мастерской.

    (Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)

    -Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.

    -Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)

     5.Этап информации о домашнем задании

    -Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?

    Слайд

    -учебник стр.303-308,читать

    -выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)

     

    5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»

    6.Слайд. Спасибо за урок

    4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.

    Обновление и возрождение природы весной  вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?

    Вывод:

    1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?

    Вывод:

    2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?

    Глаголы-

    Краткие прилагательные и причастия-

    Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?

    Вывод:

     

    5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?

    4.Какие знаки препинания встречаются  в стихотворении?

    Восклицательные-

    Вопросительные-

    Многоточие-

    Вставьте нужное слово:

     … знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.

    …знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.

    …заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.  

     Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.

     3. Читая стихотворение, мы слышим:

    2срофа-дуновение ветерка-

    3 строфа-журчание ручья, рев реки-

    4 строфа-шуршание ветхих листьев-

    5 строфа-песню жаворонка-

    Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.

    Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

    Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)  

    6.Поэтическая мастерская Синквейны

              Весна

    7.Поэтическая мастерская Синквейны

              Баратынский

     

    8.Поэтическая мастерская Синквейны

             Душа

    9.Игра БУРИМЕ

    Сочините четверостишие с этими рифмами

    Ручей-лучей,нежный-подснежник

     

      3..Какие художественные приемы использует поэт?  

    Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию

    Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

    Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

    Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»

    Вывод:

    Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

     

    4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?

    С ручьем она ручей

    И с птичкой птичка! с ним журчит,

    Летает в небе с ней!..  

    А как вы представляете приход весны и что  чувствуете в этот момент?  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

    Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

    Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)

     

     



    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе

    Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века

    Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову

    Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.

    Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.

    Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное  чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).

    Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.

    Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

                               ХОД УРОКА

    1.Организационный момент 

    -Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

    Горяйнов  Миша

    Прозвенел уже звонок,

    Начинаем наш урок.

    Урок сегодня необычный,

    От всех других весьма отличный.

    Функ С.В.

    Я девиз хочу вам на урок предложить,

    Чтобы интереснее было литературу учить:

    (Слайд)

    Думаю сам, советуюсь и работаю с классом

    2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся

    Слайд

    -Как вы понимаете значение китайской пословицы

    Скажи мне - и я забуду

    Покажи мне - и я запомню

    Вовлеки меня – и я  научусь.

    -А кто вас научит?

     Доверяете мне?

    Тогда в путь!

    Слайд

    -Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева.  Прочитаем  их:

     Не то, что мните вы, природа!

    Не слепок, не бездушный лик.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    -Как вы понимаете значение этого высказывания?

    -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

    3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

    Слайд

    -Откроем тетради и запишем тему урока  

    -Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    -А что должны узнать?

     Слайд.

      Е А Баратынский.

    -Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)  

    -Понравилось вам стихотворение?

    -О чем оно?

    -Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)

    -А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)

    -С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

     - Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.

    -А в какой строфе появляется лирический герой?

    -А что видит он?

    -Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)

    -А какова будет тема? Главная мысль?

    Определим пространство стихотворения (высота-земля)

    А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)

    Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)

    4.Этап первичной проверки понимания изученного

    -Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)  

    - Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)

    -А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)

    Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)

    Слайд.

     Я.П. Полонский.

    -Чтение стихотворения-Черникова Диана

    -Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,

    Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».

     

    Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).

     

    -Слайд. А.К. Толстой.

    -Инсценирование стихотворения- 4 девочки

    -Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).

    4.Этап подведение итогов

    -Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.

    Для  подведения  итогов  урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.

    1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители

    2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы

    3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты

    4  группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)

    5  группа – рисует лето ( )

    4 и 5 группы художники

     6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)

       

    -Проверка заданий творческой мастерской.

    (Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)

    -Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.

    -Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)

     5.Этап информации о домашнем задании

    -Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?

    Слайд

    -учебник стр.303-308,читать

    -выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)

     

    5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»

    6.Слайд. Спасибо за урок

    4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.

    Обновление и возрождение природы весной  вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?

    Вывод:

    1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?

    Вывод:

    2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?

    Глаголы-

    Краткие прилагательные и причастия-

    Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?

    Вывод:

     

    5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?

    4.Какие знаки препинания встречаются  в стихотворении?

    Восклицательные-

    Вопросительные-

    Многоточие-

    Вставьте нужное слово:

     … знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.

    …знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.

    …заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.  

     Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.

     3. Читая стихотворение, мы слышим:

    2срофа-дуновение ветерка-

    3 строфа-журчание ручья, рев реки-

    4 строфа-шуршание ветхих листьев-

    5 строфа-песню жаворонка-

    Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.

    Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

    Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)  

    6.Поэтическая мастерская Синквейны

              Весна

    7.Поэтическая мастерская Синквейны

              Баратынский

     

    8.Поэтическая мастерская Синквейны

             Душа

    9.Игра БУРИМЕ

    Сочините четверостишие с этими рифмами

    Ручей-лучей,нежный-подснежник

     

      3..Какие художественные приемы использует поэт?  

    Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию

    Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

    Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

    Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»

    Вывод:

    Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

     

    4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?

    С ручьем она ручей

    И с птичкой птичка! с ним журчит,

    Летает в небе с ней!..  

    А как вы представляете приход весны и что  чувствуете в этот момент?  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

    Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

    Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

    На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

    План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

    Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

    Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

    Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».

    Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....

    План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

    План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...