Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Акимушкина Марина Владимировна

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury_v_5_klasse.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5 классе

в рамках обучающего семинара «Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности»

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Дата проведения урока:17.05.2021 г.

Учитель Акимушкина М.В.

Задачи :

1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, А. К. Толстом;
  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

  • развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  • развить навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: урок в форме защиты проектов.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», учебники, тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), кроссворд (Приложение 4).

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.

Используемые технологии: технология смыслового чтения ,технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения .
Опережающее домашнее задание ( за неделю до урока): весь класс был поделён на 3 группы и занимался подготовкой проекта о творчестве одного из поэтов:1)краткий рассказ в виде презентации по биографии и творчеству поэта; иллюстрации к стихотворению; музыкальное оформление выступления;2) выразительное исполнение стихотворения;3) анализ стихотворений по плану:

- Название.

- Тема, основная мысль.

- Художественные выразительные средства.

Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о лирике русских поэтов.Наш урок посвящен теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».Урок у нас необычный: на нем присутствуют гости, которые будут слушать ваши проекты.

В ходе подготовки к уроку класс был поделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов. Группе, которая готовила проект о творчестве Якова Петровича Полонского, я предоставляю слово.

I группа.

1 учащийся. Яков Петрович Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Писательская деятельность – шесть десятилетий.
Родился и вырос в Рязани в небогатой дворянской семье. В двадцать лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов приехал в Москву. Через год, в 1840 году впервые напечатался в журнале, а в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, многие из них положены на музыку: «Мой костер в тумане светит», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие люди, как Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, хотя у него учились Иван Бунин и молодой Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он останется прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным. Давайте послушаем стихотворение Якова Полонского:

2 учащийся выразительно читает стихотворение

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось.

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…


3 учащийся проводит словарную работу

Словарная работа*:

Горючий (разг.) – несчастный.

Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.

Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.

Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.

4 учащийся анализирует стихотворение.

Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.
Пейзаж очень динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие.Пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее.Живость картине также придают олицетворения (тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели. Эпитеты (хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.

5 учащийся .В другом его стихотворении – описание прекрасного ночного пейзажа. Поэт уже в первой строчке просит разделить нам с ним очарование ночи. Давайте так и сделаем.

Посмотри – какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.

6 учащийся проводит словарную работу:

Словарная работа:

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.

Дымка – лёгкая, как дым пелена.

Сумрак – полумрак.

Сонм (устар.) – собрание, множество.

Фосфорический – светящийся бледным светом.

7 учащийся делает вывод

Вывод: Оба эти стихотворения показались нам замечательными. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью писал свои стихи Яков Полонский.

Выступление 2 группы.

1.Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет. Вот как он пишет о весне:

2.Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

3.Словарная работа:

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.

Очи – глаза.

Хребет – 1. Позвоночник, хребет.

Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.

Гимн – 1. Хвалебная песнь.

4.Это стихотворение – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Поэт пытается разобраться, что с его душой: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.

В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».

5.А сейчас послушайте другое стихотворение Баратынского.

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

6.Словарная работа:

Суета (устар.) – 1. Всё тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности.

Это стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит, как ветер разгоняет облака, которые при слиянии образовали чудный град, так и посторонняя суета мешает поэтической мечте.

7 учащийся делает вывод

Вывод. Стихотворения Евгения Баратынского необычны тем, что передают состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

Выступление 3 группы.

1.Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Детство он провёл на Украине, в имении дяди. Он был тихим, мечтательным мальчиком. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Алексея мать, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано, в 5 лет, он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать.

Вместе с родными он много путешествовал: ездил по России, был за границей.

Все эти годы он не переставал писать стихи. Дядя хвалил его за них, показал некоторые из них Пушкину и Жуковскому, с которыми он был хорошо знаком. Они одобрили первые стихи юного поэта.

Литература стала главным делом жизни Алексея Толстого. Он написал много хороших стихотворений, и во всех чувствуется его любовь к родной земле.

2.Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»

3.Словарная работа:

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.

Отлогий – не крутой.

Нам представились картины солнечного летнего дня, весёлый хоровод стрекоз, готовых научить и нас летать. Это стихотворение полно жизни и радости.

Обобщение по уроку ученика.

Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям.

Заключительное слово учителя.

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Постарайтесь же стать такими!

Благодарю всех участников нашего урока за работу, за создание презентации, которая в педагогической копилке займёт достойное место и найдёт своё применение.

Объявление оценок за урок.

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника

Домашнее задание. Попробуйте описать вашу прогулку весной. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, которые помогут почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному. Озаглавьте ваше сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...