Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов
план-конспект урока (5 класс) по теме

Тихонова Татьяна Ивановна

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Картины родной природы в произведениях русских поэтов.

Цели:

  1. изучать нравственное наследие поэтов, художников страны.
  2. с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребенка желание познавать прекрасное; чувствовать красоту и по-новому открывать в себе читателя;
  3. развивать речь учащихся, творческое воображение; формировать навык выразительного чтения, способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ; воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.

Оборудование и материалы:

  1. репродукция “Февральская лазурь” И.Грабарь;
  2. стихи А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и других;
  3. рисунки учащихся на тему “В царстве зимы”;
  4. музыка “Времена года” П.Чайковского, Вивальди «Времена года»;
  5. трафареты снежинок;
  6. презентация к уроку, проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те,

кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!!!

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А куда, догадайтесь сами. Прочитайте загадку, отгадайте. Слайд 1. (загадка, затем появляется картинка)

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

-Как догадались, что это зима?

- Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы. А вы любите зиму? За что?

Зима прекрасное время года. Она приходит очень тихо. Как в сказке за одну ночь построит свой сказочный алмазный дворец. Проснешься утром и вдруг видишь: земля покрылась белыми блёстками, снег белый, мягкий. Трудно поверить, что он холодный, иногда кажется, что он розовый и теплый. Сверкают поляны, словно алмазными бусинками осыпал их и разукрасил добрый волшебник. Нигде нет такой зимы, как у нас.

Слайд 2. (играет музыка Чайковского, меняются картинки с изображением зимних пейзажей)

  1. Поэты о зиме.

Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года. Зиму они называли ласковыми именами.

- Вспомним какими. Слайд 3. (появляются стрики из стихов, дети читают, тут же портреты поэтов)

  1. «Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит…» Тютчев.

  1. И вот сама

Идет волшебница зима…Пушкин

  1. Здравствуй, гостья-зима,

Просим милости к нам…Никитин

  1. Блеснул мороз и рады мы

Проказам матушки зимы…

Зимой все засыпает в природе, затихает жизнь в ожидании весеннего чуда. Кажется, что зима – самое однообразное время года, но это совсем не так. Под обманчиво-белой снежной маской кипит непокоренная жизнь, чудесная сказка зимнего леса.

Вы готовились к этому уроку. Какие задания были у вас?

Стихотворение «Чародейкою зимою…» читает…. Слайд 4 зимний лес, музыка.

- Кто написал это стихотворение?

Да, поэт Тютчев (портрет) как истинный знаток красоты природы не мог пройти мимо этого зимнего чуда.

Дивный пейзаж, окрашенный в ликующие краски яcного зимнего дня, всегда поднимает настроение . следующее стихотворение, которое сейчас прозвучит именно об этом. Оно о человеческом счастье, покое, умиротворенности. Пушкинское творение несет чувство полноты жизни, ощущение всей прелести наступившего утра.

«Зимнее утро» читает……слайд 5 музыка, картина

Вы уже сказали, что любите зиму. Зима – это любимое время года для многих детей. Почему? (лыжи, коньки, санки, игра в снежки, постройка снежной крепости)

Следующее стихотворение прочитаем выразительно. 3 – читают выразительно. Слайд 6 картина к стихотворению.

Брылева Т.

ЗИМА

Белизна в просторном поле.

Серебром искрится снег.

Белый лес стоит в неволе.

Заковало глади рек.

Покорились стуже зимней

Синева небес, луга.

На деревьях тонкий иней,

Расписные кружева.

Не сидится нынче дома.

На лыжню, да и в лесок.

Пусть развеется истома

От летящей прыти ног.

ЗИМНИЙЛЕС

Тёмный лес принакрылся периной,

В тёплом войлоке спит до весны.

В бусах жемчуга ветки осины

Белоснежной сплошной седины.

Снег на солнце блестит, перламутром,

Словно радуга смотрит с небес.

От серёжек берёзовых утром

Ветер высеял будущий лес.

  1. Художник о зиме.

Русская зима воспета в стихах, музыке, мы слышали замечательную зимнюю музыку, стихи которые вы читали. Матушку-зиму мы видим и на полотнах живописцев. На их полотнах изображены картины русской природы, зимние пейзажи.

Художник И.Грабарь (портрет) приглашает нас полюбоваться красотой русской берёзы, её великолепием. Всмотритесь в картину. Слайд 7.

- какое впечатление произвела она?

- Картина называется «Февральская лазурь», почему?

Слышали ли вы такое слово лазурь? Что оно означает?

 

Лазурь – это светло-синий цвет с сиреневым оттенком.

Когда бывает такое небо?

Что нам помогает понять, что день на картине изображен солнечный?

(сверкают стволы берез, на них отблеск солнца)

Какое стихотворение вам вспомнилось, глядя на картину? (Белая береза. Есенин)

  Почему художник выбрал берёзу? (берёза символ нашей Родины)

Множество снежинок украсили ветви этих берез. Я предлагаю вам украсить класс нашими снежинками. Раскрасьте снежинку так, какой вы её себе представляете.  Слайд 8(музыка, картинка). Затем снежинки крепятся на доску.

Наши снежинки выражают хорошее настроение.

Мы побывали в роли читателей, слушателей, сейчас посмотрим, как вы изобразили свое зимнее настроение. (дети выходят с рисунком и рассказывают по нему о зиме).

  1. Народное творчество о зиме.

Вы делали подборку пословиц и поговорок о зиме, прочитайте их.

  1. Итог.

Да, русской красавице зиме, волшебнице зиме посвящено много изумительных стихов, великолепных картин, замечательной музыки, в чем мы сегодня убедились во время путешествия к зиме. Эти произведения зовут нас в каждодневной суете остановится, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть зимней сказки окружает нас. Чудесное рядом и мир прекрасен. Урок закончен, спасибо за работу.

Дети выбирают смайлики, оценивая свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...