Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛЫЕ ПАРУСА КАК СИМВОЛ ВОПЛОЩЕНИЯ МЕЧТЫ. ПОБЕДА РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТЫ НАД РЕАЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ. Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса. К. Паустовский.

Слайд 3

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку . Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.

Слайд 4

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился Александр плохо, но с большим интересом читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём. Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.

Слайд 5

В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено ». В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений.

Слайд 6

Феерия (франц. feerie , от fee — фея, волшебница). Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в. Цирковое представление с использованием различных эффектов. Волшебное, сказочное зрелище.

Слайд 8

Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса. К. Паустовский.

Слайд 9

Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?» Домашнее задание



Предварительный просмотр:

ТЕМА АЛЫЕ ПАРУСА КАК СИМВОЛ ВОПЛОЩЕНИЯ МЕЧТЫ.

ПОБЕДА РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТЫ НАД РЕАЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ.

Тип урока: урок – размышление

Цели:

#1055;оказать А. Грина, как писателя-романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев феерии «Алые паруса».

#1055;одвести к пониманию основной мысли феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное.

#1042;оспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Задачи:

  • актуализация полученных знаний;
  • развитие творческого воображения;
  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека; открыть в учащихся желание разобраться в жизни, полной риска, отваги, любви и доброты.

Методы и формы:

объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый; коллективная форма работы.

Оборудование:

Презентация к уроку, портрет А. Грина, фрагмент фильма «Алые паруса», тексты феерии «Алые паруса».

Ход урока

#1054;ргмомент.

- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.

2. Вступительное слово учителя.
- Тема урока - А.С.Грин. Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь).

- А эпиграфом к уроку станут замечательные слова К.Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
- Наш сегодняшний урок, посвященный писателю Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный,
С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в январе,

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.
- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои произведений Александра Грина.
- Сегодня на уроке мы обратимся к одному из произведений писателя «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

(Слайд 3)

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.

(Слайд 4)

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём.

Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.

(Слайд 5)

В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено».

В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений.

( Слайды о биографии Александра Грина). (Чтение и пересказ биографии учащимися).

Учитель: Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения его так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости, но больше всего об этом говорится в феерии «Алые паруса».

Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

3. Творческая беседа с классом.

Учитель: «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Прочитайте медленно слово «феерия». По звучанию слова, по иностранному корню вы можете предположить, каково его значение.

- А теперь давайте посмотрим, какое толкование предлагает нам словарь литературоведческих терминов. (Слайд 6).

- Какое же значение мы будем использовать для нашего произведения? (Третье значение записывается в тетрадь).

- В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести).
- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей).
- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»).
- Что же случилось дальше? (Ответ: В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел.)

- Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)
- Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное - встреча Ассоль с Эглем).

4. Просмотр фрагмента из фильма «Алые паруса». Работа по фрагменту.

- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ)
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.
- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев? (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава, «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради):

-любят всё живое,

-близки к природе,

-добры и бескорыстны,

-трудолюбивы,
-верят в мечту.

- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами.

- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)
- Какими словами автор передаёт счастье Ассоль? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)
- Как вы понимаете эти слова? ( Это бесконечно счастье.)
- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)
- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, за свою мечту, то есть делают чудо своими руками.)

Символом чего являются алые паруса? ( Символом мечты, любви и исполнения желаний.)

- Итак, мы с вами вернулись к словам эпиграфа. Прочитайте их.
Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)
- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль надежды под алыми парусами на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами.

5. Рефлексия. Домашнее задание.

-Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?»

(СЛАЙД 9)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"

Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская   Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...