Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
статья по литературе (6 класс) на тему

Кулешова Екатерина Александровна

 

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».

2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.

3. Формировать собственное отношение к феерии А.С. Грина «Алые паруса», ее героям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии

«педагогической мастерской»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина

«Алые паруса»

Кулешова Екатерина Александровна

МБОУ «Школа №27»,учитель русского языка и литературы

Цель:

Образовательная

  1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».
  2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.
  3. Формировать собственное отношение к феерии А.С. Грина «Алые паруса», ее героям.

Развивающая

  1. Развивать информационную компетенцию: умение извлекать из текста необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками информации для подготовки.
  2. Развивать предметную компетенцию: выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно -выразительные средства языка в тексте; владеть различными видами анализа произведения в единстве содержания и формы; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; проявлять эмоциональную чуткость.
  3. Развивать коммуникативную компетенцию: опыт группового взаимодействия, работы в парах.
  4. Развивать познавательные компетенции: иметь представления о жанре феерии;  свободно ориентироваться в учебнике; обобщать, делать выводы.


Воспитательная

Формировать эмоциональную чуткость обучающихся через приобщение  к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование:  портрет А.С. Грина (художник В.А.Кашин,1995), иллюстрации художников к феерии «Алые паруса», выставка книг «Александр Грин - последний сказочник 20 века», учебник, раздаточный материал для самостоятельной работы  по теме урока, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Начало  педагогической мастерской «Индуктор»

Педагог Ребята, с чем в вашем сознании ассоциируется алый цвет?

(расположить в произвольной последовательности   фигуры алого цвета)

Учащиеся осуществляют подбор ассоциаций: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп, тепло, горячий, солнце, лето, чувства, любовь, счастье, строить, создавать.

Педагог: Какие  слова вы бы отнесли к миру жесткой  реальности, а какие – к миру романтической мечты?

Учащиеся высказывают предположения:

- мир жестокой реальности: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп;

- мир романтической мечты: любовь, жарко, счастье, тепло, солнце, лето, чувства, , строить, создавать.

Педагог:  Измените расположение фигур на нашей доске и сложите их в определенной последовательности ( включает фонограмму «Шум моря» [2]). Теперь, что вы видите перед собой?

Учащиеся:  Корабль с алыми парусами.

Педагог: Как поменялось  ваше настроение?

Учащиеся: Захотелось отправиться в путешествие, осуществить мечту.

Педагог: Продолжим ассоциативный ряд, связанный теперь уже с данным образом.

Учащиеся: Любовь, море,  счастье, плыть, красиво, радость, путешествие, мечтать, далеко и т.д.

Педагог: Как вы думаете, в мир жестокой реальности или романтической мечты переносит нас это изображение?

Учащиеся: В мир романтической мечты.

Педагог: Используя образ и слова-ассоциации, напишите небольшой текст (4-5 предложений в течение 3-4 минут) на тему: «Под алым парусом».

Учащиеся создают и озвучивают текст.

Таким образом, на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального и психологического  настроя, включение чувств обучающегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит “вызов” уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация познавательной деятельности обучающихся.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Феерия
  2. http://muzofon.com/search /звуки+ шум+ моря

Список литературы:

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
  3. УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Солнечные затмения" по технологии "Педагогическая мастерская "

Данный урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". Через   индукцию,   самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал...

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"

Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская   Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...