«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Хмелёва Оксана Михайловна

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».

Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.grin_._alye_parusa.docx224.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе на основе  технологии

 «педагогической мастерской»

Класс: 6.

УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс».

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:                        

                       Образовательная (Предметная)

1. Сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса».

2. Способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе.

3. Рассмотреть в противопоставлении мир жестокой реальности и романтической мечты в повести.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык анализа художественного текста, определения способов выражения концепции произведения.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия, работы в парах.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

  1. Формировать социокультурную компетентность: приобретение социокультурного опыта через знакомство с классическим произведением  русской литературы.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • устойчивый познавательный интерес к русской литературе
  • формулирование собственного мнения,
  • осуществление речевого взаимодействия в разных ситуациях  общения
  • работа в группе, паре
  • владение различными видами аудирования,
  • осуществление информационной переработки текста (ключевые слова, художественные образы)
  • выразительное чтение, построение устного и письменного высказывания,
  • осуществление исследовательской деятельности под руководством учителя
  • планирование самостоятельного выполнения заданий,
  • развитие ассоциативного мышления, творческих способностей
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно,
  • умение рефлексировать

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  •  осуществлять подбор ассоциаций,
  • генерировать текст,
  • производить анализ художественного текста,
  • видеть концепцию произведения,
  • осуществлять рефлексию
  • проводить наблюдение под руководством учителя,

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов,

  • осуществлять сравнительную характеристику,

• давать определение понятиям,

• устанавливать причинно-следственные связи,

  • подбирать ассоциации,
  • генерировать текст
  • формирование устойчивого познавательного интереса к литературе,
  • воспитание патриотизма

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Начало мастерской «Индуктор» (мотивация деятельности учащихся).

Педагог (в произвольной последовательности располагает на доске фигуры алого цвета): Ребята, с чем в вашем сознании ассоциируется алый цвет?

Учащиеся осуществляют подбор ассоциаций: агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп, жарко, горячий, солнце, лето, чувства, любить, кирпичи, строить, создавать.

Педагог: Какие ряды слов вы бы отнесли к миру жестокой реальности, а какие – к миру романтической мечты?

Учащиеся высказывают предположения:

- мир жестокой реальности: агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп;

- мир романтической мечты: жарко, горячий, солнце, лето, чувства, любить, строить, создавать.

Педагог: Предлагаю изменить расположение фигур на нашем слайде и сложить их в определенной последовательности (меняет последовательность фигур, включает фонограмму «Шум моря» [3]).Что вы видите перед собой?

Учащиеся: Парусник, корабль с алыми парусами.

Педагог: Как изменилось ваше настроение?

Учащиеся: Захотелось отправиться в путешествие, осуществить мечту...

Педагог: Продолжим ассоциативный ряд, связанный теперь уже с данным образом.

Учащиеся: Море, плыть, красиво, путешествие, мечтать, далеко и т.д.

Педагог: Как вы думаете, в мир жестокой реальности или романтической мечты переносит нас это изображение?

Учащиеся: В мир романтической мечты.

Педагог: Используя образ и слова-ассоциации, напишите небольшой текст (4-5 предложений в течение 3-4 минут) на тему: «Какую мечту навевают на меня алые паруса»?

Учащиеся генерируют текст,  затем афишируют.

III. Первый этап «Работа с материалом» (активизация познавательного интереса учащихся, формирование вопросов).

Педагог: Наш урок сегодня – это первое знакомство с повестью Александра Грина «Алые паруса». Почему писатель дал повести подзаголовок «феерия»? (Слайд 1). Какие волшебные элементы использовал автор в своем произведении?

Учащиеся: В повести Грина главная героиня Ассоль встречается с «волшебником» Эглем, который дарит девочке мечту об алых парусах.

Педагог: Эпизод встречи Ассоль и Эгля мы подробно рассмотрим на следующем уроке. А сегодня мне бы хотелось продемонстрировать вам, как этот важный момент в жизни главной героини отражен в фильме «Алые паруса», снятом в 1961 году. При просмотре фрагмента выделите ключевое слово, которым Эгль называет то, что в будущем должно будет произойти с Ассоль.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Алые паруса», 1961 г. [5].

Педагог: Какое ключевое слово вы  выделили? (Сказка). Давайте запишем ряд синонимов: волшебство, сказка… Продолжите его.

Учащиеся: Таинство, чудо.

Педагог: Старый Эгль поселил в сердце маленькой Ассоль мечту. Чем же стали для девочки алые паруса? Предлагаю просмотреть ещё один фрагмент из фильма: встреча Ассоль и Грэя [6].

Учащиеся: Алые паруса для Ассоль стали символом веры в хорошее, доброе, символом сбывшейся мечты.

Педагог:   В повести А. Грина происходят чудесные события, которые помогают понять основную мысль текста. Какую истину открывает нам Александр Грин, вкладывая её в уста капитана Артура Грэя?

Учащиеся: «Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда, сделай для него это чудо.  Новая душа будет у него, новая душа будет у тебя».

 Педагог:  Как вы думаете, ребята, что станет целью нашего урока сегодня?

Учащиеся (предполагаемые ответы): Узнать о жизни писателя А. Грина. Познакомиться с главными героями повести «Алые паруса». Понять, как осуществилась мечта Ассоль.

Педагог:  Дальнейшая работа покажет, обозначили ли вы все цели урока. Сейчас я предлагаю посовещаться в парах и дать ответ на вопрос: «Какой была жизнь Александра Грина: наполненной романтическими мечтами или знакомой с жестокой реальностью?».

Учащиеся высказывают мнения.

Педагог:  Предлагаю в парах проработать  статью  учебника на стр. 17-19 [8]. Разделите лист тетради на две части. Изучая текст учебника:

  • в левую внесите события, характеризующие реальную жизнь писателя;
  • в правую то, что, по вашему мнению, позволяло А. Грину уноситься в мир мечтаний.

Учащиеся (зачитывают, обсуждают):

Реальность

Мир мечтаний

Смерть матери, не сложились отношения с родными, дурные поступки, исключение из училища, неуспехи в науках, работа матросом, насмешки команды, скандал с капитаном, все считали его неудачником, перепробовал много профессий, скитания, служба в армии, арестован за агитацию, два года просидел в крымских тюрьмах, заболел тифом,  туберкулезом,

Чтение фантастики и приключенческой литературы, богатое воображение, желание путешествовать, написание романтических рассказов; его героям «было дано счастье делать чудеса»; смотрел на мир глазами ребенка, обладающего любопытством и чуткой душой.

Педагог:  Сделайте письменно вывод 2-3 предложениями: «Где в жизни А. Грина заканчивается реальность и начинается мечта?».

Учащиеся пишут, затем афишируют.

IV. Второй этап (обращение к новой информации; её обработка: составление схем, планов, проектов; рассмотрение, создание творческих продуктов; корректировка творческого продукта; афиширование (представление участниками своих открытий, позиций, суждений, проектов и т.п.).

Педагог: Вернемся к одному из эпизодов биографии Грина (Слайд 3). Что лежит в основе судьбы писателя и судьбы его произведений: гармоничны ли между ними отношения или они противопоставлены друг другу?

Учащиеся делают вывод.

Педагог: Действительно, реальная жизнь писателя и мир его произведений, сотканный из волшебных мгновений, мечтаний и грез, противопоставлены друг другу. А как складывается судьба героев повести «Алые паруса»: какова реальность, в которой они живут; о чем они мечтают?

На следующем этапе работы необходимо, чтобы вы образовали 4 группы. Каждой предлагается карта (Слайд 4), на которой расположены архипелаг (группа островов) Жестокой реальности и остров Мечты. Работая с текстом повести [8], вам нужно занести в таблицу ключевые фразы, характеризующие «объекты» карты:

Архипелаг Жестокой реальности

Остров Мечты

Жизнь семьи Лонгрена:

-

-

-

Жизнь Каперны:

 -

-

-

Жизнь мечтательной Ассоль:

-

-

-

Материал для работы групп [8]:

1 группа – стр.19-22;

2 группа – стр.22-23;

3 группа – стр.24-26;

4 группа – стр.31-34.

Учащиеся работают с текстом повести, занося в таблицу информацию, обсуждают результаты:

Архипелаг Жестокой реальности

Остров Мечты

Жизнь семьи Лонгрена:

- история гибели жены;

- прослужил 10 лет, покинул службу;

- отец стал делать игрушки;

- Лонгрен не пришёл на помощь Меннерсу.

Жизнь Каперны:

 - однообразная жизнь (работа-трактир);

- люди живут приземлёнными заботами (наработаться, выспаться, накормить семью);

- после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери;

- «надо уметь любить, а этого они не умеют» (Лонгрен);

- «но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен» (Эгль);

- дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней [4].

Жизнь мечтательной Ассоль:

- неожиданная встреча с Эглем;

- подаренная Эглем сказка;

- жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придёт волшебный корабль за мной или нет?» [4].

Педагог: Куда лежит курс Ассоль, ребята?

Учащиеся:  К острову Мечты.

Педагог: Имя Ассоль с испанского переводится «к солнцу». Опираясь на новое знание и на пройденные этапы урока, порассуждайте, как вера в чудо, мечта помогли Ассоль  сохранить в душе светлые чувства, остаться чуткой, несмотря на жестокую реальность жизни? (3-4 предложения).

V. Этап рефлексии.

Педагог: Приведите примеры «чудесного» в вашей жизни.

Продолжите фразу: «Мир Грина – это мир…».

VI. Домашнее задание: составить сравнительную характеристику образов главных героев повести Ассоль и Грэя (Слайд 5).

Использованные образовательные ресурсы:           

  1. https://yandex.ru/images/search?p=11&text=анимация%20парусник&noreask=1&lr=35
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Феерия
  3. http://muzofon.com/search /звуки+шум+моря
  4. http://uchitelya.com/literatura/20696-zhestokaya-realnost-i-romanticheskaya-mechtav-povesti-as-grina-alye-parusa.html
  5. https://yandex.ru/video/search?text=встреча%20ассоль%20с%20эглем&path=wizard
  6. https://www.youtube.com/watch?v=ubLc0Q34fvI
  7. https://yandex.ru/images/search?text=карта%20морская%20рисунок&noreask=1&lr=3
  8. УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс».
  9. http://wiki.ippk.ru/index.php/Применение_технологии_«Педагогическая_мастерская»_на_уроках_литературы
  10. https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-pedagogicheskih-masterskih-na-urokah-literaturi-666383.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/632870/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"

Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская   Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс

Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...