Разработка урока по теме "Солнечные затмения" по технологии "Педагогическая мастерская "
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Мкртычян Елена Георгиевна

Данный урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". Через   индукцию,   самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал детей и базу ранее полученных знаний, учитель выводит  учащихся на самостоятельное творческое проектирование темы по изучению  причин возникновения солнечных затмений.Урок соровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmasterskaya._urok_solnechnye_zatmeniya_mkrtychyan_e.g.rar559.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мкртычян Елена Георгиевна, учитель физики высшей категории

ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира Краснодарского края.

      Технология  «Педагогическая  мастерская » на уроках физики.

УРОК ПО ТЕМЕ    «СОЛНЕЧНЫЕ  ЗАТМЕНИЯ" (8 класс)

 Проведение урока сопровождается мультимедийной презентацией.

Урок в школе сегодня - это урок,  пронизанный от начала до конца современностью. О чем бы ни говорил учитель, чему бы ни посвящал занятия - литературе, истории далекого прошлого или наших дней, физическим явлениям или явлениям естествознания, он преследует цель - воспитать талантливого, интеллектуального, активного человека для нашего сегодня и завтра. Представленный урок проводится по технологии «Педагогическая мастерская».

 В педагогической мастерской мастер не  передает свои знания и умения незнающему и не умеющему, он  лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают в нем участие все, в том числе и мастер. Его задача  – направить к успеху каждого таким образом, чтобы подвести к открытию в себе скрытых возможностей.

Технология предполагает поэтапный поиск решения проблемы в ходе её детального анализа на основа имеющихся знаний.

Методика  проведения  педмастерских.

    Методика  проведения  педагогических мастерских  состоит  из  2  блоков:  

1.Подготовка учителя.

2.Работа учащихся в группе (при необходимости учитель может  предложить ученикам другие роли, которые  необходимы  для работы в группе в процессе усвоения материала)

Подготовка учителя:

 1.Работа с материалом: а)  обязательная информация ( работа на обученность);

                                          б)  «информация к размышлению»  (работа на  развитие).

 2.Оформление информации в дидактический блок.

        Работа учащихся в группе. 

 В группе могут работать не более 5-6 человек. На каждой мастерской роли должны быть сменные, с каждым участником группы необходимо провести беседу, разъяснить его роль, обязанности, рассказать об этапах работы и его степени участия в ней. В группе очень важен психологический комфорт, поэтому  ученикам можно предоставить возможность самим решить вопрос о составе группы. Руководителя группы  может назначить учитель  или выбрать члены группы. Следует также предусмотреть все для четкой деятельности группы: рабочие места  (номерки на столах, распечатка функциональных обязанностей, место для рабочего материала, конвертов, учебной, критической или другой литературы, ТСО); оборудование

 ( общее и частное), эстетическое оформление кабинета (помещения) для мастерской, музыкальное сопровождение урока и  т.п.

1.Оборудование:   - общее: карандаши,   краски, клей,  цв. бумага и др.

                                -частное: учебники, тетради, дополнительная  литература,  

                                 материал для  рефлексии,    карточки  каждому  или  на 2-их…

 2. Группа:   Руководитель:  предоставляет каждому слово, может сам  представлять группу, может  кого-то предложить. Организует   работу по сбору, обобщению и    афишированию  информации. (Функции: организовать обсуждение,  обобщение информации, записанной на индивидуальных листах; обсуждение и обобщение ответов на вопросы карточки; выполнение творческой работы: а) заслушать мнение каждого  члена   группы;  б) обобщить информацию; в) обсудить жанр творческой   работы; г) выбрать выступающих  от группы.

 Секретарь-летописец:  Фиксирует общее мнение, выводы  группы на  проектный лист. (Функции: записать обобщенное высказывание группы на общий лист; обобщенные ответы на вопросы, данные в карточке, на общий лист; записать на общий  лист заключительный  вариант творческой работы)

 Оптимист:      все хвалит.

 Пессимист:     все подвергает критике.

 Экспедитор:    подносит информацию, собирает и раздает      карточки,    книги и  др.                          

Технологическая  карта  педмастерской.

1.Индукция ( наведение). Индуктор – тема урока, фраза, звук, мелодия,

рисунок, всё, что может разбудить чувства,  вызвать  поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений , вопросов. Если индуктор подается один за другим, то каждый последующий информационно обогащает предыдущий. По времени каждый звучит не более минуты, его нельзя растягивать более  5-6- минут. Индукторы можно давать в сочетании.   После того, как прозвучал индуктор, задается вопрос:

       -  Какие чувства, ощущения, ассоциации (сравнения), мысли, вопросы            возникли у вас?     Запишите на индивидуальных листках.

Затем ребятам предлагается обсудить в парах, в группе, записать на общий лист.  Время работы- 2-5 мин.

2.Малое афиширование. Каждая группа вслух зачитывает то, что у них наработано. Нельзя останавливать, если есть повторы. После прослушивания учитель подготавливает к восприятию следующей информации. Экспедитор берет карточки, находящиеся в конверте. (Для более подготовленных учеников или  на первом занятии, возможно проведение малого афиширования после каждого этапа)

 3.Самоконструкция.  Ученик, работая  с информацией, делает выбор, записывает на свой индивидуальный лист ( тетрадь). Учитель предлагает обсудить  в группе – работа по карточкам, одна карточка на двоих. ( Здесь информация выдается последовательно, возможна не одна , а несколько карточек).

4.Социоконструкция. Обсудив в группе, ребята выносят на общий лист.

 ( Этот этап  повторяется , пока не пройдет весь блок информации. Все время надо подталкивать на  проект ( осмысление на уровне творчества).

5.Социализация. Учащиеся  выполняют  групповую творческую работу на основе наработанного материала.

 6.Большое афиширование. Каждая группа представляет свой проект.          

 7.Проект мастера. Учитель представляет свою работу: « Я хочу представить вам свой проект, свое видение …»

 8.Этап мягкой коррекции. Сравниваются проекты учеников и учителя,  отмечается сходство и отличие.

 9.Разрыв. Это внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению проблемы, поиску ответов,  к сверке нового знания с литературными или научными источниками.

 10.Домашнее задание.  Доработать материал, если остались нерешенные вопросы (другой вариант задания).

 11.Рефлексия. Отражение чувств, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Для работы на этом этапе предлагаются  рефлексионные  листы с рисунком, фигурки, знаки, символы и т.д.

 Цель урока:   Через   индукцию,   самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал детей и базу ранее полученных знаний, вывести учащихся на самостоятельное творческое проектирование темы по изучению  причин возникновения солнечных затмений ( на предыдущем занятии учащиеся  изучали источники света и  закон прямолинейного распространения света).

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о причинах солнечных затмений.

Воспитательные: содействовать   формированию   мировоззренческой   идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Развивающие:  сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы.

Оборудование:  для учащихся: 1) учебник «Физика-8»;  2) дидактические карточки – задания; 3) карточки с дополнительной информацией для работы в парах и создания группового проекта; 4) ножницы; 5) цветная бумага; 6) клей; 7) воздушные шары;  8) листы для индивидуальной работы и для общего проекта ;  

для выполнения экспериментального задания : 9) эл. лампы ( или  свечи), ( по 2 шт. на группу); 10) шарик на подставке; 11) экран;

для учителя:  1) компьютер;  2) мультимедийный  проектор, экран;  3)кинофильм «Солнечные затмения»; 4)оборудование для демонстрации модели солнечного затмения; 5)репродукция фотоснимка солнечного затмения; 6) авторские стихи; 8) оборудование для демонстрации опытов по образованию «тени»  и  «полутени»

Учащиеся работают в группах, где  есть теоретики (2 человека), экспериментаторы (2 человека),  летописец (1 человек),  руководитель (1 человек). Руководитель организует работу группы  на всех этапах мастерской: по теоретическим и практическим заданиям. Экспериментальное задание выполняют экспериментаторы. Летописец записывает ход выполнения эксперимента, теоретики дают научное обоснование проведению эксперимента и др. формам работы.

Музыкальное оформление: инструментальная музыка.

                                                              Ход   мастерской.

1. Индукция (наведение) - первый этап, предполагающий создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.  На данном уроке в качестве индуктора применяется  тема урока, показывается свечение солнечной короны (Презентация, слайд № 2), проецируется на экран репродукция фотоснимка во время солнечного затмения. Одновременно читаются   авторские стихи:

Что за чёрный диск на небе                

С нимбом огненным вокруг?        

Отчего так стало жутко        

 И забилось сердце  вдруг?

И замолкли разом птицы,

Зверь залёг в глухом лесу.          

И цветы свернули листья,

Потеряв свою красу.        

Страшно стало в одночасье

Будто это час потерь,

Видно, это не случайно

Стало вдруг темно теперь.

После того, как прозвучали стихи  и  были показаны индукторы, задаются вопросы:

-Какие ассоциации, вопросы, мысли вызвала у вас тема урока?

-Какие чувства вызвали эти кадры? Какие возникли вопросы? Запишите их. (Ученики работают 2-3 мин.) ( Учащиеся записывают свои впечатления, мысли, ассоциации на индивидуальных листках)

Затем ребятам предлагается обсудить в парах, в группе, обменяться мнениями, записать на общий лист (Ребята делятся своими наработками с группой, приходят к общему определению и записывают на проектный лист), (работают 5-6 мин.)

2.Малое  афиширование - второй этап.  Каждая группа вслух  зачитывает   то, что у них наработано, тезисно выходит на идею урока.  

Учитель:

-Прочитайте друг другу то, что вы написали, обсудите в группе, обменяйтесь мнениями. Прочитайте свои вопросы и мысли в слух. (Руководитель читает вслух мнение своей группы).

3.Самоконструкция-третий этап урока. Индивидуальное создание гипотезы, решения, вопроса, рисунка, развернутого ответа на вопрос. На этом этапе ученикам предлагается работа по карточкам, которой предшествует определенного рода информация, данная в форме  сообщений учеников. Ученик, работая  с информацией, делает выбор, записывает на свой индивидуальный лист (в тетрадь). Мастер (учитель) предлагает обсудить  в группе ( здесь информация выдается последовательно, возможна не одна, а несколько карточек). В помощь раздаётся дидактический материал, по которому создаётся проект. «Экспериментаторы» получают дополнительное экспериментальное задание.

Учитель:

 -Вы услышали много разных мнений, интересные вопросы. И для того, чтобы найти на эти вопросы ответы, поработайте сейчас в группах и попытайтесь вместе найти ответы на ваши вопросы.( Работа по карточкам на знание теоретического материала.)(Учащиеся  работают 15 минут.)                                                                                                         

                                                Карточки - вопросы.

1.Выберите из  предложенных вариантов ответов какие движения  Земли и Луны вы знаете?      а)Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца .

                   б)Луна вращается только вокруг своей оси.

                   в)Луна вращается вокруг Земли и своей оси.

                   г)Луна и Земля вращаются только вокруг Солнца.

2.Если Луна при своем движении окажется между Землёй и Солнцем, то она будет отбрасывать на Землю тень. Продолжите ход солнечных лучей и зарисуйте образование области тени и полутени.

                   

                             Солнце               Луна           Земля                                  

З.Рассмотрите полученный вами рисунок и объясните почему, кроме тени, образуется и полутень.

4.Найдите отличие полного солнечного затмения и частного (используйте полученную вами схему).

5. Что может увидеть человек на земле, находясь в области полного солнечного затмения?

6.На основании предыдущих ответов закончите мысль: «Солнечное затмение наступает тогда когда...»

7. Какая закономерность распространения света объясняет солнечные   затмения?      

Задание для экспериментаторов

Используя приборы, лежащие на вашем столе, получите модель солнечного затмения. Сравнить полученное изображение со схемой, зарисованной вами.

 При затруднениях обратитесь к инструкции. 

Инструкция для выполнения

экспериментального задания.

1 .Расположите лампы на расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга. Перед ними поместите шарик. За шариком поставьте экран.

2.Зажгите лампу (или свечу). На экране видна чёткая тень от шарика.

З.Если теперь зажечь вторую лампу, на экране видны тень и полутень.

Вы получили модель солнечного затмения.

                                  Карточки с дополнительной информацией.

В области тени на Земле будет наблюдаться полное солнечное затмение. Вокруг тени на Земле будет находиться область полутени. В этом месте на Земле будет наблюдаться частное солнечное затмение.

Во время полного солнечного затмения быстро темнеет. Понижается температура воздуха, появляется даже роса, а на небе виден черный диск Солнца с сияющей вокруг него жемчужно - серой короной.

В прошлом необычный вид Луны и Солнца во время затмений приводил людей в ужас. Жрецы, зная о повторяемости этих явлений, использовали их для подчинения и устрашения людей, приписывая затмения сверхъестественным силам.

Дневной свет ослабевает настолько, что иногда можно видеть на небе яркие звёзды и    планеты. Многие растения свертывают листья.        

4. Социоконструкция. Все свои наработки учащиеся обсуждают в группах, выносят на общий лист. На данном этапе идет осмысление темы на уровне творчества. (10 минут) 

Учитель:

-Работу все закончили, вам необходимо создать общий проект группы, к которому вы можете придумать девиз, стихи, выбрать форму защиты проекта вашей группы.

5. Социализация и афиширование. Учащиеся  выполняют  групповую  творческую работу (мини-сочинение, развернутый ответ на вопрос, критическая статья, таблицы, схемы и т. д.) на основе наработанного материала. Здесь решается одна из главных  задач педмастерской - развитие творческого воображения ученика, а также формируется культура речи, так как  свои групповые проекты ученики выносят на всеобщее обсуждение.

Каждая группа представляет свой проект на этапе БОЛЬШОЕ АФИШИРОВАНИЕ. Вывешивание  «произведений»- работ учеников и мастера  

(текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Обсуждаются проекты каждой группы, сравниваются темы, раскрытие идеи, способы подачи материала и т.д.

6.Проект мастера. Мастер тоже делится своими наработками, показывает ученикам своё ви'дение темы и идеи урока -   представляет творческую работу  как образец, в которой  предусматривается мягкая коррекция ошибочных суждений и  выводов, которые могли бы возникнуть в ходе работы у учащихся.

Учитель представляет свою работу: «Я хочу представить вам свой проект, свое видение данной темы. Сравните свой проект с моим. Найдите совпадения, отличия от своего проекта. Где можно найти информацию о данных отличиях?». (Учащиеся могут сами объяснить слайды на экране). Используя  слайды, учитель объясняет свой проект, рассказывая о Солнечном затмении, и новым знанием для учеников  является информация  о  лунном затмении (демонстрируется слайд лунного затмения).

Учитель:

-Когда Луна при своём движении вокруг земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит солнечное затмение. Во время полного солнечного затмения Луна закрывает весь диск Солнца (это возможно благодаря тому, что видимые диаметры Луны и Земли одинаковы). Полное солнечное затмение можно наблюдать из тех точек земной поверхности, где проходит полоса полной фазы. (Презентация, слайд№3). По обе стороны полосы полной фазы происходит частное затмение  Солнца, во время которого Луна заслоняет не весь солнечный диск, а лишь часть его. Наблюдается частное солнечное затмение из тех мест земной поверхности, которое охватывает расходящийся конус лунной полутени.

22 июля 2009 года произошло полное солнечное затмение, характеризующееся наибольшей продолжительностью полной фазы в нынешнем столетии. Оно является повторением через сарос (18 лет 11 дней) полного солнечного затмения 11 июля 1991 года. Полоса полной фазы этого затмения проходила по водам Тихого океана и странам Центральной и Южной Америки. Полностью закрытый Луной диск Солнца в 2009 году смогли  наблюдать жители Юго-Восточной Азии, а в России и СНГ максимальная фаза затмения достигла около 0,6 (на юге Приморья и юге Таджикистана).  Не в каждое новолуние может быть солнечное затмение, так как плоскость, в которой Луна движется вокруг Земли наклонена к плоскости эклиптики (движения Солнца) под углом примерно равному  пяти градусам. Солнечные затмения в 2010 году пройдут 15 января(кольцевое солнечное затмение) и 11 июля (полное).В Москве очередное полное солнечное затмение будет  наблюдаться 16 октября 2126 года.  Полное  солнечное затмение обычно длится 2-3 минуты. Солнечные затмения доказывают прямолинейное распространение света.                                                                                                                                                        Если же Луна при своём обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую землёй, то наблюдается лунное затмение (Презентация, слайд №4). Во время полного лунного затмения Луны лунный диск остаётся видимым, но он приобретает обычный темно - красный оттенок. Это явление объясняется преломлением лучей в земной атмосфере. Преломляясь в земной атмосфере, солнечное излучение, попадает в конус земной тени и освещает Луну.                                                                 9 февраля 2009 года затмение  было  доступно для наблюдений по всей территории России, кроме Европейской части. Это первое из четырех лунных затмений, которые произошли  в 2009 году.  Следующее полутеневое лунное затмение произошло 7 июля. Его нельзя было  увидеть с российской территории, а земная полутень коснулась лишь самого края лунного диска. Полутеневое лунное затмение 6 августа увидели  лишь жители европейской части России. В последний день года, 31 декабря, произойдет частное лунное затмение, при котором лунная тень коснется края диска Луны. В 2010 году можно будет наблюдать лунное затмение 26 июня (частичное)  и 21 декабря(полное).         

                             Демонстрация лунного затмения (слайды).

7.Этап мягкой коррекции. Сравниваются проекты учеников и учителя,  отмечается сходство и отличие  (мягко корректируются ошибочные суждения и  выводы).

( Ученики рассказывают, что нового они узнали из работы мастера, в чем сходны и чем принципиально ( или в деталях) отличаются работы мастера и учеников).

Одновременно на данном этапе закладывается выход на работу  с дополнительными источниками информации в «Разрыве».

8.Разрыв. Демонстрация фильма «Солнечные затмения». На данном происходит внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, продвигающий  к углублению проблемы,  к поиску ответов, к сверке нового знания с научными источниками.

С целью проверки знаний дается домашнее задание: доработать материал, если остались нерешенные вопросы.

9.Рефлексия.- отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы дается эмоциональная,  оценка содержанию занятия.

Учитель:

- Во время солнечного затмения дневной свет ослабевает настолько, что можно видеть на небе яркие звёзды.  Голубые звёзды– горячие звёзды,  красные - холодные, жёлтые — менее горячие, чем голубые. Голубой  цвет - цвет радости,  успеха,  удовлетворения, красный - цвет усталости, неудовлетворённости, жёлтый - нейтральный, цвет спокойствия. И если вам сегодня было на уроке интересно работать, и вы получили удовлетворение, то выберите себе голубую звезду. Если вам было спокойно и привычно - жёлтую звезду, а если урок вызвал у вас отрицательные эмоции - красные звезды. Создайте атмосферу вашей группы на воздушных шарах. Вы можете придумать название «созвездию вашего настроения».

(Учащиеся вырезают звёзды и наклеивают на шары).

Спасибо, наша мастерская  закрыта!

        Литература

1.Блажко С.Н. Курс практической астрономии. – М.: Наука, 1990.  

2. Интернет. http://moikompas.ru/compas/solnechnoe_zatmenie.

3. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о земле и вселенной. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
4.Коротцев О.Н. Астрономия для всех.- СПб.: Азбука-классика, 2008.

5.Левитан Е.П., Астрономия-11. -М.: Просвещение, 2008.
6.
Перышкин А.В. Физика-8.– М.: Дрофа, 2008.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Разработка урока истории в 6 классе по теме "В мастерской ремесленника"

Разработка урока истории в 6 классе по теме "В мастерской ремесленника" с использованием здоровьесберегающих технологий. Урок был проведен в рамках городского конкурса "Я - учитель здоровья!"...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...