Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Хорунжая Татьяна Викторовна

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно добывать знания (тем самым многократно увеличивая их ценность), дает возможность поэтапно осмыслить информацию и, главное, формировать свое личное мнение к изучаемой проблеме.

"Восттановление СССР: от воны к миру" - мастерская, которая:

  • формирует знания об итогах войны и послевоенном восстановлении экономики СССР на основе альтернативных точек зрения;
  • учит понимать историю как многогранный и неоднозначный процесс;
  • развивает навыки работы с текстом;
  • способствут развитию логического мышления и творческих способностей учащихся;
  • способствует формированию коммуникативных компетенций ученика;
  • формирует гражданскую позицию;
  • позволяет осуществлять личностный подход к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская: «Восстановление экономики СССР: от войны к миру».

Цели и задачи урока:

  1. сформировать знания о послевоенном восстановлении экономики СССР на основе изучения альтернативных точек зрения по данной проблеме.
  2. повторить итоги Великой Отечественной войны.
  3. заложить основы понимания истории как  многогранного и неоднозначного процесса.
  4. познакомить учащихся с особенностями развития промышленности, сельского хозяйства и уровня жизни в СССР послевоенного периода.
  5. развитие навыков работы с текстом, анализа текста, обобщения материала;
  6. развитие навыков устной речи;
  7. формирование коммуникативной культуры учащихся, навыков работы в группах;
  8. формирование гражданской позиции ученика, его осознанного отношения к Отечественной истории.

Оборудование урока:

  1. раздаточный материал по теме (промышленность, сельское хозяйство, уровень жизни).
  2. блокадный дневник. Уникальный документ (подлинный блокадный дневник бабушки) был предоставлен ученицей Судаковой Валерией.
  3. фрагменты кинофильмов «Кубанские казаки» и «ГУЛАГ: остров свободы».
  4. рабочий лист урока.

Используемая литература:

  1. Коваль Т.В. «История России 20 век», М., Владо-Пресс, 2002.
  2. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «Россия 20 век», М., Просвещение, 2001.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., «История России 20 век», М., 2000.
  4. Верт Н., «История советского государства. 1900-1991», М., 1993.
  5. Журнал «История», Наука, 1999.

План проведения мастерской

«Восстановление экономики СССР: от войны к миру».

  1. стадия индукции (работа организуется в группах).

       Данная педагогическая мастерская начинается с традиционного объявления новой темы: «СССР в середине 40-х – начале 50-х годов». После чего называется и записывается на доске тема данного урока: «Восстановление экономики СССР: от войны к миру». Затем оговариваются условия работы на уроке: выполнять задания и делать соответствующие записи учащимся предлагается в «Рабочем листе урока», который есть у каждого ученика.

       В начале урока учащимся предлагается вернуться к только что изученной теме Великой Отечественной войны и методом мозгового штурма подвести итоги этой войны для Советского Союза.  Эту работу ребята выполняют в группах. После обсуждения в группах варианты  ответов записываются в рабочий лист в соответствующей графе. Затем варианты ответов  озвучиваются. Во время озвучивания вариантов записей ученикам предлагается сверять свои записи, дополнять их по необходимости, вносить дополнения  к прозвучавшим вариантам. На выполнение этого задания уходит около 3 минут. В результате проделанной работы в рабочих листах урока появляются следующие записи:

  1. возрастает авторитет СССР на международной арене.
  2. разрушено 1710 городов.
  3. уничтожено свыше 70 тыс. сел и деревень.
  4. разрушено 31850 заводов и фабрик.
  5. уничтожено 1135 шахт.
  6. разрушено 65 тыс. км железных дорог.
  7. приведено в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов.
  8. посевные площади сократились на 36,8 млн. га.
  9. стран потеряла 30% национального богатства
  10.  прямые и косвенные потери составили около 50 млн. человек (27 млн. погибших).

       После озвучивания учитель открывает часть доски, где также записаны итоги войны, что позволяет еще раз сделать акцент на огромных масштабах разрушений, потерь страны. А так же  напомнить учащимся, что восстановление  началось на освобожденных территориях уже с 1943 года и после окончания войны это была первоочередная задача государства. Этот момент урока является переходным к выполнению следующего задания и осмыслению нового материала. На работу  по вышеизложенному материалу учитель тратит около3 минут.

  1. творческое задание (работа организуется индивидуально и в группах).

       В качестве следующего задания учащимся предлагается дать свой собственный прогноз о сроках восстановления разрушенной экономики страны, учитывая масштабы разрушений. Это задание выполняется в таблице рабочего листа путем заполнения первой  графы таблицы.  Следует обратить внимание, что это задание выполняется в несколько этапов:

1 этап – прогноз дается индивидуально;

2 этап – прогноз обсуждается  в группах и записывается вариант ответа в таблицу;

3 этап – социализация (прогноз от группы озвучивает один человек).

       При озвучивании  этого задания  выявились следующие мнения и были сделаны такие записи в таблице по данной проблеме:

Я думаю

Политологи мира

Реальные факты

Учащиеся предполагали, что сроки восстановления составят от 20 до 30 лет

      После этапа социализации учитель озвучивает прогноз мировых политологов о том, что на восстановление экономики СССР потребуется 40-50 лет! О чем ребята делают соответствующую запись в таблице. Третья графа остается не заполненной и учитель предлагает оставить на время заполнение этой графы и вернуться к ее заполнению позже, после знакомства с материалами урока. Вся работа над прогнозами займет приблизительно 3-4 минуты. На данном этапе урока таблица прогнозов выглядит так:

        

Я думаю

Политологи мира

Реальные факты

Учащиеся предполагали, что сроки восстановления составят от 20 до 30 лет

считали, что потребуется от 40 до 50 лет

       Далее вниманию учащихся предлагается видеоматериал (3 минуты), отрывок из фильма «Кубанские казаки», момент начала ярмарки.  Перед просмотром дается справка о том, что фильм был снят в 1949 году, рассказывает о жизни советских людей, колхозников,  после войны. После этого дается творческое задание -

Отметьте в своей тетради интересную для себя информацию:

  1. что понравилось?
  2. что удивило?
  3. что поразило?

       Выполнение этого творческого задания осуществляется в три этапа:

1 этап – индивидуальные размышления;

2 этап – обсуждение в группах;

3 этап – социализация. Каждая группа озвучивает свой прогноз поочередно.

       В результате озвучивания ответов  было выявлены следующие впечатления ребят:

  1. к 1949 году экономика СССР была восстановлена, находилась в подъеме.
  2. уровень жизни советских людей был высок.
  3. видно изобилие, процветание в советском обществе.
  4. поразил какой-то особых дух, настрой советского человека, одухотворенность лиц, энтузиазм.

       Далее впечатления ребят подтверждаются высказываниями людей этой эпохи, которые зачитывает учитель:

  1. «…какой сегодня замечательный день! Слава верным сынам Отечества, нашей Красной Армии и великому вождю товарищу Сталину!» (из дневника Снегиревой Лидии Тимофеевны, жителя блокадного Ленинграда.)
  2.  «поздравляю всех со снижением цен. Не смотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится, крепнет». (Роман Вознесенский, студент.)

      После получения общих впечатлений (на эту работу уходит приблизительно 5 минут) учащимся предлагается сверить свои впечатления с фактическим материалом об успешном восстановлении экономики СССР после войны. На этом этапе работы учащиеся используют материал таблицы рабочего листа (первая графа «Успехи восстановления»).

Успехи восстановления

Неучтенные факторы.  Цена экономических побед.

1. переход к мирной экономике.

2. 1946 г первоочередное восстановление 15 городов. Комсомольский почин.

3. восстановление 6200 промышленных предприятий.

4. восстановление крупнейших электростанций.

5. Восстановление шахт Донбасса.

6.  восстановление металлургических и машиностроительных предприятий Украины и России.

7.  прокладка трех газопроводов.

8. становление новых промышленных районов.

9. масштабное индустриальное строительство в Казахстане и Средней Азии.

10. к 1950 г промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.

11. появление проектов агрогородов

12. отмена трудовых условий военного времени.

13. 1947 г отмена карточек.

14. 1947 г денежная реформа.

15. с 1946 г повышение зарплаты и ежегодное снижение цен.

       

Перед началом работы  предлагаются вопросы:

  1. совпали ли ваши впечатления с реальными фактами?
  2. что из почитанного вам кажется особенно значимым?
  3. каковы были сроки этого восстановления?

       Данное задание выполняется в три этапа:

1 этап – индивидуальные размышления;

2 этап – обсуждение в группе;

3 этап – социализация.

       На этапе социализации учащиеся говорят о том, что фактические данные подтверждают впечатления от фильма, что самыми значимыми успехами они считают восстановление тяжелой промышленности, смягчение условий труда, повышение уровня жизни народа. Для ребят становится очевидным, что восстановление экономики СССР было достигнуто в кратчайшие сроки, что западные эксперты ошибались в своих прогнозах. Работа с данными таблицы занимает 3-4 минуты.  После этого разговора учитель ставит перед учениками следующую задачу, следующий вопрос:

  1. какова была цена  наших экономических побед?
  2. что не было учтено западными экспертами при  составлении прогноза?

       Для того чтобы дать ответы на поставленные вопросы учащимся предлагается познакомиться с дополнительными материалами урока. Это знакомство начинается с сообщения учителя о том, в каких условиях снимался фильм «Кубанские казаки» (голодные обмороки артистов, фрукты из воска). Затем учитель зачитывает негативные высказывания эпохи:

  1. «несомненно, со снижением  могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем». (Вадюхин П.В., экономист Главобувьсбыта.)
  2. «следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли". (Савицкая М.А., художница.)
  3. «Хотя и произошло новое снижение цен, а все равно население питается суррогатами и концентратами, так как в магазинах нет мяса, яйца, а если где и появится что-либо, то в магазинах устраиваются огромные очереди». (Сальников П.И., студент.)

       После чего  предлагает посмотреть фрагмент фильма (3 минуты) «ГУЛАГ: остров свободы». Вся работа над этим материалом занимает 4 минуты. Просмотр фрагмента можно оставить без комментариев и сразу после просмотра фильма предложить учащимся изучить ряд фактических материалов по восстановлению промышленности, развитию сельского хозяйства, уровню жизни советских людей. Из предлагаемых текстов каждый ученик для индивидуальной работы получает  один небольшой, самостоятельный по смыслу отрывок. Таким образом, в группах оказывается 3-4 разных текста, при этом содержание текстов во всех пяти группах также будет разное.  Для работы в группах предлагаются следующие материалы:

Промышленность.

1. в СССР демилитаризация экономики в основном была завершена к  концу 1946 года. Особенность ее состояла в том, что она носила частичный характер, так как  одновременно с сокращением удельного веса боевой продукции росли расходы на военно-промышленный комплекс и создание новых образцов оружия. В 1948 году в Челябинской области был запущен реактор по изготовлению плутония, а в следующем году СССР успешно испытал атомную бомбу. В 1953 году на Семипалатинском полигоне был произведен взрыв водородной бомбы. После массовой демобилизации армии (2,9 млн. чел. в 1948 году) ее численность вновь увеличивается: в начале 50-х она достигает 6 млн. чел. Прямые военные расходы поглощали тогда 25% бюджета, это в 2 раза меньше, чем в 1944 году.

Впервые за многие годы наметилась тенденция к широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Однако она проявилась лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса, где шел процесс разработки ядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники

2. Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, энергетической промышленности. В эти отрасли уходило 88% капиталовложений. На легкую и пищевую приходилось 12% капиталовложений.

в условиях конверсии легкая и пищевая промышленность продолжали финансироваться по остаточному принципу и далеко не полностью удовлетворяли даже минимальные запросы населения. Правда и здесь произошли положительные сдвиги. Был освоен массовый выпуск потребительских товаров: легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров. Быстро увеличивалась численность трудоспособного населения, занятого в промышленности, строительстве и транспорте. В рабочий класс широким потоком вливались новые  пополнения: подготовленная в фабрично-заводских и ремесленных училищах молодежь были отменены трудовые мобилизации военных лет. На смену им пришел полупринудительный оргнабор, проводившийся с 1946 года государственными органами преимущественно среди жителей деревни.

3. промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 году превзошло довоенные показатели на 73%. Этот рост основывался на:

  1. высокой мобилизационной способности директивной экономики, на еще не исчерпанных возможностях экстенсивного развития (новое строительство, дополнительные топливные ресурсы, сырье)
  2. трудовом подвижничестве народа. Миллионов людей, истосковавшиеся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Этот трудовой подвиг был облачен властями в соцсоревнование и сыграл огромную роль в возрождении страны.
  3. Бесплатном труде многомиллионной армии советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев).
  4. Репарациях с Германии (материальные ценности на сумму 4,3 млрд. дол.) они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности.
  5. Традиционной перекачке средств из аграрного сектора в промышленный.

  1. Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, текучестью рабочих кадров. Компенсировались эти издержки перекачкой средств их деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г.Борткевич, в феврале 1948 года на токарном станке он выполнил 13 дневную норму. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального стимулирования труда, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких показателей без дополнительных вложений.

5.  в августе 1945 года правительство поручило Госплану (Н.Вознесенский) подготовить проект  четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. При обсуждении допускалось существование мелких частных крестьянских хозяйств и кустарей, основанных на личном труде.  Звучали идеи о необходимости децентрализации экономики, предоставления больших прав регионам, внедрение самофинансирования и хозрасчета. Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 года о продолжении взятого перед войной курса на построение коммунизма. Это означало возврат к довоенной модели управления экономикой. Сталинская модель построения коммунизма распространились и на страны Восточной Европы. Эти страны получали огромную материальную помощь со стороны СССР.  С 1945 по 1952 год сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

Сельское хозяйство.

  1. ослабленным вышло из войны сельское хозяйство. Его объем в 1945 году составлял лишь 60% от довоенного. Засуха 1946 году еще больше усугубила положение. Однако неэквивалентный обмен между городом и деревней         продолжался. Через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть – зерна, двадцатую – мяса. Крестьяне, работая в колхозе ничего, не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государство нанесло удар.  За три послевоенных года в пользу колхозов были прирезаны 10 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано в  качестве налога за землю сдавать государству мясо, молоко, шерсть и т.д. в 1948 году колхозникам было рекомендовано продать государству мелкий скот, это вызвало массовый забой скота.

  1. сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу колхозников: фактически они не имели паспорта, не получали пособие по временной нетрудоспособности, были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа больно ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. К концу четвертой пятилетки бедственное положение колхозов потребовало их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (эффективного, т.к. состоявшего из членов одной семьи) было рекомендовано развивать бригадный метод работы. Это вызвало волну недовольства крестьян. Затем последовало укрупнение колхозов и сокращение крестьянских наделов.

  1. в 1947 году началась компания по укрупнению колхозов. За пять лет их число сократилось в 3 раза и достигло 94 тысяч.  По прежнему 85% колхозов не имели электричества. Не способствовала укреплению сельского хозяйства и компания по массовому разрушению единоличных крестьянских подворий в республиках Прибалтики, Молдавии, западной Украины и Белоруссии. На них обрушилась волна массовой насильственной коллективизации. 900 тыс. раскулаченных были сосланы в Сибирь, хуторские хозяйства были заброшены и разорены.

  1. Сталин не желал замечать очевидного кризиса проводимой им аграрной политики и отвергал все осторожные рекомендации своего окружения смягчить режим в деревне. Об одном таком случае поведал Н.Хрущев: «вскоре после окончания войны я ездил в деревню, где родился, там зашел к двоюродной сестре. У нее был сад. Я сказал, что у нее замечательные яблони. На что он ответила, что осенью срубит их, потому что приходиться платить большие налоги и иметь сад не выгодно. Об этом разговоре я рассказал Сталину, добавив, что колхозники рубят сады. На что Сталин мне ответил, что я народник и теряю пролетарское чутье».

  1. в  своей работе «Экономические проблемы социализма» Сталин считал, что двумя приоритетами должны оставаться развитие тяжелой промышленности и преобразование сельского хозяйства в государственную собственность (совхозы). Он утверждал, что колхозы, как собственники своей продукции – временная, переходная форма. Первоочередной считалась задача повышения колхозной собственности до общенародной, т.е. государственной. Сталин выступал против того, чтобы цены (особенно на сельхозпродукцию) основывались на реальной стоимости, возражал против любых уступок рынку. В результате колхозы обрекались на хроническую убыточность.

Уровень жизни.

  1. в декабре 1947 года была проведена денежная реформа, носившая в целом конфискационный характер. Деньги менялись в соотношении 10 старых рублей к одному новому. Более щадящий режим предусматривался для денег, хранящихся на счетах в банках. Но эта льгота коснулась не многих, т.к. основная масса денег хранилась в «кубышках» у граждан, а лишь незначительная часть в банках. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию, стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Большое значение имела отмена карточной системы распределения.

  1. после денежной реформы и отмены карточек правительство приступило к повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к снижению розничных цен на товары широкого потребления. Это снижение проводилось ежегодно с 1948 по 1954 год. Правда, в тоже самое время реализовывалась программа принудительного распространения государственных займов, на покупку которых уходило в среднем 1,5 зарплаты в месяц. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее, размер заработной платы повышался и к 1952 он составлял 94% довоенного уровня.
  2. после денежной реформы 1947 года при средней зарплате 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 рубля, мяса – 28-32 рубля, сливочного масла – более 60 рублей, десятка яиц – около 11 рублей. Чтобы купить шерстяной костюм, надо было потратить зарплату за 3 месяца. Многие семьи по-прежнему жили в землянках, бараках, трудились порой под открытым небом.

  1. 33 млн. колхозников кормили 200 млн. жителей страны, сами при этом недоедали и голодали. Для того чтобы купить килограмм масла колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозник получал 4 копейки, в Калужской и Тульской – 1 копейку. В среднем колхозники в начале 50-х получали 16,4 рубля в месяц (почти в четыре раза меньше рабочих и служащих).

  1. в 1948 году государство объявило о 20% снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велосипеды, табак, автомобили. Учитывая данные о принудительном, бесплатном труде, о заниженном уровне оплаты сельскохозяйственной продукции нетрудно объяснить механизм снижения цен. Так же легко соотнести возможности населения в покупке этих товаров и их жизненную ценность, и актуальность для населения.

       После знакомства со всеми альтернативными материалами учитель просит начать выполнение  ранее данного задания (его можно напомнить). Выполнение задание следует организовать так:

1 этап – индивидуально подумать, какие мысли и сомнения появились после услышанного, увиденного, прочитанного.

2 этап – обменяться мнениями в группе и коллективно заполнить вторую графу таблицы рабочего листа «Цена экономических побед». Сформулировать ответ на вопрос: «Что не учли западные эксперты, составляя прогноз?»

3 этап - социализация.

      Следует еще раз отметить, что на данном этапе ребята получают индивидуальные тексты, содержащие альтернативные фактические материалы. Это небольшая по объему информация. После прочтения и индивидуального размышления над поставленными вопросами дети работают в  группах. На уроке одновременно работает пять групп. А это значит, что у каждой группы при обсуждении складывается и в момент социализации звучит свое собственной видение проблемы (исходя из изученного материала). Поэтому на этапе социализации учителю, во-первых, важно проследить, чтобы прозвучали все альтернативные варианты, а во-вторых,   сориентировать ребят на заполнение таблицы во время выступления товарищей по классу с целью дополнения, уточнения своих собственных записей. В процессе социализации учитель ведет заполнение этой таблицы на доске. Работа с текстами, обсуждение, записи в таблицы займут на уроке 15 минут. После окончания этой работы таблица может выглядеть приблизительно так:

Темпы восстановления советской экономики.

Успехи восстановления

Неучтенные факторы.  Цена экономических побед.

1. переход к мирной экономике.

Возврат к довоенной модели экономики.

2. 1946 г первоочередное восстановление 15 городов. Комсомольский почин.

Полупринудительный оргнабор.

3. восстановление 6200 промышленных предприятий.

На легкую и пищевую промышленность приходится 20% капиталовложений. Это не удовлетворяло даже минимальные потребности населения.

4. восстановление крупнейших электростанций.

За счет бесплатного труда заключенных ГУЛАГа.

 Отсутствие материальных стимулов труда.

5. Восстановление шахт Донбасса.

6.  восстановление металлургических и машиностроительных предприятий Украины и России.

7.  прокладка трех газопроводов.

За счет репараций, полученных с Германии.

 За счет трудовых починов населения – движение «скоростников».

8. становление новых промышленных районов.

9. масштабное индустриальное строительство в Казахстане и Средней Азии.

За счет ранее эвакуированных ранее в эти районы предприятий и невозвращение их обратно.

За счет труда военнопленных.

10. к 1950 г промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.

Приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК.

11. появление проектов агрогородов.

Ухудшение жизни крестьян, практически бесплатный труд. Ограбление деревни. Перекачка средств из села в город. Отсутствие социальных гарантий для крестьян.

12. отмена трудовых условий военного времени.

Тяжелые условия труда; аварийное состояние предприятий.

13. 1947 г отмена карточек.

Повышение цен на товары массового спроса.

14. 1947 г денежная реформа.

Потеря сбережения большей частью населения, т.к. деньги хранились не в Сбербанке.

15. с 1946 г повышение зарплаты и ежегодное снижение цен.

Принудительные Госзаймы, снижавшие уровень жизни народа. Снижение цен за счет разницы в закупочной цене сельхозпродуктов, а так же на товары не массового спроса.

       В процессе этого обсуждения учащиеся приходят к выводу, что западные эксперты, не могли даже предположить, что восстановление будет проведено в кратчайшие сроки и,  давая столь длительный прогноз на восстановление нашей экономики, не учли тоталитарного режима страны Советов и особого менталитета советских людей.

       В заключение этого этапа учащимся предлагается вернуться к записям в рабочем листе урока и записать в третью графу таблицы, что реально экономика СССР была восстановлена к 1950-1952 году, а к неучтенным факторам относятся тоталитаризм и менталитет советского народа. На данном этапе урока записи таблицы и рабочего листа выглядят так:

Я думаю

Политологи мира

Реальные факты

Учащиеся предполагали, что сроки восстановления составят от 20 до 30 лет

считали, что потребуется от 40 до 50 лет

Экономика страны в основном была восстановлена к 1950-1952 году

какой особенный фактор восстановления не учли западные эксперты?

Возможностей тоталитарного режима и особенностей русского менталитета.

  1. рефлексия (работа организуется индивидуально).

       В заключение мастерской учитель благодарит учащихся за то, что  они смогли увидеть и оценить трудовой подвиг советского человека, его энтузиазм и преданность Родине,  за то, что сумели понять, какой невероятно тяжелой ценой досталось стране это возрождение. Ценой нещадной эксплуатации советских людей, очередного обмана, репрессий со стороны тоталитарного режима. Следует подвести ребят к мысли о том, что наша история позволяет нам думать, размышлять и делать выводы и извлекать уроки. И в качестве рефлексии учащимся предлагается в рабочем листе закончить предложения:

  1. «Я горжусь…»
  2. «Мне горько…»

       В данном случае каждый работает самостоятельно, а затем  по желанию озвучиваются варианты записей. Ребятам необходимо время для раздумий и для осмысленного восприятия различных мнений в классе, поэтому, несмотря на незатейливость задания, оно занимает не менее 5-6 минут Варианты рефлексии этого урока были самыми различными, как мне кажется, в высшей степени откровенными, осознанными, прочувствованными.

  1. «Я горжусь трудовым подвигом советского народа». (Третьякова Мария)
  2. «Я горжусь стойкостью, мужеством советского народа, сумевшего сплотиться, победить фашистов и восстановить стану в кратчайшие сроки». (Иванов Сергей)
  3. «Я горжусь патриотизмом русского народа». (Яковлева Евгения)
  4. «Я горжусь героизмом и трудовым подвигом русского народа». (Овчинникова Ольга)
  5. «Я горжусь силой духа русского народа». (Алексеева Валентина)
  6. «Я горжусь моей Родиной». (Головкова Наталья)
  7. «Мне горько, что пришлось переступить через жизни многих людей, даже для достижения такой великой цели». (Головкова Наталья)
  8. «Мне горько, что в стране не учитывался человеческий фактор». (Казьмина Виктория)
  9. «Мне горько, что в послевоенное время трудности и лишения советскому народу принесло собственное правительство». (Лапко Татьяна)
  10.  «Мне горько, что грандиозные успехи восстановления достигнуты такими же грандиозными жертвами». (Филаретов Петр)
  11. «Мне горько, что восстановление было достигнуто в ущерб интересам народа». (Бугаев Павел)
  12.  «Мне горько, что государство закабалило людей, не предоставив им свободной и достойной жизни». (Овчинникова Ольга)
  13. «Мне горько, что государство пользовалось чрезмерной выносливостью и покорностью нашего народа». (Третьякова Мария)

  1. в качестве домашнего задания учащимся предлагается:

  1. напишите письмо от имени жителя Ленинграда или жителя деревни второй половины 40-х годов, отразив в нем особенности эпохи.
  2. возьмите интервью у старших членов семьи о послевоенной жизни.
  3. дайте прогноз на развитие культуры и международных отношений страны.
  4. ответьте на вопрос: какие уроки  мы можем извлечь из послевоенного периода советской истории?
  5. используйте для подготовки материала рабочего листа и учебника параграфа № 15.

Заключительная (организационная часть урока: домашнее задание, оценки) занимает 1-3 минуты.

Рабочий лист урока «Восстановление экономики СССР: от войны к миру».

  1. масштабы разрушений и жертв после Великой Отечественной войны. Итоги войны.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. прогноз западного эксперта о сроках восстановления советской экономики и разрушенного войной хозяйства:………………………………………………………
  2. темпы восстановления советской экономики.

Успехи восстановления

Неучтенные факторы.  Цена экономических побед.

1. переход к мирной экономике.

2. 1946 г первоочередное восстановление 15 городов. Комсомольский почин.

3. восстановление 6200 промышленных предприятий.

4. восстановление крупнейших электростанций.

5. Восстановление шахт Донбасса.

6.  восстановление металлургических и машиностроительных предприятий Украины и России.

7.  прокладка трех газопроводов.

8. становление новых промышленных районов.

9. масштабное индустриальное строительство в Казахстане и Средней Азии.

10. к 1950 г промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.

11. появление проектов агрогородов.

12. отмена трудовых условий военного времени.

13. 1947 г отмена карточек.

14. 1947 г денежная реформа.

15. с 1946 г повышение зарплаты и ежегодное снижение цен.

  1. какой особенный фактор восстановления не учли западные эксперты?……………..

…………………………………………………………………………………………………

  1. после сегодняшнего урока:

я горжусь………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

мне горько………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………..

домашнее задание:…………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока «Восстановление экономики СССР: от войны к миру».

  1. масштабы разрушений и жертв после Великой Отечественной войны. Итоги войны.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. прогнозы  о сроках восстановления советской экономики

Я думаю

Политологи мира

Реальные факты

  1. темпы восстановления советской экономики.

Успехи восстановления

Неучтенные факторы.  Цена экономических побед.

1. переход к мирной экономике.

2. 1946 г первоочередное восстановление 15 городов. Комсомольский почин.

3. восстановление 6200 промышленных предприятий.

4. восстановление крупнейших электростанций.

5. Восстановление шахт Донбасса.

6.  восстановление металлургических и машиностроительных предприятий Украины и России.

7.  прокладка трех газопроводов.

8. становление новых промышленных районов.

9. масштабное индустриальное строительство в Казахстане и Средней Азии.

10. к 1950 г промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.

11. появление проектов агрогородов.

12. отмена трудовых условий военного времени.

13. 1947 г отмена карточек.

14. 1947 г денежная реформа.

15. с 1946 г повышение зарплаты и ежегодное снижение цен.

  1. какой особенный фактор восстановления не учли западные эксперты?……………..

…………………………………………………………………………………………………

  1. после сегодняшнего урока:

я горжусь………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

мне горько………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………..

домашнее задание:………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока «Восстановление экономики СССР: от войны к миру».

  1. масштабы разрушений и жертв после Великой Отечественной войны. Итоги войны.

разрушено 1710 городов; уничтожено свыше 70 тыс. сел и деревень;разрушено 31850 заводов и фабрик; уничтожено 1135 шахт; разрушено 65 тыс. км железных дорог; приведено в негодность 16 тыс.паровозов, 428 тыс. вагонов; посевные площади сократились на 36,8 млн. га.; страна потеряла 30% национального богатства; прямые и косвенные потери составили около 50 млн. человек (27 млн.

  1. прогнозы  о сроках восстановления советской экономики

Я думаю

Политологи мира

Реальные факты

Учащиеся предполагали, что сроки восстановления составят от 20 до 30 лет

считали, что потребуется от 40 до 50 лет

Экономика страны в основном была восстановлена к 1950-1952 году

  1. темпы восстановления советской экономики.

Успехи восстановления

Неучтенные факторы.  Цена экономических побед.

1. переход к мирной экономике.

Возврат к довоенной модели экономики.

2. 1946 г первоочередное восстановление 15 городов. Комсомольский почин.

Полупринудительный оргнабор.

3. восстановление 6200 промышленных предприятий.

На легкую и пищевую промышленность приходится 20% капиталовложений. Это не удовлетворяло даже минимальные потребности населения.

4. восстановление крупнейших электростанций.

За счет бесплатного труда заключенных ГУЛАГа.

 Отсутствие материальных стимулов труда.

5. Восстановление шахт Донбасса.

6.  восстановление металлургических и машиностроительных предприятий Украины и России.

7.  прокладка трех газопроводов.

За счет репараций, полученных с Германии.

 За счет трудовых починов населения – движение «скоростников».

8. становление новых промышленных районов.

9. масштабное индустриальное строительство в Казахстане и Средней Азии.

За счет ранее эвакуированных ранее в эти районы предприятий и невозвращение их обратно.

За счет труда военнопленных.

10. к 1950 г промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.

Приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК.

11. появление проектов агрогородов.

Ухудшение жизни крестьян, практически бесплатный труд. Ограбление деревни. Перекачка средств из села в город. Отсутствие социальных гарантий для крестьян.

12. отмена трудовых условий военного времени.

Тяжелые условия труда; аварийное состояние предприятий.

13. 1947 г отмена карточек.

Повышение цен на товары массового спроса.

14. 1947 г денежная реформа.

Потеря сбережения большей частью населения, т.к. деньги хранились не в Сбербанке.

15. с 1946 г повышение зарплаты и ежегодное снижение цен.

Принудительные Госзаймы, снижавшие уровень жизни народа. Снижение цен за счет разницы в закупочной цене сельхозпродуктов, а так же на товары не массового спроса.

  1. какой особенный фактор восстановления не учли западные эксперты?………

…………………………………………………………………………………………………

  1. после сегодняшнего урока:

        

я горжусь:   «Я горжусь стойкостью, мужеством советского народа, сумевшего сплотиться, победить фашистов и восстановить стану в кратчайшие сроки». (Иванов Сергей)

  мне горько:  «Мне горько, что пришлось переступить через жизни многих людей, даже для достижения такой великой цели». (Головкова Наталья)

    домашнее задание: 

  1. напишите письмо от имени жителя Ленинграда или жителя деревни второй половины 40-х годов, отразив в нем особенности эпохи.
  2. возьмите интервью у старших членов семьи о послевоенной жизни.
  3. дайте прогноз на развитие культуры и международных отношений страны.
  4. ответьте на вопрос: какие уроки  мы можем извлечь из послевоенного периода советской истории?
  5. используйте для подготовки материала рабочего листа и учебника параграфа № 15.



Предварительный просмотр:

Промышленность.

1. в СССР демилитаризация экономики в основном была завершена к  концу 1946 года. Особенность ее состояла в том, что она носила частичный характер, так как  одновременно с сокращением удельного веса боевой продукции росли расходы на военно-промышленный комплекс и создание новых образцов оружия. В 1948 году в Челябинской области был запущен реактор по изготовлению плутония, а в следующем году СССР успешно испытал атомную бомбу. В 1953 году на Семипалатинском полигоне был произведен взрыв водородной бомбы. После массовой демобилизации армии (2,9 млн. чел. в 1948 году) ее численность вновь увеличивается: в начале 50-х она достигает 6 млн. чел. Прямые военные расходы поглощали тогда 25% бюджета, это в 2 раза меньше, чем в 1944 году.

Впервые за многие годы наметилась тенденция к широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Однако она проявилась лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса, где шел процесс разработки ядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники

2. Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, энергетической промышленности. В эти отрасли уходило 88% капиталовложений. На легкую и пищевую приходилось 12% капиталовложений.

в условиях конверсии легкая и пищевая промышленность продолжали финансироваться по остаточному принципу и далеко не полностью удовлетворяли даже минимальные запросы населения. Правда и здесь произошли положительные сдвиги. Был освоен массовый выпуск потребительских товаров: легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров. Быстро увеличивалась численность трудоспособного населения, занятого в промышленности, строительстве и транспорте. В рабочий класс широким потоком вливались новые  пополнения: подготовленная в фабрично-заводских и ремесленных училищах молодежь были отменены трудовые мобилизации военных лет. На смену им пришел полупринудительный оргнабор, проводившийся с 1946 года государственными органами преимущественно среди жителей деревни.

3. промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 году превзошло довоенные показатели на 73%. Этот рост основывался на:

  1. высокой мобилизационной способности директивной экономики, на еще не исчерпанных возможностях экстенсивного развития (новое строительство, дополнительные топливные ресурсы, сырье)
  2. трудовом подвижничестве народа. Миллионов людей, истосковавшиеся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Этот трудовой подвиг был облачен властями в соцсоревнование и сыграл огромную роль в возрождении страны.
  3. Бесплатном труде многомиллионной армии советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев).
  4. Репарациях с Германии (материальные ценности на сумму 4,3 млрд. дол.) они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности.
  5. Традиционной перекачке средств из аграрного сектора в промышленный.

  1. Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, текучестью рабочих кадров. Компенсировались эти издержки перекачкой средств их деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г.Борткевич, в феврале 1948 года на токарном станке он выполнил 13 дневную норму. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального стимулирования труда, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких показателей без дополнительных вложений.

5.  в августе 1945 года правительство поручило Госплану (Н.Вознесенский) подготовить проект  четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. При обсуждении допускалось существование мелких частных крестьянских хозяйств и кустарей, основанных на личном труде.  Звучали идеи о необходимости децентрализации экономики, предоставления больших прав регионам, внедрение самофинансирования и хозрасчета. Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 года о продолжении взятого перед войной курса на построение коммунизма. Это означало возврат к довоенной модели управления экономикой. Сталинская модель построения коммунизма распространились и на страны Восточной Европы. Эти страны получали огромную материальную помощь со стороны СССР.  С 1945 по 1952 год сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

Сельское хозяйство.

  1. ослабленным вышло из войны сельское хозяйство. Его объем в 1945 году составлял лишь 60% от довоенного. Засуха 1946 году еще больше усугубила положение. Однако неэквивалентный обмен между городом и деревней         продолжался. Через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть – зерна, двадцатую – мяса. Крестьяне, работая в колхозе ничего, не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государство нанесло удар.  За три послевоенных года в пользу колхозов были прирезаны 10 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано в  качестве налога за землю сдавать государству мясо, молоко, шерсть и т.д. в 1948 году колхозникам было рекомендовано продать государству мелкий скот, это вызвало массовый забой скота.
  2. сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу колхозников: фактически они не имели паспорта, не получали пособие по временной нетрудоспособности, были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа больно ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. К концу четвертой пятилетки бедственное положение колхозов потребовало их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (эффективного, т.к. состоявшего из членов одной семьи) было рекомендовано развивать бригадный метод работы. Это вызвало волну недовольства крестьян. Затем последовало укрупнение колхозов и сокращение крестьянских наделов.

  1. в 1947 году началась компания по укрупнению колхозов. За пять лет их число сократилось в 3 раза и достигло 94 тысяч.  По прежнему 85% колхозов не имели электричества. Не способствовала укреплению сельского хозяйства и компания по массовому разрушению единоличных крестьянских подворий в республиках Прибалтики, Молдавии, западной Украины и Белоруссии. На них обрушилась волна массовой насильственной коллективизации. 900 тыс. раскулаченных были сосланы в Сибирь, хуторские хозяйства были заброшены и разорены.
  2. Сталин не желал замечать очевидного кризиса проводимой им аграрной политики и отвергал все осторожные рекомендации своего окружения смягчить режим в деревне. Об одном таком случае поведал Н.Хрущев: «вскоре после окончания войны я ездил в деревню, где родился, там зашел к двоюродной сестре. У нее был сад. Я сказал, что у нее замечательные яблони. На что он ответила, что осенью срубит их, потому что приходиться платить большие налоги и иметь сад не выгодно. Об этом разговоре я рассказал Сталину, добавив, что колхозники рубят сады. На что Сталин мне ответил, что я народник и теряю пролетарское чутье».
  3. в  своей работе «Экономические проблемы социализма» Сталин считал, что двумя приоритетами должны оставаться развитие тяжелой промышленности и преобразование сельского хозяйства в государственную собственность (совхозы). Он утверждал, что колхозы, как собственники своей продукции – временная, переходная форма. Первоочередной считалась задача повышения колхозной собственности до общенародной, т.е. государственной. Сталин выступал против того, чтобы цены (особенно на сельхозпродукцию) основывались на реальной стоимости, возражал против любых уступок рынку. В результате колхозы обрекались на хроническую убыточность.

Уровень жизни.

  1. в декабре 1947 года была проведена денежная реформа, носившая в целом конфискационный характер. Деньги менялись в соотношении 10 старых рублей к одному новому. Более щадящий режим предусматривался для денег, хранящихся на счетах в банках. Но эта льгота коснулась не многих, т.к. основная масса денег хранилась в «кубышках» у граждан, а лишь незначительная часть в банках. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию, стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Большое значение имела отмена карточной системы распределения.

  1. после денежной реформы и отмены карточек правительство приступило к повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к снижению розничных цен на товары широкого потребления. Это снижение проводилось ежегодно с 1948 по 1954 год. Правда, в тоже самое время реализовывалась программа принудительного распространения государственных займов, на покупку которых уходило в среднем 1,5 зарплаты в месяц. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее, размер заработной платы повышался и к 1952 он составлял 94% довоенного уровня.
  2. после денежной реформы 1947 года при средней зарплате 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 рубля, мяса – 28-32 рубля, сливочного масла – более 60 рублей, десятка яиц – около 11 рублей. Чтобы купить шерстяной костюм, надо было потратить зарплату за 3 месяца. Многие семьи по-прежнему жили в землянках, бараках, трудились порой под открытым небом.

  1. 33 млн. колхозников кормили 200 млн. жителей страны, сами при этом недоедали и голодали. Для того чтобы купить килограмм масла колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозник получал 4 копейки, в Калужской и Тульской – 1 копейку. В среднем колхозники в начале 50-х получали 16,4 рубля в месяц (почти в четыре раза меньше рабочих и служащих).

  1. в 1948 году государство объявило о 20% снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велосипеды, табак, автомобили. Учитывая данные о принудительном, бесплатном труде, о заниженном уровне оплаты сельскохозяйственной продукции нетрудно объяснить механизм снижения цен. Так же легко соотнести возможности населения в покупке этих товаров и их жизненную ценность, и актуальность для населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

Урок "Экономика СССР в 20-е годы 20 века"

Урок предназаначен для 9 класса и позволяет в доступной форме разобрать сложную тему....

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. СССР накануне войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

Урок "Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны"

Разработка включает в себя конспект и презентацию для проведения урока в 9 классе...

Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"

    Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики  - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает &qu...

Разработка урока по истории в 9 классе "Восстановление экономики СССР в послевоенный период"

В нашей стране действуют несколько мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», которые позволяют расширить возможности учителя истории в изучении программного материал...