Главные вкладки

    Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"
    план-конспект урока по истории по теме

    Цыдыпова Марина Николаевна

          Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики  - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает "новые информационные технологии и Интернет".)  Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем информации. У студентов формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой, а вместе с тем развивается интерес к изучению истории. Использование компьютеров позволяет повысить уровень и качество преподавания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc95.5 КБ
    Microsoft Office document icon 4_gruppa.doc46 КБ
    Microsoft Office document icon 3_gruppa.doc29 КБ
    Microsoft Office document icon 2_gruppa.doc35 КБ
    Microsoft Office document icon 1_gruppa.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Копия Лого_БРТС_и_ГХ

    ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства»

    Методическая разработка урока

    Учебная часть

    УТВЕРЖДАЮ

    Зам. директора поУР

     ГОУ СПО БРТСиГХ

     _____________Э.Л.Хамагаева

    «___» ______________ 20__ г.

      Тема урока: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру.

    1945-1950гг"

    СОГЛАСОВАНО

    Председатель ПЦК

    _____________Островская И.Л,

       «___» ________________2013г.

     

    г. УЛАН-УДЭ

     2013

    Тема урока: СССР в 1945-1953гг.: от войны к миру

    Цели урока: 

    • Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны 
    • Задачи урока:
    1. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
    2. Продолжить формирование общих компетенций.
    3. Формировать гражданскую позицию студента, его осознанного отношения к Отечественной истории.

    Тип урока: Урок-проект с использованием НИТИ - методики

    Оборудование урока:

    1. Компьютеры. Доступ к интернету.
    2. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.
    3. Кадры из кинофильма «Кубанские казаки»
    4. Рабочие листы для самостоятельной работы.

    План урока.

    1. Мотивация. Введение в тему.
    2. Изучение нового материала:
    • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
    • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
    • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    • Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
    • Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

    (Работа в группах, выступления студентов по предложенным темам, презентация).

    1. Рефлексия. (Обсуждение, решение проблемных вопросов, самооценка работы).
    2. Домашнее задание.

    Ход урока

    I. Введение в тему.  Учитель. Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.

    – Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

    Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.             Презентация, слайд 1 

    Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

    Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

    – Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

    Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

    1. Перевод страны на мирные рельсы. (Конверсия)
    2. Восстановление экономики СССР.                                              Презентация, слайд 2

    Учитель формулирует тему урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950гг"                                                                                     Презентация, слайд 3

    План изучения нового материала:

    1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
    2. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
    3. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
    5. Уровень жизни в СССР в 1945-1953 гг.                                               Презентация, слайд 4

    II. Изучение нового материала.

    1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

    Учитель. Дискуссии о вариантах послевоенного развития экономики. Медленный. Быстрый. Победила точка зрения Сталина.                              Презентация, слайд 5

    Изучение 2-5 вопросов новой темы строится на основе групповой работы.

    Группа делится на 4 группы, каждая из которых получает задание.

    Условия работы в группах:

    1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
    2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух-пяти слайдов.

    1 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

    1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
    • Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
    • Укажите трудности восстановительного периода.
    • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
    • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    2 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
    • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
    • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    3 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
    • Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
    • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    4 группа. Задание. Покажите уровень жизни населения СССР в 1945-1953 гг.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни».
    • Охарактеризуйте уровень жизни после войны.
    • Покажите изменения быта советского человека.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

    Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

    III. Рефлексия.

    Обсуждение проблемных заданий.

    – Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?                                 Презентация, слайд 6

    – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли. 

    – Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период?

    Презентация, слайд 7

    Подведение работы студентов на уроке:

    Я горжусь………………………………………………..

    Мне горько……………………………………………

    IV. Домашнее задание. Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки послевоенной экономики»



    Предварительный просмотр:

    4 группа

    Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

    Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны».

    1. Охарактеризуйте уровень жизни населения.
    2. Покажите изменения быта советского человека.

      На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

    Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно  превышать 3 минут.

    Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны

      Задачи: Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946—1950 гг. предусматривал подъем жизненного уровня народа: 

    1. снижение цен на все товары,
    2. рост заработной платы,
    3. большое жилищное и культурно-бытовое строительство,
    4. расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.

      После войны вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы.

     Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа.

      Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены. После денежной реформы 1947 года при средней зарплате 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 рубля, мяса – 28-32 рубля, сливочного масла – более 60 рублей, десятка яиц – около 11 рублей. Чтобы купить шерстяной костюм, надо было потратить зарплату за 3 месяца. в 1948 году государство объявило о 20% снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велосипеды, табак, автомобили. Учитывая данные о принудительном, бесплатном труде, о заниженном уровне оплаты сельскохозяйственной продукции нетрудно объяснить механизм снижения цен. Так же легко соотнести возможности населения в покупке этих товаров и их жизненную ценность, и актуальность для населения.

      В 1947-1948 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. На протяжении всех первых послевоенных лет наблюдался рост номинальной зарплаты в промышленности (1945-1950 гг. - 8% в год; 1950-1953 гг. - 2,3% в год). Медленно, но повышался уровень потребления населения (анализ показывает, что уровень потребления довоенного 1940 г. был достигнут в 1951 г.).

      Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. 33 млн. колхозников кормили 200 млн. жителей страны, сами при этом недоедали и голодали. Для того чтобы купить килограмм масла колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозник получал 4 копейки, в Калужской и Тульской – 1 копейку. В среднем колхозники в начале 50-х получали 16,4 рубля в месяц (почти в четыре раза меньше рабочих и служащих). Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п. Деревня резко отставала от города условиями жизни. Многие колхозы годами не выдавали работникам на трудодень ни одной копейки. Крестьяне не имели паспортов и, по сути, принудительно прикреплялись к земле. До середины 50-х годов отсутствовало пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников.  

      Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Многие семьи по-прежнему жили в землянках, бараках, трудились порой под открытым небом.Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. — 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения — в коммунальных квартирах.

         

    Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.

    Какие цены были в 1947 г. (год денежной реформы) на основные продукты питания и товары народного потребления и какими они стали через шесть лет (в год смерти Сталина), явствует из приведенной ниже таблицы. Цены в Сталинских руб

    Наименование продуктов и товаров

    1947

    1953

    Снижение
    цен

    Хлеб черный

    3 руб.

    1 руб.

    в 3 раза

    Мясо (говядина)

    З0 руб.

    12 руб. 50 коп.

    в 2,4 раза

    Молоко (1 л)

    3 руб.

    2 руб. 24 коп.

    в 1,3 раза

    Масло сливочное

    64 руб.

    27 руб.80 коп.

    в 2,3 раза

    Сахар-рафинад

    15 руб.

    9 руб. 40 коп.

    в 1,6 раза

    Шерстяная ткань (1 м)

    269 руб.

    113 руб.

    в 2,5 раза






    Предварительный просмотр:

    3 группа

    Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

    Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».

    • Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
    • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.

    На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

    Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    Денежная реформа 1947г

     

       В декабре 1947г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

    С 15 декабря старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении 1:1).

     Причины провести реформу были достаточно серьезными:

    1.Во время войны печатный станок трудился усердно. По подсчетам специалистов, если накануне войны в обращении находилось 18,4 миллиарда рублей, то к 1 января 1946 года – 73,9 миллиарда рублей, или в 4 раза больше. Денег выпустили больше, чем нужно было для товарооборота, так как цены были фиксированными и большая часть продукции распределялась по карточкам. 2.Вместе с тем значительная часть денежных средств осела у спекулянтов. Их-то государство и решило избавить от нажитого отнюдь не непосильным трудом. Официальная советская пропаганда подавала денежную реформу 1947 года как удар по спекулянтам, которые нажились в трудные военные и послевоенные годы. 3. Наряду с рейхсмарками рубль имел хождение на оккупированных территориях. Более того, власти Германии печатали фальшивые советские рубли, которыми, в частности, платили зарплаты. После войны эти фальшивки было необходимо изъять из оборота.

     

      Госбанк СССР в течение недели (в отдаленных районах страны – двух недель) производил обмен денежной наличности на новые рубли. Наличные деньги менялись на вновь выпущенные из расчета 10:1. Вклады населения в сберкассы переоценивались в зависимости от размера: до 3000 рублей – один к одному; от 3000 до 10 000 – три старых рубля на два новых, а свыше 10 000 – два к одному.

    Итоги

    Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

    Учитывая короткие сроки проведения реформы и состояние инфраструктуры, некоторые люди чисто физически не успели предъявить деньги к обмену. В результате реформа ударила в первую очередь по сельскому населению



    Предварительный просмотр:

    2 группа

    Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

    Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».

    1. Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    2. Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни.
    3. Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.

    На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

    Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    Сельское хозяйство после Великой Отечественной войны

    Задачи: 

    Восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие  сельскохозяйственного производства в целом. Объем  сельскохозяйственного производства  должен был, по сравнению с довоенным, возрасти на 27%.

     

    Трудности после войны в восстановлении сельского хозяйства.

    а)  Сокращение посевных площадей на 32%.

    б)  Ослабление материально-технической базы.

    в)  Ослабление транспорта, в основном использовался гужевой транспорт.

    г)   Нехватка специалистов, а также, рабочих рук – мужчин.  

     Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери.

    Методы и пути восстановления сельского хозяйства: 

     Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность. «Вся деятельность колхозов и совхозов жестоко регламентировалась «сверху». После февральского (1947г.) Пленума ЦК колхозы фактически были лишены права решать не только сколько, но и что сеять. Специальным пунктом предписывались даже даты подъема чистых паров: на Юге и Северном Кавказе – не позднее 20 мая, а в остальных районах – к 10 июня.

          Жители деревни мало что получали за свой труд в общественном производстве, кормились с приусадебных участков. С них же они платили и натуральную повинность, которую взимало около 1 млн. заготовителей. В 1953 году каждый колхозный двор был обязан сдать государству от 40 до 60 кг мяса, от 100 до 250 кг молока, десятки яиц, шерсть и т.п. по существу приусадебное хозяйство колхозников кормило страну мясом, молоком и картофелем. Лишь в производстве зерна и технических культур первенство оставалось за колхозом и совхозами.

        Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.

        Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

         

    Итоги: В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.

     К концу пятилетки выросло производство зерна, хлопка, льна, сахарной свеклы, масличных и кормовых культур, положительные сдвиги наметились в развитии животноводства. Однако сельское хозяйство СССР еще серьезно отставало от темпов общего хозяйственного развития страны.

     Таким образом, грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок сельского хозяйства.



    Предварительный просмотр:

    1 группа

    Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

    Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».

    1. Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
    2. Укажите трудности восстановительного периода.
    3. Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
    4. Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.

     На основе полученной информации создайте презентацию из 5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

    Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    Промышленность

    Проекты и планы

      IV пятилетний план (1946-1950 гг) предусматривал достичь довоенного уровня по основным промышленным показателям к 1948 г., а к концу пятилетки - превысить показатели на 48 %. (В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.)

    В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач:

    1. переход с военного производства на выпуск мирной продукции - КОНВЕРСИЯ
    2. восстановление разрушенных предприятий;
    3. расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

     

      В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности — на 30%.

      Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям тяжелой промышленности: машиностроению, металлургии, энергетической промышленности. В эти отрасли уходило 88% капиталовложений.

    К 1950г. были полностью восстановлены громадные предприятия тяжелой индустрии, восстановлены Кировский завод, Сталинградский тракторный, Днепрогэс, Ростсельмаш, Донбасс и т.д. В 1946г. вступил в строй первый газопровод Саратов-Москва, началась газификация квартир в Москве.

    Трудности

     Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, текучестью рабочих кадров.

     Не были приняты меры материального стимулирования труда, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких показателей без дополнительных вложений.

    Итоги

    Промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 году превзошло довоенные показатели на 73%.

    Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.

    В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня. 

    Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 году

    Источники

    1. высокая мобилизационная способность директивной экономики, экстенсивное развития (новое строительство, дополнительные топливные ресурсы, сырье)
    2. трудовое подвижничество народа. Миллионы людей, истосковавшиеся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Этот трудовой подвиг был облачен властями в соцсоревнование и сыграл огромную роль в возрождении страны. Они активно участвовали в многочисленных трудовых коммунах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.),
    3. Бесплатный труд многомиллионной армии советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев).
    4. Репарации  с Германии (материальные ценности на сумму 4,3 млрд. дол.) они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности.
    5. Традиционная перекачка средств из аграрного сектора в промышленный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

    Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

    методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

    Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

    Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

    План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

    Пути модернизации экономики СССР в конце 1920-середине 1930-х гг.Социалистическая индустриализация

    Данная презентация(План-конспект урока) содержит базовую информацию для подготовки к ГИА (ОГЭ) по Истории России. Для создания данного учебного материала использовались програмные методические материа...

    Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"

    Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам те...