Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"
план-конспект урока по истории по теме

Цыдыпова Марина Николаевна

      Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики  - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает "новые информационные технологии и Интернет".)  Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем информации. У студентов формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой, а вместе с тем развивается интерес к изучению истории. Использование компьютеров позволяет повысить уровень и качество преподавания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc95.5 КБ
Microsoft Office document icon 4_gruppa.doc46 КБ
Microsoft Office document icon 3_gruppa.doc29 КБ
Microsoft Office document icon 2_gruppa.doc35 КБ
Microsoft Office document icon 1_gruppa.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Копия Лого_БРТС_и_ГХ

ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства»

Методическая разработка урока

Учебная часть

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора поУР

 ГОУ СПО БРТСиГХ

 _____________Э.Л.Хамагаева

«___» ______________ 20__ г.

  Тема урока: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру.

1945-1950гг"

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК

_____________Островская И.Л,

   «___» ________________2013г.

 

г. УЛАН-УДЭ

 2013

Тема урока: СССР в 1945-1953гг.: от войны к миру

Цели урока: 

  • Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны 
  • Задачи урока:
  1. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
  2. Продолжить формирование общих компетенций.
  3. Формировать гражданскую позицию студента, его осознанного отношения к Отечественной истории.

Тип урока: Урок-проект с использованием НИТИ - методики

Оборудование урока:

  1. Компьютеры. Доступ к интернету.
  2. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.
  3. Кадры из кинофильма «Кубанские казаки»
  4. Рабочие листы для самостоятельной работы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему.
  2. Изучение нового материала:
  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  • Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

(Работа в группах, выступления студентов по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Обсуждение, решение проблемных вопросов, самооценка работы).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему.  Учитель. Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.             Презентация, слайд 1 

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы. (Конверсия)
  2. Восстановление экономики СССР.                                              Презентация, слайд 2

Учитель формулирует тему урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950гг"                                                                                     Презентация, слайд 3

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  3. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Уровень жизни в СССР в 1945-1953 гг.                                               Презентация, слайд 4

II. Изучение нового материала.

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

Учитель. Дискуссии о вариантах послевоенного развития экономики. Медленный. Быстрый. Победила точка зрения Сталина.                              Презентация, слайд 5

Изучение 2-5 вопросов новой темы строится на основе групповой работы.

Группа делится на 4 группы, каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух-пяти слайдов.

1 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

2 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Покажите уровень жизни населения СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни».
  • Охарактеризуйте уровень жизни после войны.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?                                 Презентация, слайд 6

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли. 

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период?

Презентация, слайд 7

Подведение работы студентов на уроке:

Я горжусь………………………………………………..

Мне горько……………………………………………

IV. Домашнее задание. Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки послевоенной экономики»



Предварительный просмотр:

4 группа

Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны».

  1. Охарактеризуйте уровень жизни населения.
  2. Покажите изменения быта советского человека.

  На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно  превышать 3 минут.

Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны

  Задачи: Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946—1950 гг. предусматривал подъем жизненного уровня народа: 

  1. снижение цен на все товары,
  2. рост заработной платы,
  3. большое жилищное и культурно-бытовое строительство,
  4. расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.

  После войны вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы.

 Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа.

  Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены. После денежной реформы 1947 года при средней зарплате 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 рубля, мяса – 28-32 рубля, сливочного масла – более 60 рублей, десятка яиц – около 11 рублей. Чтобы купить шерстяной костюм, надо было потратить зарплату за 3 месяца. в 1948 году государство объявило о 20% снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велосипеды, табак, автомобили. Учитывая данные о принудительном, бесплатном труде, о заниженном уровне оплаты сельскохозяйственной продукции нетрудно объяснить механизм снижения цен. Так же легко соотнести возможности населения в покупке этих товаров и их жизненную ценность, и актуальность для населения.

  В 1947-1948 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. На протяжении всех первых послевоенных лет наблюдался рост номинальной зарплаты в промышленности (1945-1950 гг. - 8% в год; 1950-1953 гг. - 2,3% в год). Медленно, но повышался уровень потребления населения (анализ показывает, что уровень потребления довоенного 1940 г. был достигнут в 1951 г.).

  Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. 33 млн. колхозников кормили 200 млн. жителей страны, сами при этом недоедали и голодали. Для того чтобы купить килограмм масла колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозник получал 4 копейки, в Калужской и Тульской – 1 копейку. В среднем колхозники в начале 50-х получали 16,4 рубля в месяц (почти в четыре раза меньше рабочих и служащих). Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п. Деревня резко отставала от города условиями жизни. Многие колхозы годами не выдавали работникам на трудодень ни одной копейки. Крестьяне не имели паспортов и, по сути, принудительно прикреплялись к земле. До середины 50-х годов отсутствовало пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников.  

  Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Многие семьи по-прежнему жили в землянках, бараках, трудились порой под открытым небом.Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. — 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения — в коммунальных квартирах.

     

Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.

Какие цены были в 1947 г. (год денежной реформы) на основные продукты питания и товары народного потребления и какими они стали через шесть лет (в год смерти Сталина), явствует из приведенной ниже таблицы. Цены в Сталинских руб

Наименование продуктов и товаров

1947

1953

Снижение
цен

Хлеб черный

3 руб.

1 руб.

в 3 раза

Мясо (говядина)

З0 руб.

12 руб. 50 коп.

в 2,4 раза

Молоко (1 л)

3 руб.

2 руб. 24 коп.

в 1,3 раза

Масло сливочное

64 руб.

27 руб.80 коп.

в 2,3 раза

Сахар-рафинад

15 руб.

9 руб. 40 коп.

в 1,6 раза

Шерстяная ткань (1 м)

269 руб.

113 руб.

в 2,5 раза






Предварительный просмотр:

3 группа

Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».

  • Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.

На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

Денежная реформа 1947г

 

   В декабре 1947г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

С 15 декабря старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении 1:1).

 Причины провести реформу были достаточно серьезными:

1.Во время войны печатный станок трудился усердно. По подсчетам специалистов, если накануне войны в обращении находилось 18,4 миллиарда рублей, то к 1 января 1946 года – 73,9 миллиарда рублей, или в 4 раза больше. Денег выпустили больше, чем нужно было для товарооборота, так как цены были фиксированными и большая часть продукции распределялась по карточкам. 2.Вместе с тем значительная часть денежных средств осела у спекулянтов. Их-то государство и решило избавить от нажитого отнюдь не непосильным трудом. Официальная советская пропаганда подавала денежную реформу 1947 года как удар по спекулянтам, которые нажились в трудные военные и послевоенные годы. 3. Наряду с рейхсмарками рубль имел хождение на оккупированных территориях. Более того, власти Германии печатали фальшивые советские рубли, которыми, в частности, платили зарплаты. После войны эти фальшивки было необходимо изъять из оборота.

 

  Госбанк СССР в течение недели (в отдаленных районах страны – двух недель) производил обмен денежной наличности на новые рубли. Наличные деньги менялись на вновь выпущенные из расчета 10:1. Вклады населения в сберкассы переоценивались в зависимости от размера: до 3000 рублей – один к одному; от 3000 до 10 000 – три старых рубля на два новых, а свыше 10 000 – два к одному.

Итоги

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Учитывая короткие сроки проведения реформы и состояние инфраструктуры, некоторые люди чисто физически не успели предъявить деньги к обмену. В результате реформа ударила в первую очередь по сельскому населению



Предварительный просмотр:

2 группа

Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».

  1. Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  2. Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни.
  3. Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.

На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

Сельское хозяйство после Великой Отечественной войны

Задачи: 

Восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие  сельскохозяйственного производства в целом. Объем  сельскохозяйственного производства  должен был, по сравнению с довоенным, возрасти на 27%.

 

Трудности после войны в восстановлении сельского хозяйства.

а)  Сокращение посевных площадей на 32%.

б)  Ослабление материально-технической базы.

в)  Ослабление транспорта, в основном использовался гужевой транспорт.

г)   Нехватка специалистов, а также, рабочих рук – мужчин.  

 Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери.

Методы и пути восстановления сельского хозяйства: 

 Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность. «Вся деятельность колхозов и совхозов жестоко регламентировалась «сверху». После февральского (1947г.) Пленума ЦК колхозы фактически были лишены права решать не только сколько, но и что сеять. Специальным пунктом предписывались даже даты подъема чистых паров: на Юге и Северном Кавказе – не позднее 20 мая, а в остальных районах – к 10 июня.

      Жители деревни мало что получали за свой труд в общественном производстве, кормились с приусадебных участков. С них же они платили и натуральную повинность, которую взимало около 1 млн. заготовителей. В 1953 году каждый колхозный двор был обязан сдать государству от 40 до 60 кг мяса, от 100 до 250 кг молока, десятки яиц, шерсть и т.п. по существу приусадебное хозяйство колхозников кормило страну мясом, молоком и картофелем. Лишь в производстве зерна и технических культур первенство оставалось за колхозом и совхозами.

    Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.

    Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

     

Итоги: В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.

 К концу пятилетки выросло производство зерна, хлопка, льна, сахарной свеклы, масличных и кормовых культур, положительные сдвиги наметились в развитии животноводства. Однако сельское хозяйство СССР еще серьезно отставало от темпов общего хозяйственного развития страны.

 Таким образом, грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок сельского хозяйства.



Предварительный просмотр:

1 группа

Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».

  1. Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  2. Укажите трудности восстановительного периода.
  3. Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  4. Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.

 На основе полученной информации создайте презентацию из 5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

Промышленность

Проекты и планы

  IV пятилетний план (1946-1950 гг) предусматривал достичь довоенного уровня по основным промышленным показателям к 1948 г., а к концу пятилетки - превысить показатели на 48 %. (В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.)

В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач:

  1. переход с военного производства на выпуск мирной продукции - КОНВЕРСИЯ
  2. восстановление разрушенных предприятий;
  3. расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

 

  В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности — на 30%.

  Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям тяжелой промышленности: машиностроению, металлургии, энергетической промышленности. В эти отрасли уходило 88% капиталовложений.

К 1950г. были полностью восстановлены громадные предприятия тяжелой индустрии, восстановлены Кировский завод, Сталинградский тракторный, Днепрогэс, Ростсельмаш, Донбасс и т.д. В 1946г. вступил в строй первый газопровод Саратов-Москва, началась газификация квартир в Москве.

Трудности

 Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, текучестью рабочих кадров.

 Не были приняты меры материального стимулирования труда, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких показателей без дополнительных вложений.

Итоги

Промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 году превзошло довоенные показатели на 73%.

Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.

В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня. 

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 году

Источники

  1. высокая мобилизационная способность директивной экономики, экстенсивное развития (новое строительство, дополнительные топливные ресурсы, сырье)
  2. трудовое подвижничество народа. Миллионы людей, истосковавшиеся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Этот трудовой подвиг был облачен властями в соцсоревнование и сыграл огромную роль в возрождении страны. Они активно участвовали в многочисленных трудовых коммунах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.),
  3. Бесплатный труд многомиллионной армии советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев).
  4. Репарации  с Германии (материальные ценности на сумму 4,3 млрд. дол.) они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности.
  5. Традиционная перекачка средств из аграрного сектора в промышленный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

методическая разработка урока технологии 8 кл. «Экономика приусадебного участка»

Содержит технологическую карту урока, соответствует ФГОС. В логике проблемного обучения....

Урок "Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период"

Урок изучения нового материала. На примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий....

Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"

Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....

презентация к уроку "Восстановление народного хозяйства в СССР после войны"

Презентация к уроку истории "Восстановление народного хазяйства в СССР после войны", предполагающую групповую работу по технологии сотрудничество...

конспект урока по теме "Восстановление текста"

Конспект урока в 9 классе  «Восстановление текста»Цель: отработка навыков по переработке текста....

Урок на тему: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы

Открытый урок истории 11 классаТема: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы...