Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, есть перечень методической литературы и указаны номера уроков с темами бесед по профориентационной работе с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9a_rup_emer_m.v._kutuzov.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю                                 Согласовано                                 Рассмотрено

директор школы:                         председатель НМС:                         на заседании ШМО

________ Е.В.Малафеева                ________ Суханова О.В.                 ________ Суходолина Т.В.

Приказ № 344от 24.08.2016г.        протокол заседания НМС                 протокол заседания ШМО

                                                  № 3 от  23.08. 2016г.                        №3 от  10.06. 2016г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для   9а класса

                                         на 2016-2017 учебный год

                                 Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю

                                 Учитель:  Эмер Марина Витальевна

                                 Высшая квалификационная категория

г. Радужный

Пояснительная записка

       Рабочая  программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и примерной программы для основного общего образования.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы рабочей  программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая  программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом,  детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в рабочей программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

       В 9 классе на передний план выдвигаются задачи

  • развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
  • совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

 Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

В 9 классе учащиеся должны написать не менее 3 сочинений (из них 2 аудиторных сочинения).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

 Главные цели ступени основного общего образования

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Литература»

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к подготовке выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, А.С.Грибоедова и др.
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

        уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Отбор педагогических методов и приёмов диктуется интеллектуальными  возможностями данного 9 класса. Предпочтение отдается поисковой деятельности, где привлекаются сведения из различных источников; самостоятельному анализу  информации; решению нестандартных задач; поиск путей  выхода из проблемных учебных ситуаций; планированию собственной деятельности и осмыслению результатов, выявлению закономерностей, соотношений, связей.  Это способствует развитию мыслительной деятельности, творческому воображению, нахождению нестандартных путей решения задач. Эвристические задания стали обязательным элементом уроков литературы не только потому, что изучение предмета происходит глубже,  доступнее представляются литературные процессы. Сама структура эвристического задания привлекает учеников, интригует и побуждает к действию.

Многие современные олимпиады по литературе  стали включать поисковые и эвристические задания, которые формируются именно по принципу  интерес – побуждение – действие-результат.

Стали обязательными Уроки творчества, которые способствуют раскрытию способностей. Учащиеся пробуют себя в роли поэтов, писателей, драматургов, сценаристов. Результаты участия ребят  в творческих конкурсах различного уровня позволяют говорить о  продуктивности уроков данной направленности.

Содержание учебного курса «Литература» 9 класс

Повторение. 10 часов.

Литературные роды и жанры. Возникновение и развитие.  Литература и фольклор.

Литература средних веков и эпохи Возрождения. 11 часов.

Любовная лирика средневековых поэтов. У. Бакалариа «Вместо нежного привета». Р.Фенис «Должно быть сам себе…». У. Шекспир «Ромеои Джульетта». М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

Литература эпохи Просвещения. 5 часов.

Мольер «Тартюф».

Человек в литературе Просвещения. Культура эпохи просвещения.

Литература 19 века. 57 часов.

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». «Капитанская дочка» «Медный всадник». «Евгений Онегин».

А.С.Грибоедов «Горе от ума».

М.Ю.Лермонтов Лирика. «Смерть поэта». «Бородино». «Дума». «Парус». «Молитва».

«Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. «Ревизор». «Шинель». «Мертвые души».  Тема «маленького человека» в русской литературе.

И.С.Тургенев. Провести. «Ася».

Н.А.Некрасов. Лирика. «Тройка». Поэмы «Коробейники». «Мороз, красный нос». «Кому на Руси жить хорошо».

Л.Н.Толстой. «Притча Платона Каратаева» из романа «Война и мир».

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». «Белые ночи».

А.П.Чехов «Студент». Пьеса «Чайка».

Европейская литература 19 века. О.Уальд «Кентервильское привидение»

Литература  20 века. 19 часов.

И.А.Бунин «Темные аллеи».

М.А.Булгаков «Собачье сердце». «Белая гвардия». «Бег».

М.А. Шолохов «Судьба человека»

А.Ахматова. Лирика. М.Цветаева. Лирика.

Б. Пастернак. Лирика. О.Мандельштам. Лирика.

Б.Васильев. «А зори здесь тихие».

Современная русская проза: В.И.Белов, В.П.Астафьев. В.Г.Распутин.


Календарно-тематическое планирование. Литература 9 класс

 урока

Разделы и темы

Дата

ЗУН, ОУУН

Виды и формы

контроля

План

Факт

Повторение. 10 часов

1

Пролог. Жанры литературы.

Знать о литературных родах и жанрах. Уметь определять жанровородовую принадлежность произведения литературы и фольклора; сопоставлять жанры фольклора и литературы; самостоятельно составлять памятку–схему «Приметы жанра»

Памятка «Приметы жанра...»

2

Возникновение и развитие жанров литературы и фольклора.

3

Литературные роды и жанры.

4

Возникновение и развитие родов литературы.

5

Человек в литературе.

Знать понятия народная сказка, литературная сказка; и их отличия.

Уметь самостоятельно готовить материал к семинару; исследовать, сравнивать фрагменты народных и литературных  сказок, делать выводы о характере героя; определять авторскую позицию; анализировать текст; выполнять различные творческие работы.

Устное монологическое высказывание на заданную тему

6

 Человек в литературе.

7

Литературные традиции.

Знать о преемственности литературы и фольклора; о жизни фольклорных традиций в произведениях древнерусской и русской литературы; о развитии традиций в литературном процессе.

Уметь показать традиции и новаторство в содержании и форме литературного произведения; традиций духовной литературы в литературе нового времени; интерпретировать художественное произведение разными способами.

Устное монологическое высказывание на заданную тему

8

Литературные традиции.

9

Автор – образ – читатель.

10

Контрольная работа

по произведениям, изученным

в 8 классе.

Контроль знаний, умений

Входящий контроль:

комплексная работа

Литература средних веков и эпохи Возрождения. 11 часов

11

Анализ контрольной работы.

Литература и культура Средневековья.

Знать содержание статьи учебника; особенности культуры Возрождения; содержание изучаемых произведений.

Уметь работать со статьей учебника; выполнять творческие задания (мини-эссе); подготовить и представить доклад, высказать мнение о прослушанном докладе.

Работа над ошибками

Эссе на литературную

тему.

12

Любовная лирика средневековых поэтов.

13

Культура эпохи Возрождения и ее особенности.

14

Культура эпохи Возрождения и ее особенности.

15

У.Шекспир. Драматург эпохи Возрождения.

Знать текст трагедии Шекспира. Уметь сопоставлять различные интерпретации произведения; определять основной конфликт пьесы; характеризовать героев; высказывать мнение в дискуссии и аргументировать его.

Выразительное чтение по ролям.

Ответ на проблемный вопрос.

16

Бродячий сюжет в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

17

Пафос финала трагедии «Ромео и Джульетта».

18

Тема – мотив – сюжет – жанр.

Знать названные литературоведческие понятия.

Уметь соотносить их друг с другом; выявлять сходные мотивы в произведениях писателей разных эпох.

Терминологическая работа

19

Особенности сюжета романа М.  де Сервантеса «Дон Кихот».

Знать о личности писателя; содержание рыцарского романа.

Уметь интерпретировать прочитанное произведение.

Домашнее сочинение-эссе по вопросам учебника

20

Образ главного героя в романе М. де Сервантеса «Дон Кихот».

21

Образ главного героя в романе М. де Сервантеса «Дон Кихот».

Литература эпохи Просвещения. 5 часов

22

Эпоха Просвещения и литература.

Знать понятие о литературном направлении и эпохе; содержание статьи учебника; о связи западноевропейской и русской литературы. Уметь работать со статьей учебника; анализировать прочитанное драматическое произведение; читать по ролям; определять приемы и способы создания образов героев, видеть авторское отношение к ним.

Характеристика литературного персонажа.

Тематический контроль: терминологический диктант

23

Обличение лицемерия в комедии Ж.-Б.Мольера «Тартюф».

24

Обличение лицемерия в комедии Ж.-Б.Мольера «Тартюф».

25

Временное и вневременное значение комедии Ж.-Б.Мольера «Тартюф».

26

Развитие литературы и изображение человека.

Литература XlX века. 57 часов

27

«Золотой век» русской литературы.

Уметь составлять конспект учебной статьи.

Конспект статьи учебника.

28

История создания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Знать некоторые факты из жизни А.С. Грибоедова, содержание произведения. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания, писать сочинение на литературную тему, читать по ролям, выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение по ролям

Отрывок наизусть

Письменный ответ на проблемный вопрос

29

Изображение эпохи в комедии «Горе от ума».

30

Ключевые образы комедии «Горе от ума»

31

Ключевые образы комедии «Горе от ума»

32

 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина как исторический роман.

Знать некоторые факты из жизни А.С. Пушкина, содержание изучаемы произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания, писать сочинение на литературную тему, выразительно читать наизусть.

Сравнительная характеристика героя.

Отрывок наизусть.

Аудиторное сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем

33

Герои и их судьбы: Пётр Гринёв.

34

Герои и их судьбы: Маша Миронова.

35

Герои и их судьбы: Емельян Пугачёв.

36

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёва»

37

Сочинение по роману «Капитанская дочка»

38

Сочинение по роману «Капитанская дочка».

39

Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

40

«Сквозные» темы в творчестве писателя.

41

Образ «маленького человека» в творчестве А. С. Пушкина.

42

Замысел и история создания романа в стихах «Евгений Онегин»

43

Герой и время в романе  «Евгений Онегин»

44

Герой и время в романе  «Евгений Онегин.

45

Герой и время в романе  «Евгений Онегин».

46

Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова.

Знать некоторые факты из жизни М.Ю. Лермонтова, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания, писать сочинение на литературную тему

Чтение стихотворения наизусть

Психологическая характеристика героя

Терминологический диктант: романтизм; реализм (классификация понятий по литературным направлениям)

47

Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова.

48

Отражение эпохи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

49

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

50

Образ главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

51

Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

52

Н.В. Гоголь и театр. История создания комедии «Ревизор».

Знать некоторые факты из жизни Н.В. Гоголя, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Выразительное чтение по ролям

Аудиторное сочинение на одну из предложенных тем

Домашнее сочинение-эссе «Образ маленького

человека в русской

литературе».

53

Образы чиновников уездного города в комедии «Ревизор».

54

Сочинение по комедии

Н. В. Гоголя «Ревизор».

55

Сочинение по комедии

Н. В. Гоголя «Ревизор».

56

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголь. «Шинель»

57

Тема города в русской литературе.

58

Тема «маленького человека» в русской литературе.

59

Замысел и история создания поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

60

Образ губернского города NN в поэме.

61

Образ главного героя в поэме «Мёртвые души»

62

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

63

Образ автора в поэме «Мёртвые души».

64

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».

Знать некоторые факты из жизни И.С. Тургенева, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Характеристика литературного героя

65

Автор и рассказчик в повести «Ася».

66

Злободневное и вечное в произведении.

67

Злободневное и вечное в повестях И. С. Тургенева.

68

Особенности лирики Н.А. Некрасова.

Знать некоторые факты о творчестве Некрасова; содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение стихотворения наизусть

69

Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

70

 Образ кающегося грешника в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

71

Религиозные мотивы в лирике Н. А. Некрасова.

72

Мотивы покаяния и справедливого суда в русской литературе.

Знать содержание. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

73

Образ «маленького человека в повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

Знать некоторые факты о творчестве Достоевского; содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Монологическое высказывание на заданную тему

74

Маленький человек: тип или личность?

75

Образ героя-мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

76

Образ героя-мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

77

Образ героя-мечтателя в русской и мировой литературе.

Знать литературные направления : романтизм и реализм, их отличительные черты; содержание статьи учебника. Уметь работать со статьёй учебника; аргументировано высказывать своё мнение.

Письменная работа по материалу учебника

Творческий практикум: спор критика-романтика и критика-реалиста.

78

Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века».

Контроль знаний, умений

Тематический контроль: комплексная работа

79

Анализ контрольной работы. Европейская литература ХIX века.

Знать о европейской литературе ХIX века (обзор); о личности О.Уайльда; содержание его произведения.

Уметь составлять тезисный план статьи учебника; анализировать рассказ по вопросам учебника.

Работа над ошибками: коррекция знаний

80

Юмор в рассказе О. Уайльда «Кентервильское приведение».

81

Эссе «Цель искусства – поучать развлекая».

Эссе на литературнную тему (тезис - доказательства (два аргумента) – вывод)

82

Религиозные мотивы в рассказе А.П. Чехова «Студент».

Знать некоторые факты о жизни и творчестве А.П.Чехова, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

83

Современная духовная литература.

Знать о взаимосвязи и взаимовлиянии духовной и светской литературы; о слове как5 жанре духовной литературы.

Литература ХХ века. 19 часов

84

Литературная революция: лирика А. Блока.

Знать содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение наизусть

Терминологический диктант: лирика

85

Литературная революция: лирика С. Есенина.

86

Литературная революция: лирика В. Маяковского.

87

Интерпретация темы любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи».

Знать некоторые факты о жизни и творчестве И.А. Бунина, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Устное монологическое высказывание

Домашнее сочинение-эссе  «Всякая любовь – великое счастье?»

88

Интерпретация темы любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи».

89

Своеобразие лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Знать содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение

90

Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой и М.  Цветаевой.

91

Образ нового человека в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Знать о личности М.Булгакова, содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Анализ критической статьи

Эссе «Уроки экспериментатора»

92

Образ нового человека в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

93

Философский смысл повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

94

«Непонятная поэзия». Своеобразие лирики Б. Пастернака.

Знать содержание изучаемых произведений. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение

95

«Непонятная поэзия». Своеобразие лирики О. Мандельштама

96

Контрольная работа по теме «Русская литература XX века».

Контроль знаний, умений

Итоговый контроль за год: эссе «Литература – зеркало жизни»

97

Анализ контрольной работы.

Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Знать о личности М. Шолохова, содержание изучаемого произведения. Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев; отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Работа над ошибками: коррекция знаний

Эссе «Жизнь и Судьба – синонимы?»

98

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Знать содержание произведение. Уметь интерпретировать его в форме отзыва о прочитанном произведении.

Интерпретация повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

99

Особенности современной русской прозы.

Знать содержание изучаемых произведений (обзор). Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Устное представление прочитанного произведения по выбору.

100

Евангельские мотивы повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Знать содержание изучаемых произведений (обзор). Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять творческие задания.

Эссе «Роль эпиграфа в произведении?»

101

Философский смысл притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

102

Читательская конференция.

«Художественное произведение и его читатели».

Уметь готовить доклад на литературную тему и выступать с ним публично; участвовать в дискуссии; аргументированно высказывать своё мнение.

Доклад на литературную тему


Профессиональная составляющая предмета

№ урока

(из КТП)

Тема урока

Профессиональная составляющая

Форма работы

Кол-во времени от урока

9

Понятие о развитии литературы. Творческий практикум «О чем рассказывает мировая литература».

Знакомство с профессией литературовед. Беседа о профессии.

3

34

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Русский роман.

Знакомство с профессией военный. Коллективное оставление устной характеристики профессии.

5

50

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Знакомство с профессией чиновник. Беседа о нравственной составляющей данной профессии (забота о людях).

10

52

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Знакомство с театральными профессиями: режиссёр, актёры, костюмер, гримёр и др.

10

63

И.С. Тургенев. «Ася»

Знакомство с профессией литературный критик. Беседа о профессии.

3

75

Европейская литература ХIX века.

Знакомство с профессией библиотекарь. Беседа. Практикум.

15

89

М.А.Булгаков. «Собачье сердце».

Знакомство с профессией хирург. Коллективное составление устной характеристики профессии.

5

93

М.Булгаков «Белая гвардия», «Бег

Знакомство с профессией драматург. Беседа.

5

Итого (общее время)

51


Контроль уровня обученности

В рабочей программе по литературе  предусмотрены Творческие мастерские, которые направлены на диагностику уровня развития специфических умений: анализировать, доказывать, отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, сопоставлять, цитировать, внимательно и вдумчиво читать и др.

Система Творческих мастерских и творческих практикумов  представлена в таблице:

Предшествующий материал, тема

Творческие практикумы

 Контроль ЗУН и компетенций

1.

Повторение. Семинар «Человек и литература»

Образ человека в новой литературе.

На   примере   любимого   произведения

показать,   как   происходит   обогащение

характера:

1)        через внутреннюю речь

2)        детализацию портрета

3)        характеристику других персонажей

4)        пейзаж

5)        нравственный выбор

1.        Повторение          ранее
изученного    материала
(образ, герой, характер).

2.        Отработка         умений
сопоставлять,
анализировать

2.

Повторение. Семинар «Литературные традиции»

Выразите    своё    мнение    по    поводу утверждения, что вся мировая литература - «про любовь» и «про войну». Докажите     на     примере     изученных произведений, используя мнение критиков, литературоведов.

Отработка умения выражать своё мнение, доказать.

3.

Повторение. Тема - мотив - жанр. Традиции. Интерпретация. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Интерпретация темы, мотивов в разных произведениях мировой литературы. «Ромео и Джульетта» Шекспир (стр. 42) «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкин «Дубровский» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкин

Умение сопоставления. Формирование понятия о литературе    как   едином целом.

4.

М.   Сервантес   «Дон Кихот Ламанчский» Дискуссия:     «Чудак? Безумец?       Герой?» (стр.69-70)

Используя жанр эссе, составить галерею образов эпохи Возрождения, являющейся основой мировой духовной культуры (стр. 71).

Понятие о жанре эссе, формирование умения писать сочинения в этой форме.

5.

Литература       эпохи Просвещения. Классицизм. Мольер «Комедии».

Рассмотреть комедию «Тартюф» Мольера (или «Мещанин во дворянстве») с точки зрения соответствия или несоответствия правилам классицизма.

Формирование понятия умения о направлениях и

эпохе.

6.

Просветительский реализм

Сравните         комедию         Фонвизина «Недоросль». Определите в ней черты классицизма      и       просветительского реализма.

Понятие литературного направления.

7.

Золотой век русской

литературы.

А.С.             Пушкин

«Капитанская дочка»

1.        Составление   таблицы   «Необычные
встречи Гринева и Пугачёва»

2.        Сочинение обучающего характера наодну       из       предложенных       или
самостоятельно    выбранных    тем    по
«Капитанской   дочке»   Пушкина   А.С.
(конкурс)

Умение отбирать из текста

нужные эпизоды;  факты,

доказательства.

Умение писать сочинения

на литературную тему.

8.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Сопоставить роман «Капитанская дочка» с повестью «Медный всадник»: выделить общие сюжеты, мотивы, проблемы. Чем объяснить разные финалы: спасение героев - гибель героев.

Умения сопоставления, внимательного отношения к текстам художественных произведений.

9.

М.Ю.Лермонтов Лирика

Задание для желающих: Самостоятельный  анализ  стихотворения «Сентенция»       Лермонтова        М.Ю., написанное им в 16 лет (можно в жанре эссе)

Закрепление         понятия «эссе»,                 умение самостоятельно подойти к интерпретации произведения.

10.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Повторение:

преемственность

сюжетных   линий   и

образов.

Сообщение на одну из предложенных тем:

1.        Положительное лицо комедии.

2.        Что такое «хлестаковщина»?

3.        Зачем         в         драматическом
произведении нужен эпиграф?

Умение устного выступления, сообщения.

11.

Н.В.Гоголь «Шинель»

стр.267 на выбор:

1.        Толковый словарь крылатых слов и
выражений    комедии    «Ревизор» Гоголя.

2.        Общечеловеческое выражение роли
(эссе)   (по   произведениям   Н.В. Гоголя).

Умение      внимательного отношения к слову. Закрепление          навыка сочинения - эссе.

12.

И.С. Тургенев «Ася» Семинар          «Спор критиков»

Сочинение      или      эссе      на     тему «Злободневное    и    вечное   в    повести Тургенева «Ася».

Закрепить умение написания сочинения на литературную тему в классическом варианте: вступление - основная часть - заключение; или эссе.

13.

Н. Некрасов Л.Толстой

Мотивы      покаяния, прощения,

справедливого суда ...

Сравнить произведения двух писателей (найти   в   литературе   ещё   примеры) Размышления по поводу ...

Умение поиска нужного материала; сравнения; размышления.

14.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

1.        Критический этюд (рецензия) от лица:

а)        критика-романтика (устно)

б)        или критика-реалиста

2. Письменная работа «Мечтатели    в    русской    и    мировой литературе»

Закрепление          умения написать рецензию. Умение   поиска  нужного материала и употребления в сочинениях.

15.

О. Уайльд

« Кентервильское

приведение»

Самостоятельно      написанный      отзыв (рецензия) на прочитанный рассказ.

Закрепление умения написать рецензию.

16.

Литература XX век.

Поэтический семинар на выбор стр. 431 Возможна   ещё   одна   форма:    стихи собственного сочинения. Тема: «Любовь. Дружба. Школа».

Умение оценить художественное чтение: сочинение собственных стихов.

17.

И. Бунин «Тёмные аллеи»

стр. 438 Интерпретация рассказа Бунина разными критиками. Ваша точка зрения.

Умение сформировать свою точку зрения и отстоять.

18.

«Женская поэзия

Как поэты оценивают творчество других поэтов.

«Пушкин ...» - имя фамилия в нем одном (Браун) (Цветаев, Ахматова и другие)

Умение сказать своё об уже давно известном ...

19.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Интерпретация      критиками      повести «Собачье сердце» стр.453, высказать своё мнение в эссе «Уроки эксперимента».

Умение чтения критической литературы и отстаивания своей точки зрения.

20.

М. Шолохов «Судьба человека»

Разговор с подготовкой «Жизнь и судьба - это   синонимы   или    самостоятельные понятия?»       (использование       ранее изученного произведения).

Умение высказать своё мнение.

21.

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Л...»

Эпиграф. Удалось ли автору раскрыть заключённую в него мысль. Подтвердите.

Идея автора через эпиграф. Умение определить её и провести через произведение.

Формы контроля на уроках литературы

-беседа;

- тест;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- сочинение разных жанров;

-отзыв на рассказ, повесть;

- создание  тематической презентации


Учебно-методическое обеспечение

    Ученику

  •    Учебник-хрестоматия «В мире литературы» 9 класс
  •                Авторы-составители: А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс,                             В.В.Леденева
  • Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе  5- 11 кл. М., «Олимп» 2008г. Пособие для учащихся.
  • Литература. 9 класс. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Типовые тестовые задания. О.А. Кузанова,  М., «Экзамен», 2010 год

Учителю

  • Программно- методические материалы по литературе 5- 11 класс. Составитель Т.А. Калгнова, авторы А.Г.Кутузов, А.К.Кисилёв, М., «Дрофа» 2000г.
  • Как войти в мир литературы. 9  класс А.Г. Кутузов М., «Дрофа» 2000г.
  • Научно- методический журнал «Литература в школе». Под редакцией   Н.Л.Крупина.   
  • Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература  в школе». Под ред. Н.Л.Крупина.
  • Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2002
  • Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  • Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  • Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  • Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  • Литература в 7 классе. Кн. для учителя. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова.  Москва,  2002г
  • Поурочные разработки по русской литературе 9  класс,  2 части И.В Золотарева, М., «ВАКО» 2003г.

Учебно-тематический план «Литература» 9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 2 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 2”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык»для 2 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 2   класса  составлена в соответствии с: Законом РФ «Об образован...

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 3”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 3  класса  составлена в соответствии с:Законом РФ «Об образовани...

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 4 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 4”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык»для 4 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4  класса  составлена в соответствии с:Законом РФ «Об образовании...

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника...»

Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с...

рабочая программа учебного курса "За страницами учебника"

рабочая  программа учебного курса "За страницами учебника"  может быть использована для учащихся 8 кл. и подготовки к ОГЭ....