Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики
методическая разработка по литературе по теме

Пономарева Екатерина Алексеевна

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей №14» г.Владимира

Пономаревой Екатерина Алексеевны

Развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов средствами стилистики на уроках русского языка.

Владимир

2017

Тема опыта

Развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов средствами стилистики на уроках русского языка.

Автор опыта: Пономарева Екатерина Алексеевны, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МАОУ г. Владимира «Лицей№14»

Условия возникновения и становления опыта

На формирование педагогического опыта работы оказали влияние

следующие факторы:

  1. Государственный заказ на воспитание всесторонне развитой личности Гражданина России, создание условий для ее духовно-нравственного развития.[1]

    Воспитание разносторонне  развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления  как речь. Поэтому задача развития речи учащихся продолжает оставаться и в настоящее время одной из главных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка и литературы.

  1. Современные требования к урокам русского языка и к уровню подготовки выпускников (наиболее близкие к данному опыту)[2]:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметныерезультаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной  речью, монологической контекстной речью.

Предметныерезультаты изучения предметной области «Филология» («Русский язык и литература»):

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и  взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального  межличностного и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения  мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,  основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,  грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Изучение предметной области  «Филология» должно обеспечить:  

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа текстов разных стилей, а также самостоятельного моделирования текста заданного стиля в соответствие с речевой ситуацией.

  1. Изучение методической литературы, посвященной инноватике в педагогике; методам и приемам работы с одаренными людьми; теории и практике технологии развития критического мышления и творческих мастерских.
  2. Анализ экзаменационных работ обучающихся показывает трудности соотнесения лексических единиц со стилем текста, а также создания самостоятельного высказывания, соответствующего речевой ситуации. В творческих работах обучащихся наблюдается смешение стилевых синонимов. Это приводит к речевым и стилистическим ошибкам, что не соответствуют критериям  речевого оформление сочинения[3]. Сочинения содержат многочисленные нарушения норм стилистики. Поэтому необходимо обсуждать проблемы предупреждения и преодоления стилистических ошибок в письменной речи и устной учащихся на уроках русского языка. В школьной классификации ошибок стилистические нарушения не выделяются в самостоятельный разряд, для них нет специального термина и условных обозначений. Вместе с лексическими они составляют группу «речевых». При проверке письменных работ стилистические ошибки отдельно не учитываются (квалифицируются как речевые), что затрудняет самостоятельную работу обучающихся над стилистическими ошибками, основанную на знании норм стилистики. Часто при проверке письменных работ обучающихся школьные учителя относятся к стилистическим ошибкам «извинительно», рассматривая их как недочеты, не оказывающие существенного влияния на общую положительную оценку языка ученических изложений и сочинений.

Проблемные вопросы, требующие осмысления и осознания:

  1. Как достичь качественного соотношения знаний о языке и практических навыков владения нормами устной и письменной речи?
  2. Как создать условия не только для формирования навыков грамотной устной и письменной речи, но и культуры общения?
  3. Какие методы и приемы оптимальны для  совершенствования речевой культуры школьника?

Актуальность и перспективность опыта

Современная концепция филологического образования в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения:

  • способность вступать в общение с целью быть понятым,
  • умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией,
  • умение соотносить стиль своих высказываний с речевой ситуацией.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»[4] Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным  жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения  языка.

Важнейшей составной частью процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию.

В процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владении не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей.

Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.

Эти условия владения языком составляют сущность коммуникативной компетенции, которая была выдвинута в число центральных категорий коммуникативной лингвистики и лингводидактики.

      Бесспорно, овладение школьниками  умением корректно использовать в письменной речи языковые средства и возможности русского языка является одним из необходимых условий успешного выполнения  заданий творческого характера  ОГЭ  и  ЕГЭ по русскому языку и литературе, написания итогового сочинения по литературе в 11 классе.[5]

Ведущая педагогическая идея

Системное использование ресурсов стилистики на уроках русского языка способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. Изучение стилистики должно носить не фрагментарный характер, а стать естественной составляющей при изучении любой темы в курсе русского языка средней школы. Умение создавать высказывание, соответствующее целям и задачам речевой ситуации, – неотъемлемая составляющая практико-ориентированного обучения.

Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока в отдельности и системы уроков в целом.

Теоретическая база опыта

       В своем опыте переосмыслила идеи  гуманизации профессионального образования  (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова),  индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов,  И.Г. Унт); технологии проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С.  Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов).

Особо значимыми оказались следующие положения концепции универсальных учебных действий, разработанной под руководством А. Г. Асмолова[6]:

1.        В состав коммуникативных действий входят и речевые действия.

2.        «Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это – использование адекватных  языковых средств  для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира[7]…»

3.        Коммуникативные речевые действия - это «умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с … нормами родного языка».

4.        Развивать можно только в деятельности.

В своем опыте опираюсь на идеи лингвистов, посвященные развитию стилистики: В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, М.Н.Кожиной и др.

Общие идеи функционального подхода к русской речи были сформулированы еще в 50-х годах прошлого века в трудах  В. В. Виноградова и О.Г.Винокура. Развернутое определение стилистики находим у академика В.В. Виноградова: «... стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений; с другой стороны стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи.» [Виноградов, 1955]

А.И. Ефремов особо подчеркивает, что стилистика рассматривает «выразительные языковые средства и закономерности их использования в разных текстах и стилях речи», изучает «эстетику слова». Соотнося грамматику и стилистику, А.И. Ефремов пишет: «Задача грамматики – научить, правильно писать и говорить», стилистика же, «относящаяся к словесному искусству, должна научить хорошо владеть языком, в совершенстве пользоваться его средствами». [Ефремов, 1957]

Стилистику следует определить как науку не только о средствах речевой выразительности, но и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Интенсивное развитие стилистики как отрасли языкознания, которое мы наблюдаем на протяжении последних десятилетий, способствовало разрешению некоторых дискуссионных вопросов этой науки. В частности, определился предмет исследования стилистики как науки. Как пишет И.Г. Гальперин во вступительной статье к одной из наиболее значительных работ по стилистике: предметом стилистики являются, во-первых, «особые языковые средства, способные во взаимодействии с нейтральными языковыми средствами нести дополнительную эстетическую информацию, и, во-вторых, типологическое описание текстов, стилистическая дифференциация которых выкристаллизовалась в современном литературном языке в связи с их специфическими функциями, обусловленными для каждой сферы общения». [Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. 1980]

В соответствии с этой позицией в работах по стилистике последних лет выделяются два ведущих направления: стилистика языка (или учение о единицах языка, имеющих дополнительную окраску) и стилистика речи (или учение о функциональных стилях речи).

Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей.

Вторая главная задача связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики.

Обучение стилистике в школе должно быть системным. Об этом писал и М.М. Бахтин в работе «Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения». М.М. Бахтин говорил также о том, что стилистическую работу необходимо проводить при изучении всех разделов науки о языке. В частности он писал: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается, в схоластику.

Особо значимыми оказались работы по коммуникативной стилистике текста, основы которой были разработаны М. Н. Кожиной в 60-е годы XX в.

Таким образом, при изучении стилистики в школьном курсе русского языка необходимо придерживаться двух основных направлений: обучении стилистике языка (овладение умением грамотного употребления стилистически окрашенных языковых единиц в соответствие с задачей речи) и стилистике речи (формирование представлений о характерных особенностях функциональных стилей речи).

Новизна опыта

В представленном опыте систематизированы приемы развития коммуникативной компетенции средствами стилистики на уроках русского языка, используя технологии развития критического мышления

Обучение стилистики в курсе русского языка может быть построено двумя способами:

I подход - система создается связью всех стилистических упражнений с темами курса русского языка; примером такого варианта может служить система упражнений, изложенная в книге С. Н. Иконникова «Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы)».

II подход -  в основу системы кладутся функциональные стили, изучаемые в 5-8-х классах: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. По каждому стилю проводятся упражнения, формирующие умения: а) определять стиль готового текста; б) производить стилистический анализ текста; в) совершенствовать стиль данного текста; г) создавать собственный текст определенного стиля. Примером может служить раздел В. И. Капинос «Стилистика» в книге «Развитие речи учащихся на уроках русского языка».

Новизна опыта заключается в попытке совмещения этих подходов через систему уроков, проводимых при изучении различных тем русского языка.

Технология опыта

Цель: Создание условий для развития у учащихся коммуникативной компетенции с помощью ресурсов стилистики при изучении различных разделов на уроках русского языка.

Задачи:

  1. На основе изученной психолого-педагогической, методической литературы разработать систему методических приемов, способствующих развитию коммуникативной компетенции.
  2. Скомплектовать дифференцированные и разноуровневые задания, включающие использование средств стилистики, при изучении системного курса на уроках русского языка.
  3. Разработать критерии оценки письменных работ, учитывающих не только степень усвоения материала, но коммуникативную компетенцию  ребенка с учетом стилистической характеристики речи.

В работе использую следующие учебно-методические комплексы:

для 5-9 классов - учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской,  С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

Технология критического мышления

 Под критическим мышлением понимается тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. 
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления
  


Вызов 

  
Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) 

  
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) 

  
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями) 


Осмысление содержания 

  
Информационная(получение новой информации по теме) 

  
Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания) 


Рефлексия 

  
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 

  
Информационная(приобретение нового знания) 

  
Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 

  
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

 

  1. Прием «Кластер»
  2. Таблица
  3. Интеллектуальная разминка
  4. Прием «Инсерт»
  5. Эссе
  6. Приём «Корзина идей»
  7. Приём «Составление синквейнов» 
  8. Метод контрольных вопросов
  9. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
  10. Ролевой проект
  11. Приём «Чтение с остановками» 
  12. Приём « Взаимоопрос»
  13. Приём «Перепутанные логические цепочки»

 Реализация

Одной из первостепенных задач современного образовательного процесса является подготовка обучающихся к реалиям действительности, с которыми им придется столкнуться не только в процессе учебной деятельности, но и за ее пределами. Научить учиться в течение всей жизни – вот задача современного педагога. Отсюда вытекает прямая необходимость построения системы практико-ориентированного обучения, главной составляющей которого является развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Изучая стилистику на уроках русского языка, школьники учатся соотносить свои высказывания с задачами общения, речевой ситуацией, употреблять языковые единицы, как нельзя лучше выражающие мысль. Это достигается не только на уроках по стилистике, но и при изучении систематического курса русского языка включением элементов тематической интеграции.

На протяжении всего школьного курса русского языка изучается стилистика как наука. Постоянно от класса к классу рассматриваются и углубляются знания учащихся по стилистике. Для их обобщения и систематизации в IX классе дается небольшой итоговый курс: «Русский литературный язык и его стили». В работе по стилистике выделяют три тесно связанных между собой этапа:

1) пропедевтическое, преимущественно практическое ознакомление с основными стилистическими понятиями и развитие первоначальных стилистических умений в младших классах;

2) систематическое теоретико-практическое освоение опорных стилистических понятий и развитие у школьников стилистических умений в V – VIII классах школы;

3) повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и стилистических средствах языка в IX классе.

Следует иметь в виду, что целый ряд умений и навыков учащиеся практически получают в 5-7-х классах: умение различать разговорный, художественный, официально-деловой (5-6-е классы) и публицистический (7-й класс) стили; умение доказывать принадлежность текста к определенному стилю в доступных учащимся случаях; умение соотнести содержание и форму речи с целью и условиями общения; умение установить, какие стилевые черты отразились в данном тексте и какие изучаемые языковые средства использованы для передачи этих стилевых черт; умение отбирать доступные обучающимся языковые средства в зависимости от цели и других условий высказывания (разговорные и книжные, конкретные и абстрактные, эмоциональные и неэмоциональные и т. д.); умение производить стилистический эксперимент с целью установления уместности или оптимальности использованного средства; умение повысить выразительность текста; умение строить высказывания в различных стилях (художественное и научное описание, заметка, публицистическое высказывание на дискуссионную тему и др.).

5-6 классы

5 класс – это адаптационный период включения обучающихся в изучение систематического курса русского языка. Обучение стилистики начинается не с непосредственного знакомства с языковыми особенностями функциональных стилей, а знакомство с понятием текста, отличия речи устной от письменной, разграничения цели высказывания, знакомство с понятием речевой ситуации. Трудность овладения стилистическими понятиями заключается в том, что для их осознания необходима опора на имеющиеся у детей сведения из других разделов науки о языке – фонетики, грамматики, лексики. Поэтому усвоения многих из них идет параллельно с формированием понятий различных уровней языка.

В 5 классе обучающиеся опираются на интуитивное представление о существовании правильностей-неправильностей использования речевых средств в определенных условиях. На этом этапе, как правило, наблюдается попытка определить характер выявленных стилистических ошибок, что обусловлено отсутствием у школьников представлений о теоретических положениях, регулирующих использование языковых средств в речи.

Далее происходит первичное знакомство с теоретическими положениями, при котором обращается внимание прежде всего на внешнюю сторону явления («наглядные опоры»), ярко выраженную стилевую доминанту текста как показать принадлежности его к определенному стилю.

В 5-6 классах формируются следующие стилистические понятия:

  • синонимы, синонимический ряд;
  • эмоционально-оценочная лексика, сфера ее употребления;
  • научный стиль, его лексические приметы;
  • разговорный стиль;
  • художественный текст, его отличительные признаки;
  • слова общеупотребительные и книжные;
  • деловой стиль, его характерные приметы;

Тема урока (изучение стилистики)

Тема урока (системный курс русского языка)

Элемент интеграции

Методы и приемы

Содержание учебного материала

Что такое речь

Прием «инсерт»

Чтение текста с остановками

Речь монологическая и диалогическая

Предметная (литература)

Ролевой проект, групповая работа

Составление диалога/полилога в заданной речевой ситуации:

1 уровень – по опорным словам

2 уровень – на заданную тему

3 уровень – задана ситуация общения

Что такое текст

Кластер «Признаки текста»

Сравнительный анализ языковых фрагментов

1 уровень – определить роль выделенных фрагментов

2 уровень – сформулировать признаки текста

3 уровень – создание  текста  по 1 предложению

Тема текста

Мозговой штурм, эвристический

Аргументированное доказательство вариантов заголовка текста

1 уровень – выбрать заголовок из предложенных, аргументировать свой выбор

2 уровень – исправить ошибки в предложенных вариантах заголовка

3 уровень – самостоятельно придумать заголовок, создать аргументированное утное высказывание по опорным словам

Основная мысль текста

Синквейн

Определение авторской позиции, составление синквейна на основе прочитанного текста

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

тематическая

Сбор данный, заполнение таблицы

Выбрать из списка синонимичных суффиксов стилистически верный вариант (закаливание – закалка, номер-номерок-номерочек)

1 уровень – выполнить морфемный разбор слов

2 уровень – определить значение и стилистическую принадлежность суффиксов

3 уровень – создание высказывание с использованием стилистически уместного синонима

Как образуются формы слова

Тематическая

Таблица, репродуктивный

Заполнить недостающие графы таблицы, образуя формы слов

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

«Корзина идей»

Групповой анализ предложений с прямым и обратным порядком слов, трансформация предложение с целью смещение семантических акцентов

Абзац как часть текста

Коллектичное обсуждение, создание кластера «Значение абзаца»

Составить кластер, включив понятие микротемы

1 уровень – составить план текста

2 уровень – создание кластера

3 уровень – рассказать о значении абзаца с опорой на кластер

Что изучает орфоэпия

тематическая

Сбор данных, анализ текстов

Сделать вывод о различии разговорной и книжной речи на основе транскрипции

1 уровень – найти в орфоэпическом словаре языковые единица, произношение которых вызывает затруднения

2 уровень – из предложенных затранскрибированных вариантов выбрать с нарушением нормы произношения

3 уровень – прослушать аудирование, найти орфоэпические ошибки, опираясь на словарь

Произношение ударных и безударных гласных звуков

тематическая

Сбор данных, анализ текстов, групповая работа

Пользуясь орфоэпическим словарем, сделать вывод о частотности орфоэпических ошибок в речи

1 уровень – найти в орфоэпическом словаре языковые единица, произношение которых вызывает затруднения

2 уровень – из предложенных затранскрибированных вариантов выбрать с нарушением нормы произношения

3 уровень – прослушать аудирование, найти орфоэпические ошибки, опираясь на словарь

Произношение согласных звуков

тематическая

Сбор данных, анализ текстов, групповая работа

Исправить орфоэпические ошибки в транскрипции и прослушанных текстах1 уровень – найти в орфоэпическом словаре языковые единица, произношение которых вызывает затруднения

2 уровень – из предложенных затранскрибированных вариантов выбрать с нарушением нормы произношения

3 уровень – прослушать аудирование, найти орфоэпические ошибки, опираясь на словарь

Что изучает стилистика

Прием «Инсерт»

Работа с текстом параграфа учебника

Разговорная и книжная речь

Ролевой проект

Составление высказываний разговорного и книжного стиля по заданной тематике (диалог о погоде – прогноз погоды)

1 уровень – составить высказывание по образцу

2 уровень – создание высказывания по опорным словам

3 уровень – создание самостоятельного высказывания в заданной речевой ситуации

Художественная и научно-деловая речь

Кластер

Анализ фрагментов текстов художественного и научного стиля, сравнение и выявление особенностей

1 уровень  - определить тему текстов, найти схожие микротемы

2 уровень – выявить стилистические синонимы, характерные для текстов разных стилей

3 уровень – охарактеризовать языковые единицы, употребляемые в художественном и научно-деловом стиле

Когда слово употребляется в переносном значении

тематическая

Синквейн

Составление синквейна, исходя из прямого или переносного значения слова

1 уровень – определить, в каком контексте дано прямое, а в каком – переносное значение слова

2 уровень -  употребить слово в прямом или переносном значении

3 уровень – создание синквейна

Что такое профессиональные и диалектные слова

тематическая

Ролевой проект

Сценка с использованием профессионализмов, диалектизмов

1 уровень – определить по контексту значение слов, ограниченных сферой употребления

2 уровень – создание высказывания с использованием профессиональных/

диалектных слов

3 уровень - сценка

О чем рассказывают устаревшие слова

тематическая, предметная (живопись)

«Мозговой штурм»

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

тематическая

Ролевой проект, грапповая работа

Употребление этикетных слов в зависимости от речевой ситуации

1 уровень – разграничение этикетных слов в зависимости от ситуации общения (официальная и неофициальная обстановка)

2 уровень – создание самостоятельного речевого высказывания

3 уровень –сценка/ написание притчи об этикетных словах

Восклицательные предложения

тематическая (литература)

Анализ текстов, групповая работа

Исправить ошибки в употреблении восклицательных предложений в текстах научного стиля

Что такое тип речи

тематическая, предметная (литература)

Перепутанные логические цепочки

Восстановить, какие понятия соотносятся со стилем, а какие – с типом речи

Описание, повествование, рассуждение

тематическая, предметная (литература)

Перепутанные логические цепочки

Восстановить цепочки высказываний, характеризующих языковые особенностей типовых фрагментов текста

Оценка действительности

тематическая, предметная (литература)

Таблица

Выявить языковые средства, в которых содержится авторская оценка действительности

Строение текста типа рассуждение-доказательство

Предметная (математика, биология)

Групповая работа, дискуссия

Создание текста типа рассуждение-доказательство

1 уровень – создание высказывания по образцу

2 уровень – создание высказывания по опорным словам

3 уровень – создание самостоятельного речевого высказывания на заданную тематику

Инфинитив

тематическая

Анализ текстов, групповая работа

Сделать вывод о стилистических возможностях инфинитива

Строение текста типа повествования

Предметная (литература)

Написание эссе

Создать собственный текст по заданному началу

Словообразование имен существительных

тематическая, предметная (литература)

Род имен существительных

Тематическая,

Предметная (литература)

Взаимоопрос

Исправить ошибки в согласовании рода имен существительных (лебедь, фасоль, зал и др.) – исторический комментарий

Строение текста типа описания предмета

тематическая, предметная (литература)

Групповая работа

Выбрать стилистически подходящие синонимы и включить их в текст заданного стиля

6 класс

Тема урока (системный курс)

Тема урока (стилистика)

Элемент интеграции

Методы и приемы

Содержание учебного материала

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах

«Знаю…Хочу узнать…Узнал»

Создание устного высказывания по опорным словам

Что мы знаем о тексте

«Знаю…Хочу узнать…Узнал»

Создание письменного высказывания «Как связаны понятия стиля и типа речи?»

Морфологические признаки имени существительных

тематическая

«Корзина идей»

Исправить ошибки в согласовании рода имен существительных (бандероль, тюль, рельс и др.)

Употребление имен существительных в речи

тематическая, предметная (литература)

Заполнение таблицы

Составление словаря лексических синонимов на материале предложенных текстов художественных произведений

Разграничение деловой и научной речи

Анализ текстов, заполнение таблицы

Выписать в таблицу языковые особенности научного и делового стиля на основе сопоставляемых текстов

Характеристика научного стиля

Кластер «Высказывание в научном стиле»

Чтение с остановками теоретического материала

Определение научного понятия

Предметная (биология, география)

Взаимоопрос

Дать определение научного понятия различных областей науки

Рассуждение-объяснение

Перепутанные логические цепочки

Восстановить цепочку рассуждений

Характеристика делового стиля

Ролевой проект

(см. Приложение 1)

Создание высказывание в соответствие с заданной речевой ситуацией

Словообразование имен существительных

тематическая

«Корзина идей»

Выявить особенности употребления существительных с суффиксами –ени-, -ость в зависимости от стиля речи

Способы связи предложений в тексте

Взаимоопрос

Восстановить последовательность предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте

Таблица

Проанализировать средства связи (местоименная замена, лексический повтор, синонимы) в текстах разных стилей, сделать вывод о закономерностях их употребления

Употребление параллельной связи с повтором

«Корзина идей»

На основе стилистических особенностей фрагмента текста написать его продолжение / выбрать концовку из предложенных вариантов

Как исправить текст с неудачным повтором

Взаимоопрос

В предложенных текста найти стилистические ошибки, связанные с повтором. Исправить их, записать и проверить в группах получившиеся варианты

Причастный оборот

тематическая, предметная (литература)

Трансформации, создание синквейна

На основе анализа одноструктурных фрагментов текста вывить, в каких речевых ситуациях уместно употребление причастного оборота

Повествование художественного и разговорного стилей

Предметная (литература)

Анализ текстов, кластер

Выявить на основе сопоставительного анализа отличия разговорного и художественного повествования

Повествование в рассказе

Предметная (литература)

Групповая работа, создание самостоятельного речевого высказывания

Продолжить рассказ, исходя из заданных параметров стиля речи

Повествование делового и научного стилей

Предметная (биология, география, обществознание)

Анализ текстов, заполнение таблицы, «мозговой штурм»

На основе сопоставительного анализа выявить отличия делового и научного повествования

Деепричастный оборот

тематическая, предметная (литература)

Трансформации, создание синквейна

На основе анализа одноструктурных фрагментов текста вывить, в каких речевых ситуациях уместно употребление деепричастного оборота

Употребление причастий и деепричастий в речи

Анализ текстов, групповая работа

На основе предложенных фрагментов текстов выявить тенденцию употребления причастных и деепричастных оборотов в зависимости от стиля речи, составить по группам высказывание разных стилей на заданную тематику

Описание места

Изменение порядковых числительных

Тематическая, предметная (математика, география)

Групповая работа

Исправить ошибки в склонении порядковых числительных в разговорной речи

Употребление числительных в речи

Тематическая, предметная (математика, география)

Групповая работа

Исправить ошибки в склонении сложных и составных количественных числительных в разговорной речи

Описание состояния окружающей среды

Предметная (литература, география)

Эссе

Описать состояние окружающей среды в различных стиля: разговорный, художественный, научный, деловой

Указательные местоимения

Тематическая

Групповая работа, анализ текста, кластер

Выявить закономерности употребления указательных местоимений в зависимости от стиля речи

Употребление местоимений в речи

Тематическая

Групповая работа, анализ текста, сбор материала

Выявить закономерности употребления  местоимений в зависимости от стиля речи на основе анализируемых фрагментов

Соединение в речи разных типовых фрагментов

Предметная (литература, история)

Написание ж

эссе

Создание самостоятельного речевого высказывания, соединяющего разные типовые фрагменты

Методы и приемы работы в технологии развития критического мышления, а также примеры упражнений по стилистике, которые возможно применять при изучении системного курса русского языка в 7-9 классах, см. в Приложении 2.  

        Разработка данной системы преподавания, основанной на изучении стилистики на отдельных уроках и в рамках тематической интеграции, ведется в логике ФГОС, которые реализуются с 2011 года. Элементы этой системы имели место в практике преподавания изначально, причем  введение новых стандартов способствовало ее усовершенствованию.

Таким образом, в 7-8 классах  изучении стилистики в школе обучающиеся знакомятся:

  • со стилистикой как разделом науки о языке;
  • с научной классификацией стилей русского языка;
  • со стилистическими пометами толковых словарей;
  • с понятиями «стилистическая норма», «стилистическая ошибка»;
  • с публицистическим стилем;
  • с лексикой, ограниченной сферой употребления;
  • со стилистическими возможностями морфологии и синтаксиса.

При этом школьники уже имеют достаточную теоретическую подготовку и практические навыки создания связного речевого высказывания на заданную тему при определенной речевой ситуации, что обеспечивает органическую преемственность тех же методов и приемов дифференцированного интегрированного обучения стилистике, как и в 5-6 классах, однако все большая роль отводится технологии написания эссе.

        В 9 классе продолжается работа по совершенствованию владения нормами различных стилей речи, умения стилистического анализа текста, выбрать из синонимических вариантов стилистически верный синоним, а также

умение строить характерные для научного стиля простые, простые осложненные и сложные предложения (в основном повествовательные), нацеленные на выражение отвлеченной, теоретической мысли, на передачу научной информации и аргументацию выдвигаемых положений; использовать в них отвлеченную лексику, термины, формы глагола, не выражающие конкретного времени, стилистически нейтральные слова;

умение пользоваться наиболее употребительными жанрами низовых деловых бумаг (справка, заявление, докладная записка, автобиография, отчет, протокол, расписка, доверенность);  устанавливать допущенные стилистические недочеты и исправлять их;

умение целесообразно использовать в сочинении разнообразные средства лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, изобразительно-выразительные средства языка для создания образной речи и изображения персонажей и картин действительности, а также для создания нужной тональности речи;

умение пользоваться некоторыми публицистическими жанрами (заметка, репортаж, зарисовка, рецензия (отзыв), литературно-критическая статья, статья на общественно-политическую и морально-этическую темы); умение наблюдать действительность с точки зрения актуальности, общественной значимости происходящих событий и умение отразить общеинтересные факты в характерных для публицистики жанрах и способах изложения;

умение построить монологическое высказывание в характерной разговорной манере, используя разговорные синтаксические конструкции, слова и выражения, пословицы и поговорки, экспрессивную и эмоциональную лексику, слова с суффиксами субъективной окраски, элементы образной речи; умение придать речи соответствующую содержанию тональность.

        Таким образом, можно говорить о том, что предложенная система не только позволит обучающимся развивать коммуникативную компетенцию, но и является немаловажным элементом подготовки к итоговой аттестации.

Результативность

Результатами моей работы является положительная динамика успеваемости обучающихся, уровня коммуникативных способностей, уменьшение уровня стилистических ошибок в письменных работах школьников, положительные результаты ГИА по русскому языку за 201502016 учебный год, а также результаты предметных олимпиад и открытых конкурсов муниципального и регионального уровня (см. Приложение 3).

Адресная направленность.

Полагаю, что педагогический опыт и результаты работы в данной системе могут пригодится учителям русского языка и литературы, развивающим у обучающихся коммуникативную компетенцию средствами языка.

Кроме того, умение работать с текстами разных стилей необходимо для участия в различных межпредметных конкурсах, выступлениях на конференциях научных сообществ, создания школьной газеты.

Предложенные темы уроков русского языка, дифференцированные задания могут пригодиться учителям-словесникам, работающим в ключе развивающего и проблемного обучения.

Список использованной литературы

  1. 1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов,  Г. В Бурменская,  И. А.  Володарская, О. А Карабанова,  С. В. Молчанов,  Н. Г Салмина - М., 2008Бахтин, М. М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения / М. М. Бахтин // Русская словесность. – 1994. - №2. – с. 47 – 56
  2. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. – М.: Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. – М.: Просвещение, 1959. – 223 с.Просвещение, 1959. – 223 с.
  3. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин – М., Логос, 1981. – с. 31 – 42
  4. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.  Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов единого  государственного экзамена 2015 года  по русскому языку    
  5. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным  научным учреждением   «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
  6. Иконников, С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка / С. Н. Иконников. – М.: Просвещение, 1977. – 106 с.
  7. Иконников, С. Н. Стилистика в курсе русского языка (VII – VIII классы) / С. Н. Иконников. – М.: Просвещение, 1979. – 300 с.
  8. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка; учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. институтов / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1977. – 368 с.
  9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.

      Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 (зарегистрирован  Минюстом России 07.06.2012,  рег. № 24480)  «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта среднего (полного) общего образования».
  2. Развитие образования//Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020.УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р3.3. года.
  3. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. – М. 1983, - с. 334
  4. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1974. – 205 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.
  6. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- №5.-2003


[1]Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования от 2004 года. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Л. Данилюк, А.М. Кондаков.

[2]Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 (зарегистрирован  Минюстом России 07.06.2012,  рег. № 24480)  «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта среднего (полного) общего образования».

[3] Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.  Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов единого  государственного экзамена 2015 года  по русскому языку    

Подготовлен Федеральным государственным бюджетным  научным учреждением   «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

[4]III.4. Развитие образования//Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020.УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р3.3. года.

[5]Критерий № 4 «Качество письменной речи»  (проект критериев оценки итогового сочинения выпускников для школы и вуза, 2014) http://www.ug.ru/news/12958

[6]Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов,  Г. В Бурменская,  И. А.  Володарская, О. А Карабанова,  С. В. Молчанов,  Н. Г Салмина - М., 2008

[7]Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Доклад  "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"...