Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка при помощи тестов и тестовых заданий у учащихся старших классов
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Выполнила учитель русского языка
и литературы
Бакулина Ирина Геннадьевна
Панаевск
2010
"Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения", - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда. Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности.
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к построению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение старшеклассников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».
Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа. В последнее время все чаще и чаще заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности. Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне–речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15–17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, продолжает отмечаться снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих старшеклассников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята пассивны на уроках русской словесности (русского языка и литературы, других предметах гуманитарного цикла), затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.
Интересен и тот факт, что несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи. По мнению психологов, это происходит вследствие отсутствия своевременно поставленного ребенку фонематического восприятия речи, а также в связи с недостаточно сформированными основными навыками самоконтроля в учебной деятельности.
Большие трудности у многих детей вызывают пунктуационная и орфографическая грамотность. У учеников современной общеобразовательной школы наблюдается отсутствие необходимого интереса к родной речи. В результате многие учащиеся старших классов показывают высокий уровень тревожности во время единого государственного экзамена (ЕГЭ), испытывают неуверенность в своих силах и, несмотря на стабильную подготовку по предмету, действительно опасаются столкнуться с заданием С–уровня.
Школа, в свою очередь, неустанно трудится над формированием коммуникативной компетентности учеников. Существенным достижением современной методики преподавания русского языка является дидактическая система коммуникативного обучения, влияющая на традиции преподавания и развития связной речи школьников на всех ступенях школьного обучения, а также в подготовке учащихся к итоговому государственному контролю в форме ЕГЭ.
Современная педагогика подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).
Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной, речевой, лингвострановедческой, правописной. Остановимся на коммуникативной компетенции как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.
Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».
В основном требования коммуникативной направленности предъявляются к урокам русского языка, но уроки литературы тоже предоставляют широкие возможности для формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
В работах В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик, Н.А.Пленкина выделены общие коммуникативные умения, ведущие к выработке соответствующих навыков.
Общие коммуникативные умения
Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение
воспринимать и основную мысль текста собирать и
устную и систематизировать
письменную материал на
речь тему
Умение пересказывать подробно, выборочно сжато исходный текст. |
Умение создавать тексты разных типов и стилей речи |
Умение совершенствовать и редактировать написанное |
Психологи и лингвисты определили важные приемы работы по развитию умения слушать, воспринимать речь: запись фактов, составление плана и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др. Важность данных приемов в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном: слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует ее на письме.
II. Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы.
С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках русского языка в 5 классе, а на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют знания и умения на уроках русского языка, литературы.
При знакомстве с абзацем на уроках русского языка и при изучении отдельной темы на уроках вводится понятие «микротемы». Учащимся важно освоить выделение микротем и членения текста на абзацы, выделение их при письме красной строкой, научиться озаглавливать части текста, исходя из подтемы или основной мысли. Такая работа – основа обучения составлению плана высказывания. Учащиеся уже 5-6 классов должны учиться не выходить за рамки заданной темы.
III. Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению. Подходы к изучению этих тем достаточно хорошо разработаны в методике.
IV. Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст формируется в начальной школе, но развивается и совершенствуется в среднем и старшем звене. Не случайно на письменном экзамене по русскому языку в 9 классе наряду с умением создавать собственный текст на заданную тему проверяется сформированность и данного умения.
С точки зрения психологии речи изложение текста представляет собой сочетание двух типов речевой деятельности – восприятия чужого высказывания и его воспроизведения.
Сочинение по литературе в свою очередь тоже предполагает владение умением пересказывать текст, особенно при анализе эпизода.
V. Развитие умения создавать тексты разных типов и стилей речи подразумевает знакомство с теорией вопроса.
Прежде всего, детей необходимо познакомить с понятием текста, т.к. важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала.
Уже 5-классники знакомятся с признаками текста:
- текст- это высказывание на определенную тему;
- в тексте реализуется замысел говорящего;
- текст – это законченное высказывание;
- к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;
- правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
VI. Учить умению совершенствовать и редактировать написанное очень важно, так как отсутствие правки, неумение исправлять написанное снижает качество сочинения.
Формировать коммуникативные умения и навыки на уроках русского языка можно, используя и различные виды тестов и тестовых заданий.
Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы.
Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи: повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование тестов; расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования тестов; воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, Интернета; создать условия для творческой деятельности учащихся на занятии.
Использование тестов на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности.
"Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения", - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда.
Русский язык и математика - базовые предметы всего школьного курса. Недостаточное их усвоение сильно сказывается на качестве знаний по другим предметам. Именно русский язык и математика играют решающую роль в развитии внутренней речи и логического мышления, а, следовательно, и мышления вообще.
Тесты как измерители уровня подготовки по русскому языку
В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно используют следующие виды работ: устный опрос (для проверки знаний и учебных умений); диктант и изложение (для проверки практической грамотности: орфографической, пунктуационной, культурно-речевой); сочинение (для проверки продуктивных коммуникативных умений); различные виды работ, связанные с анализом текста: вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста, тезисов и т. п. (для проверки рецептивных коммуникативных умений).
Как мы видим, каждый из традиционных измерителей даёт возможность проверить только отдельный тип компетенций, а это не позволяет объективно оценить уровень подготовки учащихся по русскому языку и приблизить контроль к тому виду, что предлагается централизованно в виде мониторинга и экзамена в форме ГИА и ЕГЭ.
В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование, которое обеспечивает: валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта - компетенции, раздела или целого курса; демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания; чистоту результата: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же теста; объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
возможность аттестовать учащегося на основе интегральной оценки - суммы набранных им баллов за выполнение работы, охватывающей полный курс русского языка.
Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли ответов - угадываний.
Учитывая особенности построения экзаменационных работ ГИА и ЕГЭ, которые нацелены на проверку всех компетенций выпускника с обязательно опорой на текст, следует и в процессе всего обучения в школе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществлять преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использовать тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции.
Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка: орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими, пунктуационными, орфографическими.
Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют: знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.
Задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетентности:
умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте (понимать читаемый текст); умение анализировать содержание читаемого текста (определять тему, основную мысль, позицию автора);
умение анализировать языковую форму воспринимаемого текста (анализировать средства выразительности языка, используемые автором); умение формировать и формулировать собственную позицию (обдумывать коммуникативное намерение своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения); умение композиционно стройно оформлять связное высказывание (обеспечивать последовательность и связность изложения); умение пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка (выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи); орфографических и пунктуационных навыков (именно навыков, а не знаний и умений, которые проверяются вне составления собственного текста); владение нормами современного литературного языка (вне отрыва от собственного речевого опыта).
Таким образом, планируя итоговую контрольную работу, мы пытаемся объединить традиционный и тестовый подход в проверке знаний учащихся с опорой на текст.
Тестовые задания на уроках русского языка
Предварительно в систему уроков следует вводить элементы подобных заданий, чётко ориентируясь на программный материал, пройденный не только в данном классе, но и в предыдущих. Структура многих учебников, в основу которых положен текстонаправленный принцип, позволяют это сделать.
Учителю полезно не только самому подбирать тексты для комплексного анализа на уроке, но и предлагать эту работу самим учащимся. Особый интерес вызывают у ребят групповые занятия по разработке различных заданий по одному и тому же тексту с максимальным использованием его языковых, лингвистических и коммуникативных особенностей. После рефлексивной обработки результатов выбирается лучший вариант, при необходимости дополняется и выполняется всем классом с обязательным выходом на сочинение, темы которого тоже предлагаются самими ребятами.
В выпускных 9 и 11 классах ориентиром для составления итоговых работ могут послужить реальные варианты ГИА и ЕГЭ, помещённые в сборники для подготовки к экзаменам.
Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остаётся проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием устойчивых практических умений и навыков на их основе. Не менее важной в курсе обучения русскому языку является проблема формирования системности представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Такой подход способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.
Актуально проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы - обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире. Особенно важным представляется решение вопроса об отборе коммуникативно значимых элементов содержания обучения русскому языку и о пропорциональном увеличении их доли в обучении.
Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание проблеме повышения уровня орфографической грамотности на современном этапе не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов, как морфемика, словообразование и лексика. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать не информирующие принципы преподавания, а коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.
С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять их на практике.
Учитывая данные рекомендации, следует при подготовке учащихся основной школы к ГИА в новой форме так выстраивать итоговый контроль, чтобы все выявленные проблемы можно было бы решить комплексно, а в этом опять самым оправданным подспорьем может быть работа с текстом.
Хотя весь курс усвоения русского языка происходит в основной школе, но и на ЕГЭ в 11 классе выявляется не меньше пробелов, чем у выпускников 9-х классов.
Особую тревогу вызывают следующие коммуникативные компетенции:
-умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения;
-умение определять последовательность предложений в тексте и средства связи предложений текста;
-умение использовать основные приёмы информационной обработки текста. Самыми распространёнными ошибками при выполнении части С являются пунктуационные, грамматические и речевые.
Следует развивать способность старшеклассников анализировать тенденции, закономерности, проблемы общественной жизни, совершенствовать умения логико-аналитического и речевого характера с созданием собственного речевого высказывания: умения рассуждать, сопоставлять, оценивать, аргументировать, делать выводы.
Следует уделить особое внимании в обучении русскому языку в старших классах принципу целенаправленного развития всех видов речевой деятельности, который реализуется на основе текстоцентричного подхода. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, представлять необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного письменного анализа предложенного текста (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Для этого следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты. Резервом повышения эффективности формирования коммуникативной компетенции может быть усиление внимания к вопросам структурной организации текста.
Следует более последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Особое внимание следует обратить на формирование аналитических умений через различные виды переработки текстов и создание собственных устных и письменных текстов.
При изучении русского языка следует обратить серьёзное внимание на формирование собственно лингвистических знаний, в том числе лингвистической терминологии.
Задача учителя - совершенствовать ключевые компетенции обучающихся по русскому языку, развивать аналитические способности старшеклассников, совершенствовать речевые умения по созданию собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
Требования к тесту
Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.
Слово "тест" английского происхождения и на языке оригинала означает "испытание", "проверка". Тест обученности это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно краткими, требующими сжатых ответов; информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений; удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.
Достоинства и недостатки тестирования
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся
является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая
кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные.
Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто
встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.
Но несмотря на указанные недостатки тестирования как метода
педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в курсе изучения русского языка.
Достоинства тестовых заданий: большая объективность и, как следствие, больше позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; исключается воздействие негативного влияния на результаты тестировании таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя; ориентированность на современные технические средства; на использовании в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем; универсальность, охват всех стадий процесса обучения.
Отметим другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью
составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем нуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление экономики.
Коммуникативная компетентность как форма учебной деятельности
Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников
Считается, что можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень -неосознанная компетентность; второй -репродуктивная компетентность; третий -продуктивная компетентность; четвертый -творческая компетентность. Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями.
Критерием первого уровня считается несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда не повезло с педагогом или когда ученик испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.
Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.
Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно-логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).
Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в партнерство, транслируя социальную ответственность на высший уровень социализации.
Среди выделенных четырех уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвертый уровень - творческая компетентность. Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство. Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт (текст), который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы
Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Статья в методическй журнал...
«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5-11 классах при помощи текстовых заданий в рамках итоговой аттестации»
Из опыта работы...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики
Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Задания по развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка
Обобщение опыта по теме самообразования представлено в виде карточек с заданиями...
Развитие коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка с помощью обучения по станциям
Методическая разработка урока немецкого языка с использованием обучения по станциям. В данной разработке рассмотрены основные вопросы и примеры использования этой формы обучения вместо традиционной фр...