Урок внеклассного чтения в 7 классе по теме "Человек и природа"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Балюк Ирина Владимировна

Урок построен в форме устного журнала по заявленной теме "Человек и природа". Учитель  ведет ребят по страницам художественных произведений поэтов, прозаиков, писавших о природе. Учащиеся наизусть читают известные и не очень стихотворения Ф.Тютчева, А.Толстого, А.Кольцова, С.Багрова, Вл.Солоухина, Ник.Рубцова. Дети учатся чувствовать то, что было испытано авторами стихотворений, рассказов. Они делятся своими мыслями о прочитанном, услышанном. Учитель ставит перед учащимися непростые вопросы: "Свидетелями каких событий в жизни природы вы стали?""Что вы можете сказать о собственном отношении к природе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda.docx20.36 КБ
Файл moi_razdumya_o_professii_uchitelya.docx12.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7 классе по теме «Человек и природа».

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района РТ

Цели урока: 1)способствовать воспитанию художественного вкуса, интереса к стихотворениям, любви к природе;2)развивать способность видеть не только красоту, но и беззащитность природы перед наступлением безрассудства человека

Оборудование: отрывок из документального фильма «Лесное озеро», репродукции картин русских художников на тему «Природа», рисунки и коллажи детей.

Ход урока.

                                                           Не то что мните вы природа:

                                                           Не слепок, не бездушный лик-

                                                           В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                           В ней есть любовь, в ней есть язык

                                                                                   Ф.И.Тютчев

Учитель: Для поэтов и писателей тема природы в их творчестве занимает важное место. Природа, Родина, народ. Задумайтесь, какой общий корень у них? Произносим эти дорогие строки и что представляем? Представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: великаны-деревья, густая зелень шелковой травы, несмолкающий лесной шум, крик птиц в небе, прозрачный холод родника.

Ученик: А.Толстой

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи.

Учитель: Может ли наскучить человеку Природа?

Ученик: Нет, конечно. Разве может надоесть голубое небо?! Чистый искрящийся снег, солнце, щедро дарящее нам своё тепло?!

Учитель: Мы часть всего этого, часть природы.

Ученик: Это никогда не надоест-

Листьев неумолчное плесканье.

Млеющих, бессмертных звезд блистанье,

Иль, как раньше говорили, звезд.

Это не наскучит никогда-

Плавная неправильность сугроба.

Ровная законченность плода.

По земле идущая дорога.

По песку бегущая вода.

Учитель: Не могут оставить равнодушными строки Алексея Кольцова, которые звучат словно колыбельная песня, напеваемая матушкой-природой. Слушая их, запомните, что вы чувствуете при этом?

Ученик: В небе зоренька занимается,

Золотой рекой Разливается,

А кругом лежит степь широкая,

И стоит по ней Тишь глубокая…

Ковылем густым Степь белеется,

Травкой шелковой Зеленеется,

Ты цветешь красой, Степь привольная,

Пока нет еще Лета знойного:

Всю сожжет тогда Тебя солнышко,

Попалят твою Травку  цветики!

Пока нет еще Время тяжкого-

Тёмной осени, Ветра буйного:

Разнесёт тогда Он по воздуху Всю красу твою - Ковыль белую!

Учитель: Слушая эти строки, что вы чувствуете, что представляете?

Ученик: Передо мной расстилается прекрасная картина русской природы: чудо рождения нового дня: «зоренька занимается».

Учитель: Человек, умеющий видеть эту красоту – счастливый. А какие чудеса подарила вам природа? Свидетелем чего вы, может быть, стали? (Обратимся к рисункам детей)

Ученик: «Побулькает ручеек в ложбине, словно кто-то прополаскивает горлышко. Слушаю его, и, кажется: пройдет самая малость, и он запоет. И солнце оперлось подбородком на пухлое облако,  ждёт:  запоёт ли? И я жду. Ждал, ждал и задремал. Тогда и запел надо мной жаворонок. Кажется, переместился ручеек высоко в небо, чисто  чисто заструился и вернулся на землю песней… А земля слушала, нежилась и дышала. По – над пашнями стояло сине-сине. И берёзовые колки плыли, казалось, вдаль по морю  окияну горделивыми белыми лебедями. Много ли надо для радости? Припал жаворонок к воде, освежил горлышко и запел. И всё окрест высветилось. Потому, видно, и деревья, и цветы, и зверушки – к земле припадают».

Учитель: Нас всех объединяет Любовь к Природе. Образ родины связан с образом родной земли. Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки.

Ученик: Сергей Багров «Зеленая Русь»

«Ласковый светлый ручей, луг с пасущимся стадом. За лугом зеленые березы. Гладя землю растрепанно рыжими волосами, опускается солнце. На пригорке под тенью листвы бежит рокочущий трактор. Красные всполохи спелой рябины. Полёт бабочки над ручьём. Куда ни посмотришь  всюду родимая Русь. С чем её можно сравнить? Разве только с сокровищем, самым роскошным и дорогим, которому нет и не будет оценки. И еще её можно сравнить с наследством, перешедшим к нам от наших отцов.

Сквозь толпу торопливо бегущих лет несем мы это наследство. А когда окажемся на черте, за которой путь наш будет оборван, отдадим наследство другим. – Это ваше! Берите!

Взглянут наши наследники и увидят: стаи зелёных деревьев, реку под закатным лугом, копны сена на берегу, а под самыми облаками – вольных птиц, летящих в дальние страны. Родина. Дорогая зелёная Русь. Не случайно сказал поэт, что её не умом, а лишь сердцем можно постигнуть. Для этого и постигнуть, чтоб крепче любить, заслоняя, как мать, от всех потрясений».

Учитель: Вдумаемся в последние строки. Постигнуть, крепче любить, заслонять от потрясений. Кого? Природу? Что вы можете сказать о собственном отношении к природе? Об отношении к ней взрослых, сверстников?

Учитель: Часто, к сожалению, бывает, что отношение к природе не совсем любящих её людей! Вспомним поломанные деревья, мусор на улицах городо, загрязненные реки и озёра.

Ученик: «Камешки на ладони» Вл.Солоухин. «Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и вырезает ей вымя, вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день. Ни у одного животного(а равно и птиц) на земном шаре не запрограммировано предварительной боязни по отношению к человеку или ненависти к нему. Очень быстро (в заповедниках хотя бы) белки начинают впрыгивать на руки, ежи подходят и нюхают ногу, олени и медведи берут хлеб из рук. Не прирученные, а дикие олени и медведи. И только сам человек своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли».

Учитель: Как жаль, что человек, становясь умнее, не становится мудрее.

Ученик: «Про зайца» Ник.Рубцов.

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шёл домой,

Бедный заяц с перепугу,

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Учитель: Проблемы экологии сейчас у всех в умах и на устах. А чем мы можем помочь природе?

Ученик:- Можно посадить дерево, очистить заброшенный родник, ручей.

- Отправляясь в поход, убирайте после себя мусор, бумагу.

Учитель: Послушайте стихотворение Вас.Фёдорова и скажите, о чем оно. Как вы относитесь к высказанной проблеме?

Да Винчи говорил:

Когда вы захотите

Какой-нибудь реке

Дать новый,

Лучший путь,

Вы как бы

У самой реки спросите,

Когда б она сама

Хотела повернуть.

Мысль Леонардо!

Обновись и шествуй,

И вечно торжествуй

На Родине моей

Природа и сама

Стремится к совершенству.

Не мучайте её,

А помогайте ей!

Учитель: Старое, извечное несоответствие нами той земле, на которой мы живём, и её благости – старя наша беда.

Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой  записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственным по отношению к ней может быть лишь человек. Не природа ли удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наши моральное состояние. Не ею ли и крепится наши благоразумие и благодеяние?!

Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся.Тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда – то Эвенк на берегу Байкала перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден её погубить. Теперь мы стали иными.

Земля – космическое тело. И все мы не кто иные, как космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле столь остроумна, что обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение тысяч и тысяч лет.

И вот мы постепенно эту систему выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан.

Мы часто слышим: «Красота спасёт мир». Но и без доброты нет спасения. Человек – часть природы, поэтому может её спасти, если начнёт спасение мира с себя, с перестройки своего сознания. Скольких наших бед и несчастий не было бы, если бы все люди хорошо относились к друг другу. Боязнь совершать безнравственные поступки делают человека, любого, выше, чем он есть. Лучше, чем о нем думают другие. Чище, лучше, добрее  вот такими мы должны стать.

Расул Гамзатов.

Я не врач, не сказочный целитель,

Но все же людям дать могу совет:

Друг друга, по возможности, любите!

Любовь – вот снадобье от наших бед!

                                      Ф.И.Тютчев

                                                          Не то что мните вы природа:

                                                           Не слепок, не бездушный лик-

                                                           В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                           В ней есть любовь, в ней есть язык



Предварительный просмотр:

Мои раздумья о профессии учителя.

                                      Учителя, которым дети обязаны воспитанием,  

                                          почтеннее,  чем родители: одни дают только жизнь,  

                                       а другие – добрую жизнь.

                                                                                       Аристотель.                                                                                                                                                                                                                                                           Всем известно, что профессия учителя – одна из самых гуманных, благородных и творческих.

Педагога можно сравнить со скульптором по дереву, осуществляющим свой творческий замысел, выявляя собственные возможности материала. Увидеть в сучковатой ветке бегущего оленя и своим усилием реализовать этот образ – вот задача мастера. Задача учителя – увидеть в маленьком человеке индивидуальность, найти свой подход к каждому.

 Проведу аналогию между школой и музыкой. Чтобы зазвучала музыка, надобны и музыкальное произведение, и его исполнитель. Композитор сочиняет музыкальный текст, исполнитель озвучивает. Редкость, когда композитор и исполнитель соединяются в одном лице, так как сочинение музыки и её исполнение требует разных способностей. Исполнительская деятельность – особая форма творчества, кроме профессионального мастерства требует от музыканта знаний, культуры, художественной зрелости.

И в самом деле, не требуем же мы от Святослава Рихтера, чтобы он был не только пианистом, но и ещё и автором нот, по которым играет! Нас не смущает то обстоятельство, что ноты начертаны  Бетховеном, и мы благодарны исполнителю за его потрясающую игру.

Учитель – то же Рихтер, и урок или классный час – это тоже произведения, но уже другого искусства, педагогического. Кроме того, учитель – не только исполнитель, но и автор этого произведения. Никто не вручает педагогу нот, по которым он мог бы разыграть потрясающую пьесу. Педагог сам сочиняет текст – урок, собирая его по крупицам из разных источников. Получается, что учитель и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Учитель учит. Надобно, чтобы дитя училось: никто не в силах за него учиться. Но душа ученическая подвержена настроениям, зависящим не только от самочувствия, но порой и от погоды.

Можно ли обойтись без учителя? Есть ведь учебник, Интернет, наконец! Древний философ Сократ свысока смотрел на книгу как  учителя: «С таким молчаливым учителем нельзя вести диалог!» Согласитесь, какое же развитие ума без обсуждений, без споров?

Огромные возможности, благо ученика зависят от особых условий. И имя этим особым условиям – воспитатель, учитель. Учителя ничем и никем заменить нельзя. Потому, что никакая книга не почувствует затруднения ученика, нежели учитель. Потому, что ничто в мире не заменит личных отношений между детьми и их педагогами. Потому, наконец, что на рост души влияют те эмоциональные связи, которые устанавливаются между учеником и наставником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...