Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
материал по литературе (9 класс) на тему

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gorkiy.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по чтению   9 класс.

Тема: Максим  Горький. «Песня о Соколе» .

Учитель  Власова Татьяна Николаевна

Цель: познакомить учащихся с отражением двух типов сознания в произведении М. Горького «Песня о Соколе»;

Задачи:

  • Обучающие :                                                                                                                                                        познакомить с личностью писателя;
  •  познакомить с творчеством писателя на примере «Песни о Соколе»;
  • учить  работать над композицией произведения
  • учить оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе

Развивающие:

  • развивать связную речь, логическое мышление;
  • развивать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
  • выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному слову.

Ход урока                                                                                                                                                                                         1. Организация класса.

       2.    Подготовка к восприятию нового. Вступительное слово учителя.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (уч-ся высказывают своё понимание цитаты Дж. Лессинга)

- Скажите, легко ли размышлять?

       3. Сообщение темы урока.

А)  - Наш сегодняшний урок посвящён писателю Максиму Горькому и его творчеству.

Б)   Запись в тетрадях учащихся.    «Неугасимая вера в победу разума». Эти слова можно произнести в адрес этого великого человека.

4. Знакомство с новым материалом.

Работа с презентацией.

- Максим Горький пронёс через свою жизнь веру в разум, с юношеских лет до последнего вздоха. А сама жизнь писателя была очень сложна.                                                                                                          

Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя Максима Горького) родился (на доске появляется запись: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868-1936) 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра.                                                                                  Рано осиротев, детские годы провёл в доме деда. С 11лет пошёл « в люди», работал пекарем, грузчиком на пристани, ночным сторожем. Перепробовал много профессий, пытался поступить в Казанский университет.                                                                                                                                          Когда Горький познакомился с В. Короленко и показал ему своё первое литературное произведение (поэму «Пень старого дуба»), началась творческая жизнь молодого писателя Пешкова. По мнению мудрого Толстого, Горький впервые принёс в литературу народный взгляд на мир.                                                                                                                                                                              В молодые годы Горький жил  преимущественно в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. С 1906 по 1913 – в добровольной политэмиграции на острове  Капри, в Берлине, Чехословакии, снова в России.                                                                                                                                                                                Вторая  половина биографии Горького оказывается гораздо более драматичной, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью.   В официальной биографии фигурирует писатель - политик, в подлинной биографии Горького живёт гражданин, борющегося со всякого рода насилием в культуре.                                                                                                                                           16 июня 1936 года Горький умирает, но остаётся его творчество. Сотни оттенков  человеческого чувства встречаем мы в произведениях писателя, сколько красок звучит в его книгах – от любви, обожания, воспеваний до гнева, презрения, ненависти.    Он был певцом света. Бесстрашно изображал мрак и мерзость жизни, картины « дна», разоблачал низость человеческих чувств, пытался пробудить в человеке гордость самим собой, говорил ему, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое доброе, святое, и что кроме его – нет ничего достойного внимания.

- С какими произведениями Максима Горького вы знакомы?

5. Знакомство с новым произведением.

а) Запись в тетрадь «Песня о Соколе»                                                                                                                                                      б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.                                                                                          

- На этом уроке мы познакомимся с ещё одним произведением М.Горького «Песня о Соколе». Внимательно послушайте произведение и задумайтесь над вопросом : - Какие чувства у вас рождает «Песня о Соколе»?

После чтения учителем, выслушать ответы детей на поставленный ранее вопрос ( заставляет нас задуматься над вопросами о сущности жизни, о смерти и бессмертии).

в)  Выявление первичного восприятия.                                                                                                                                        – Понравилось ли вам это художественное произведение?                                                                                                  - В какой форме оно написано?                                                                                                                                                   - Кто  главные действующие лица  этого произведения?

- Какими являются герои этого произведения?

6. Выборочное  чтение по ролям уч-ся (диалог между Соколом и Ужом)

А) С.166 со слов: «Подполз он ближе к разбитой птице…» до «… и поживёшь ещё немного в твоей стихии».

Б) с.168 с начала и до конца страницы

7. Подведение итогов урока.

- Кому предназначена эта «Песня…»?  (для сильных и смелых духом)

- Я веду вас к мысли, что любое художественное произведение – это новый мир, мир неизведанного, таинственного и проводником в этот мир является автор. Я надеюсь, что М.Горький откроет для вас много нового в вас самих. И вы постараетесь ответить для себя на вопрос: «Кто я: Сокол или Уж»?

8. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Спасибо всем за работу и внимание. На следующем уроке мы продолжим размышлять, осмысливать мотивы и поступки героев. Обосновывать своё мнение цитатами из текста.                  Дома: выразительное чтение произведения, иллюстрации.