Главные вкладки

    Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
    материал по литературе (9 класс) на тему

    Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_gorkiy.docx23.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока по чтению   9 класс.

    Тема: Максим  Горький. «Песня о Соколе» .

    Учитель  Власова Татьяна Николаевна

    Цель: познакомить учащихся с отражением двух типов сознания в произведении М. Горького «Песня о Соколе»;

    Задачи:

    • Обучающие :                                                                                                                                                        познакомить с личностью писателя;
    •  познакомить с творчеством писателя на примере «Песни о Соколе»;
    • учить  работать над композицией произведения
    • учить оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе

    Развивающие:

    • развивать связную речь, логическое мышление;
    • развивать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
    • выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения

    Воспитывающие:

    • воспитывать любовь к родному слову.

    Ход урока                                                                                                                                                                                         1. Организация класса.

           2.    Подготовка к восприятию нового. Вступительное слово учителя.

    - Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (уч-ся высказывают своё понимание цитаты Дж. Лессинга)

    - Скажите, легко ли размышлять?

           3. Сообщение темы урока.

    А)  - Наш сегодняшний урок посвящён писателю Максиму Горькому и его творчеству.

    Б)   Запись в тетрадях учащихся.    «Неугасимая вера в победу разума». Эти слова можно произнести в адрес этого великого человека.

    4. Знакомство с новым материалом.

    Работа с презентацией.

    - Максим Горький пронёс через свою жизнь веру в разум, с юношеских лет до последнего вздоха. А сама жизнь писателя была очень сложна.                                                                                                          

    Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя Максима Горького) родился (на доске появляется запись: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868-1936) 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра.                                                                                  Рано осиротев, детские годы провёл в доме деда. С 11лет пошёл « в люди», работал пекарем, грузчиком на пристани, ночным сторожем. Перепробовал много профессий, пытался поступить в Казанский университет.                                                                                                                                          Когда Горький познакомился с В. Короленко и показал ему своё первое литературное произведение (поэму «Пень старого дуба»), началась творческая жизнь молодого писателя Пешкова. По мнению мудрого Толстого, Горький впервые принёс в литературу народный взгляд на мир.                                                                                                                                                                              В молодые годы Горький жил  преимущественно в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. С 1906 по 1913 – в добровольной политэмиграции на острове  Капри, в Берлине, Чехословакии, снова в России.                                                                                                                                                                                Вторая  половина биографии Горького оказывается гораздо более драматичной, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью.   В официальной биографии фигурирует писатель - политик, в подлинной биографии Горького живёт гражданин, борющегося со всякого рода насилием в культуре.                                                                                                                                           16 июня 1936 года Горький умирает, но остаётся его творчество. Сотни оттенков  человеческого чувства встречаем мы в произведениях писателя, сколько красок звучит в его книгах – от любви, обожания, воспеваний до гнева, презрения, ненависти.    Он был певцом света. Бесстрашно изображал мрак и мерзость жизни, картины « дна», разоблачал низость человеческих чувств, пытался пробудить в человеке гордость самим собой, говорил ему, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое доброе, святое, и что кроме его – нет ничего достойного внимания.

    - С какими произведениями Максима Горького вы знакомы?

    5. Знакомство с новым произведением.

    а) Запись в тетрадь «Песня о Соколе»                                                                                                                                                      б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.                                                                                          

    - На этом уроке мы познакомимся с ещё одним произведением М.Горького «Песня о Соколе». Внимательно послушайте произведение и задумайтесь над вопросом : - Какие чувства у вас рождает «Песня о Соколе»?

    После чтения учителем, выслушать ответы детей на поставленный ранее вопрос ( заставляет нас задуматься над вопросами о сущности жизни, о смерти и бессмертии).

    в)  Выявление первичного восприятия.                                                                                                                                        – Понравилось ли вам это художественное произведение?                                                                                                  - В какой форме оно написано?                                                                                                                                                   - Кто  главные действующие лица  этого произведения?

    - Какими являются герои этого произведения?

    6. Выборочное  чтение по ролям уч-ся (диалог между Соколом и Ужом)

    А) С.166 со слов: «Подполз он ближе к разбитой птице…» до «… и поживёшь ещё немного в твоей стихии».

    Б) с.168 с начала и до конца страницы

    7. Подведение итогов урока.

    - Кому предназначена эта «Песня…»?  (для сильных и смелых духом)

    - Я веду вас к мысли, что любое художественное произведение – это новый мир, мир неизведанного, таинственного и проводником в этот мир является автор. Я надеюсь, что М.Горький откроет для вас много нового в вас самих. И вы постараетесь ответить для себя на вопрос: «Кто я: Сокол или Уж»?

    8. Выставление оценок. Домашнее задание.

    - Спасибо всем за работу и внимание. На следующем уроке мы продолжим размышлять, осмысливать мотивы и поступки героев. Обосновывать своё мнение цитатами из текста.                  Дома: выразительное чтение произведения, иллюстрации.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

    Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

    Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

    Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"

    Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...

    6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

    6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...

    Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе

    Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...

    Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)

    Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления...

    Урок чтения М Горький "Песня о Соколе"

    Конспект урока чтения в 9 классе...