Диспут на тему "Величие человека" для шестых классов
классный час по литературе (6 класс) на тему

Пугач Нина Игнатьевна

Диспут на тему Величие  человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_na_temu_velichie_cheloveka.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут на тему «В чём величие человека»

экран

                                                    Природа-мать! Когда б таких людей

                                                    Ты иногда не посылала миру,

                                                     Заглохла б нива жизни

Учитель  Пугач Н.И.

Классы: 6 «А», 6  «Б»

Оборудование: портреты выдающихся людей: М.В. Ломоносов , Д.И. Менделеев, Конфуций, Кутузов, А.С.Пушкин, Гомер, Христофор Колумб, Леонардо да Винчи, А.В.Суворов, Карл Брюллов, Ю.А.Гагарин,  Николо Паганини, Спартак, Александр Невский, Пётр Первый, П.И. Чайковский.

видеоматериалы с зарисовками природы, классическая музыка.

Высказывания мудрых людей о служении обществу.

        Ход мероприятия

1.Добрый день всем, кто находится сейчас здесь( Представление присутствующих). Сегодня  наш классный час будет проходить в форме диспута. Будьте активны.

 А что такое диспут?

 Слово «диспут» происходит от лат.слова  disputo –  рассуждаю, спорю.

Диспут - коллективная форма обсуждения, столкновение многих точек зрения, мнений, противоположных и  исключающих друг друга суждений.

Цель диспута - расширение представлений о явлении, достижение ясности, уточнение своих взглядов и позиций.

Советы:

1. Не будьте голословны. Высказывая свою точку зрения,аргументируйте свою позицию

2.Имейте терпение выслушать любое мнение, не перебивая оппонента

3.Будьте корректны, в споре никого не оскорбляйте.

4.Начинайте свою речь словами «На мой взгляд, я считаю, я думаю, по- моему…

5.Используйте вводные слова во-первых, во-вторых, в-третьих…, если аргументов несколько

6.Помните: в споре рождается истина. Ваша точка зрения после обсуждения  может измениться.

О чём же мы с  вами сегодня будем рассуждать?

2.Вы слышали выражение «великий человек»? А задумывались вы над его смыслом? Что оно означает?

Над этими и другими вопросами  мы с вами  будем рассуждать.  

Итак, тема нашего диспута «В чём величие человека»

- Кого и за что можно назвать великим человеком? Ответы )

4.Обобщение. Здесь прозвучало, что великим можно назвать того, кто что-то открыл, сочинил, написал, сделал что-то необычное, чем-то прославился, который живёт честно, которого все знают  и др. Чтобы разобраться в данном вопросе, давайте сначала определимся:

1. Какая разница между словами:  большой, известный,  необычный, способный, талантливый, гениальный, великий. (Объясняем значение и  приводим примеры каждого значения):

Большой мальчик - взрослый, большой дядя Стёпа- высокий.

 Известный  журналист Александр Хабаров, известный олигарх Роман Абрамович, известный хулиган, учёный Григорий Перельман. Могут известные люди  

Пьер Беранже «Многие из тех, кто при жизни был возведён на пьедестал, не будут иметь статую после смерти»

Необычный, то  есть непохожий на других чем-либо – металлист.  Способный –имеющий способности к чему-либо: способный ученик

Талантливый - имеющий особые способности в какой-либо отрасли. Талантливый музыкант, художник. Талантливый поэт Сергей Есенин. Талантливый певец Николай Басков.

Гениальный - человек, одарённый свыше искрой Божьей или особым талантом: ребёнок в 4 года складывающий 6-значные числа…

Гениальный учёный Эйнштейн открыл теорию относительности. Гениальный  испанский художник  Сальвадор Дали ощущал Вселенскую взаимосвязь и пытался показать её в своих картинах. Гений-  это высшая степень таланта, это стихия, озарение. Талант - это тот, кто попадает в цели, в которые другие не могут попасть, а гений- это тот, который попадает в цели, которые другие не видят.

О гениальных и талантливых: «Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы».

        А вот вопрос : « А кого из них можно назвать великим человеком?»

Чтобы ответить на этот вопрос, выясним, что означает  слово «великий».

1.Великий - многозначное слово, оно  означает

1.-очень большой по размеру( это платье велико тебе).

2.- выдающийся по  своему значению, влиянию, достоинствам,

  отмеченный каким-либо знаменательным событием, значимый:      

   выдающийся учёный, архитектор и т.д. (известный)

3.- необычайно одарённый (гениальный): гениальный  поэт, композитор и т.д.

- О каком значении слова «великий» пойдёт  речь?  (выдающийся по своему значению, влиянию, достоинствам, отмеченный каким-либо знаменательным событием)

3. Величина зависит не от места, которое ты занимаешь, и не от  того, что ты совершил что-то из ряда вон выходящее и даже на время прославился и твоё имя занесено в книгу рекордов Гиннеса(прыгнул выше всех или съел много блинов).

4. Можно ли назвать великим простого человека, хорошего семьянина, добросовестного труженика?  Это хороший, порядочный человек. Память о нём сохранится в его потомках. А годы пройдут – о нём забудут.

 Наш поэт Николай Асеев: «Великий человек думает обо всей земле, а маленький о своей семье».

Древнегреческий философ, учёный Аристотель в 4 веке до нашей эры сказал: «Смысл жизни в том, чтобы служить другим, делать добро».

Вольтер «Никогда не бывает великих дел без великих препятствий»

Послушайте 2 легенды из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»- Легенду о Ларре  и легенду о Данко: кого из них, по-вашему, можно назвать великим? Почему? Ларру помнят? Да. О нём рассказывает старуха Изергиль: «Вот смотри, идёт Ларра», указывает она на тень. Но что о нём помнят? А Данко  вспоминают как  героя.

 А кто определяет, велик человек или нет?

Мы можем назвать  А.С. Пушкина великим поэтом? А великим человеком? Да. Он формировал русскую культуру. Он первый начал писать так, что простой народ мог читать его произведения. Он «милость к падшим призывал», обличал крепостное право, глаголом жёг сердца людей, то есть заставлял думать и действовать. Оставил большое творческое наследие. Создал язык, на котором мы говорим и пишем до сих пор.

Можно ли Сергея Есенина назвать «великим поэтом»? Да. Несомненно.

А вот « великим человеком» ?

«Большое  видится на расстоянии»  Как вы понимаете эти слова?

Генри Лонгфелло сказал: «Когда умирает великий человек, свет, оставленный им, продолжает освещать пути человечества в течение долгих лет».

 Древнекитайский философ Конфуций, живший в 5 веке до нашей эры, сказал: «Великим человека делает его путь». Фильм

Сам он оставил человечеству своё учение, по которому жил его народ веками.

5 добродетелей   (по Конфуцию).

1. Почитание родителей и старших людей

2.Благородство, умение жить в гармонии с людьми

3.Знание и образование

4. Служение человеку и человечеству, обществу

5. Постоянство, гармония с собой и Вселенной

Г.Уэлс  Величие человека можно определить по тому, «что он оставил после себя, чтобы оно росло дальше, и побудил ли он других мыслить в новом направлении, а именно  с мощью, действующей после него». Хотя Уэлс не считал себя христианином, он признал: «Если приложить эту меру, то Иисус стоит на первом месте».

« Великим человека делают  его  поступки  и время»  

Как вы понимаете это утверждение?

Великие люди ставят великие цели: служение Отечеству, народу, человечеству. Их мало волнуют личные проблемы, они не заняты накопительством. Только великие способны жертвовать собой во имя отечества, во имя человека и всего человечества. Это люди высоких нравственных качеств. Известные люди так высказывались о величии Человека:

Французский писатель Ромен Роллан сказал: «Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех».

 М.В.Ломоносов: « Малый человек и на горе мал, исполин велик и в яме».

 ( Я прочитаю вам отрывок из романа-эссе «Память» известного русского писателя 20 века В. Чивилихина об одно великом человеке (СТР.66-68)

Какую память о себе оставил Д.И.Менделеев?

Кто такой  Дмитрий Иванович Менделеев? Учёный, химик, футуролог.  Спустя 120 лет после открытия Периодической системы, в 1984 году ЮНЕСКО (ООН) назвала Д.И. Менделеева самым великим учёным всех времён и народов (отрывок из книги В.Чивилихина «Память» о Менделееве) стр 66-68

                                           

Вольтер «Никогда не бывает великих дел без великих препятствий»

- Вспомним, кто такой Прометей? Что он сделал? Он великий или нет? Почему? Великие учёные в поисках нужных лекарств заражали себя вирусами… И такое под силу только великим.

М.Горький: «Рождённый ползать – летать не может». И.С.Крылов: «Орлам случается и ниже кур спускаться. Но курам никогда до облак не подняться».

Кого из этих людей  можно назвать великим и за что? 

 Учёный Ломоносов, химик   Менделеев, полководец   Суворов,   художник Леонардо да Винчи,  путешественник Христофор Колумб, император  Пётр Первый,

- А Гитлер, Сталин, Наполеон, Чингисхан - кто они? Они тоже оставили свой след в истории человечества.( великие злодеи) 

1.Так какого человека мы можем назвать Великим?

1.Человек, который прожил жизнь с пользой. Гёте «Без пользы жить - безвременная смерть».

2.Но с пользой для кого? Для общества.

В  словаре Даля: о  великом человеке – славный  великими, знаменитыми подвигами  Дмитрий Михайлович Карбышев-генерал Красной армии, инженер, будучи контуженным, попал в плен.Гитлеровцы неоднократно пытались склонить его на свою сторону. Использовали пытки, угрозы, уговоры, подкуп. Но он ответил: «Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с Россией».

 Какой подвиг совершил Дмитрий Михайлович Карбышев?                     

 Вывод: Великим называют того, кто оказал влияние на ход человеческой жизни на Земле. И это влияние изменило культуру, возвысило её. Великие  движут  культурой и развитием жизни. 

 Если ты мечтаешь  стать великим, ожидай не славы. Но готовься к великому труду на благо людей.

 Природа-мать! Когда б таких людей

    Ты иногда не посылала миру,

     Заглохла б нива жизни, -

Так сказал известный русский поэт Некрасов о революционере-демократе Добролюбове. Эти слова можно отнести к каждому великому человеку.

      Для чего мы обсуждаем эти вопросы? «Зрелище великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, пробуждает деятельность».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

Урок-диспут "Проблемы экологии" в 10 классе

Our lesson we shall devote to one of the most serious problems on the planet.You know about 250 years ago men lived in harmony with nature, because industry wasn’t  much developed. Today however ...

Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе

Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...

урок-диспут "Право и мораль" по обществознанию для 9 класса

материал содержит много интересного из жизни ,литературы, конституции, кинемотографа....

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс

Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....

Классный час в 7 классе. Диспут "Я выбираю здоровье".

Разработка классого часа в форме диспута - диалога о здоровье....

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности "Моя будущая профессия". (9-й класс) (диспут с игровыми элементами)

Мероприятие для обучающихся выпускных классов коррекционной школы-интерната по профориентации....