урок-диспут "Право и мораль" по обществознанию для 9 класса
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

материал содержит много интересного из жизни ,литературы, конституции, кинемотографа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Карачаево-Черкесская  Республика

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»

Урок – диспут

«Мораль и право»

Подготовила и провела:

.

Аппаева И.Х.

Тема :Мораль и право.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них  на первом месте – родители и педагоги .

                                                                                       Макаренко А.С.

Цель:  в ходе дискуссии научить подростков поиску истинных ценностей         и определению значения моральных  и правовых норм для благополучия общества.

                                                                                                                               

Задачи:

  1.  Развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  2.  Воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и умений, уметь слушать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения).
  3. Формирование коммуникативной, социально-личностной и  исследовательской компетентностей.
  4. Стимулировать процесс нравственной оценки и самооценки учащихся, включая их в ситуацию выбора.
  5. Научить соотносить собственные нравственные ценности с общечеловеческими ценностями.
  6.  Воспитание у подростков чувства ответственности за выбор своей жизненной позиции и перспективы.

.Оборудование:     ИКТ – компьютер, экран, проектор.

Оформление:

  • плакаты с пословицами и крылатыми выражениями, о вреде наркотиков и алкоголя и здоровом образе жизни подростков:

 «Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое»,

«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А.С.Пушкин,

«Думай хорошо  и мысли созреют в добрые поступки.»  Л.Н.Толстой

«Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний.» Г. Спенсер

  • Карточки для тренинга «Добро» и «Зло».
  • видеоролики;
  • презентация;
  • Результаты социологического опроса учащихся  9 классов.

                                                              Макаренко А.С.

Организационный момент.

У вас на столах есть карточки, на которых обозначены две категории морали: добро и зло. В ходе урока вам  будет нужно  их заполнить.

                                      Ход  

    :

 Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

I. Мораль и право .Сходство и отличие.

  Подростки - народ непонятный и взрослым, и детям.

-Какой возраст можно отнести к подростковому?

-Почему особое внимание уделяется именно этому периоду?

(Именно в это время формируется система ценностей, накапливаются знания, формируются базовые черты характера, именно подростки легко поддаются влиянию, к сожалению , и к негативному.

         Подростку  приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы. И суметь противостоять опасностям, подстерегающим неокрепшие детские души).

-Какие опасности вас окружают, ведь вы тоже подростки? (Нас  окружают  такие опасности, как национализм, экстремизм, алкоголь, наркотики, курительные смеси, энергетические напитки).

(Слайд 3, видеоролик – об алкоголе и употреблении наркотиков)

     Статистика ужасает, сколько загубленных жизней: это подростки, которые добровольно отказались от будущего.

2. Легко ли быть подростком? (слайд 8)

-Может ли подросток различать добро и зло ?

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым.

Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека.

Есть душа – есть добро.

 Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра.

Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий.

 Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости

-Как вы творите добро? Расскажите о своих добрых делах.( Летом учащиеся и их родители оказали благотворительную помощь беженцам из Украины.  В школе уже второй год действует волонтерское движение, в рамках которого проводятся различные благотворительные акции: помощь пожилым, и детям с ограниченными возможностями  из  детского дома-интерната «Забота» в пос.Московском).

3. Молодежная культура.

-Что из  себя    представляет  молодежная культура?

-Каким термином мы обозначаем все то, что вам нравится? (музыка, одежда и т. д.)

    4. Молодежная культура.

    - А теперь, ребята, обратите внимание на слайд.

   -     Какие элементы молодежной культуры отражены на слайде?

- Несмотря на особенности культуры и возраста подросткам, как и взрослым, приходится подчиняться определенным правилам.

5. Мораль и право.

 Одним из важнейших аспектов жизни , с которым столкнется подросток – это мораль и право .

- Ребята, скажите, пожалуйста, как  мы называем общепринятые правила поведения ? (нормы морали).

-Обратите, пожалуйста,  внимание на слайд.

(слайд  ).

(Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом

Нормы морали  регулируют поведение людей

Моральные нормы  основаны на представлении людей

о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести.)

-А есть ли поступки, за которые гражданин может нести ответственность перед государством?

(убийство, воровство, оскорбление личности)

-Как называются правила поведения, установленные государством?

(Правила поведения, установленные государством называются правовыми нормами).

(слайд)

(Правовые нормы – правила поведения, которые установлены  государством, естественное и позитивное).

- Что объединяет мораль и право?

6. Вопросы мораль и право в кинематографе.

(слайд, отрывок из фильма «Берегись автомобиля»).

Вопросы:

-Мне бы хотелось обратить ваше внимание , как эти вопросы  отражены в кинематографе.

Многие видели и полюбили фильм Эльдара Рязанова

 « Берегись автомобиля».

Эта удивительная история вполне может считаться фантастической. Скромный и застенчивый страховой агент, актер самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. 
Правда, для правосудия, которое представляет следователь Подберезовиков- этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…

Беседа по фильму:

-Попробуем обозначить поведение Деточкина с точки зрения морали и права.

-Как вы думаете, можно ли во благо общества нарушать правовые нормы?

 (Он помогал сиротам.)

-Что  будет в государстве, если все начнут нарушать правовые нормы? ( общество должно соблюдать законы, а государство контролирует их исполнение и защищает граждан. Там ,где  заканчиваются права одного человека, начинаются права другого).

7. Право и мораль в  художественной литературе .

(Слайд 10- 11)

-Много примеров  морали и в художественной литературе.

Я хочу зачитать сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк» послушаете и попробуете сформировать ее мораль.

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк  вскочил и хотел ее съесть. Белка стала его просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне , отчего вы ,белки, так веселы. Мне всегда скучно ,а на вас смотришь, вы там вверху все играете,  прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу , а то я боюсь тебя.

Волк пусти, а белка ушла на дерево и оттуда  сказала:

-Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем»

Беседа:

-Какова мораль сказки?

-Следующее произведение, к которому я хочу обратить ваше внимание – это рассказ Е.И. Носова «Кукла».

Зачитаю отрывок.

-С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

-Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

 (похоронить)

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

-Так кто же должен бороться со злом?

(Со злом  должны бороться все люди.)

-Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(Человека, который не замечает зло называют равнодушный)

-К чему может привести равнодушие?

(КРавнодушие может привести кпроявлению зла, жестокости и даже к преступлению).

-Также, ребята, проблемы морали и права мы можем увидеть в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

-Класс сбегает с урока. Неудивительное событие! Сомов все рассказывает учителю, но не признается в этом одноклассникам. Вводит их в заблуждение. В предательстве обвинили Лену Бессольцеву (просмотр отрывка фильма  «Чучело»).

Беседа:

-Телевидение, газеты и другие средства массовой информации  освещают подростковую жестокость. Здесь она присутствует? В чем она проявляется?(Унижение человеческого достоинства, оскорбление )

8.Подростковая жестокость в молодежной среде.

Просмотр видеороликов  о подростковой жестокости.

Беседа с классом.

- Кто-нибудь из вас сталкивался  с подобным ?

- А что станет с  этими подростками в будущем?

9. Результаты проведенного ранее социологического опроса.

- Мы проводили социологический опрос среди подростков нашей школы и  выявили пять основных проблем.

(Слайд )

  1. Подростковый возраст (период) и все изменения, связанные с этим периодом:

  1. Проблема взаимоотношений подростков с родителями, учителями, сверстниками.

  1. Снижение учебной мотивации, преобладание
  2. Здоровье (желание как можно раньше все попробовать и испытать!)

  1. Свобода – Выбор – Ответственность. Правонарушения, преступления, проявления молодёжного экстремизма.

10. Что есть добро.

-Все эти проблемы отражены в фильме Динары Асановой «Пацаны».

                                     (отрывок из фильма «Пацаны»)

Беседа:

 ---Как живут трудные подростки?.

 --Ударить, унизить, оскорбить тяжело для них?

---Есть ли у них мечта?

-Почему?( нездоровый образ жизни ведет к стиранию светлых чувств).

--Кто сможет поделиться своей мечтой ?

--На какой вопрос они не смогли ответить? (кого можно назвать добрым?)

-К чему может привести такой образ жизни?

Итог проведённого урока, оценка деятельности участников 

-Поменялась ли ваша точка зрения на вопросы морали?

-Мораль и право взаимосвязаны  или нет?

- Ребята, какие советы вы можете дать взрослым по вашему воспитанию?

ВЫВОД

Можно быть великим артистом и известным бизнесменом, успешным спортсменом или артистом, но больше всего усилий надо приложить, чтобы стать просто хорошим человеком.

-Сегодня вы  на уроке заполняли карточки, теперь я попрошу вас  зачитать , какие понятия вы отнесли к добру?

- Какие к злу?

- Возьмите список со злом и выбросите на выходе в коробку, оно  подлежит уничтожению, а все хорошее унесите с собой!

             Уважаемые участники!                                                                          

Мы благодарим вас за активную работу и   проявленный интерес                                  

к теме нашего урока.

                                                                                         

Удачи вам и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....