Главные вкладки

    Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Саражакова Галина Гавриловна

    Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами).  

    Ресурсы: Л.Н. Толстой "Война и мир"" Смерть старого князя" т.III, ч.II,   

    гл.VIII, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» ч.II, гл. VII;

     М.Е Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы» «Порфирий Петрович и сын»;

     Н.В. Гоголь «Мертвые души» «Плюшкин и сын».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_s_primeneniem_keys-tehnologii.docx23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя                   общеобразовательная школа №1

    г. Сургут ХМАО-Югры

    Конспект урока литературы с применением кейс – технологии

     «Тема отцов и детей в русской литературе».  

    Класс: 10

    Учитель: Саражакова Г.Г.,

    учитель русского языка и литературы

    Тема: «Тема отцов и детей в русской литературе».

    Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами), т.е. фактор, элемент, обуславливающий то или иное явление

    Кейс-задание:  Кейс - ситуация:  

      «Война и мир». Граф Ростов. Эпизод  «Проигранные 40 тысяч»   (со слов «Папа, я за делом пришел.  Я было и забыл.  Мне денег нужно.  ….Много ли? Очень много, краснея и с глупой, небрежной  улыбкой, которую он потом не мог забыть, сказал Николай» до слов «Папенька? Паа…пенька! –закричал он ему вслед, рыдая. – Простите»).

    Кейс - задача:        

    -Какие проблемы поднимает? Сформулируйте.

    -Какие пути разрешения проблем или проблемы предлагает автор?

    -Встречались ли с подобными  проблемами в произведениях  русской классической литературы?

     -Кто из классиков поднимал данную проблему и как она решалась?

     -Какое решение предлагаете вы?

     - Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

       Ресурсы: « Смерть старого князя» т.III, ч.II,  

    гл.VIII, «Преступление и наказание» ч.II, гл. VII;

     М.Е Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы» «Порфирий Петрович и сын»;

     Н.В. Гоголь «Мертвые души» «Плюшкин и сын».

    Кейс – задания. Каждая группа получает такое задание

    Задача: подтвердить примерами  решение задачи

    Источник

    «Война и мир»

    «Война и мир»

    «Господа Головлевы»

    «Мертвые души»

    «Преступление и наказание»

    Эпизод

     

    «Проигранные 40 тысяч»

     

    «Смерть старого князя»

    Порфирий Петрович «Проигранные казенные 3 тысячи»

    «Плюшкин и сын»

     «Смерть  Мармеладо-

    ва»

    1.Поднятая проблема

     

     

     

     

    2.Анализ ситуации

     

     

    3.Выход из сложившейся

    ситуации  (что предложил автор)

     

     4.Какое решение приняли бы вы? Аргументируйте

     5. Возможно ли было поступить по-другому?  К каким бы последствиям это привело?

    6.  Актуальна ли проблема?

    Почему?

     1.Поднятая проблема « отцы и дети» - из категории «вечных проблем»

    2.Анализ ситуации:  «Проигранные 40 тысяч»  «Война и мир». Граф Ростов. (Дети читают отрывок  эпизода: «Папа, я за делом пришел. Я было и забыл.  Мне денег нужно.  ….Много ли?

     Очень много, краснея и с глупой, небрежной  улыбкой, которую он потом не мог забыть, сказал Николай» до слов «Папенька? Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая. - Простите»).

    -К чему готовился Николай? (Николай готовился на отпор, но никак не к этому)

    -А чего «этого»? Безропотного согласия? Желание отца поскорее достать деньги, которых нет?

    -Почему отец снисходительно отнесся к «небрежному, даже грубому тону сына»?

     (Отец сразу угадал за напускной бравадой сына душевное смятение, дело было уже не в деньгах, сын дал честное слово).

     3.Выход из сложившейся ситуации  (что предложил автор): «С кем не бывает…. С кем не бывает».

    -О чем догадался старый князь? (О любовном треугольнике.  Проигрыш - своеобразная месть Долохова. Отец догадался о том, чьей жертвой стал сын, поэтому повторяет «С кем не бывает…. С кем не бывает»)  

    -  Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

    -Какой выход предложил автор?

    «Я обещал заплатить завтра». А завтра могло бы стать последним днем Николая Ростова. 

    2. Анализ ситуации: «Господа Головлевы».

    -Чтение эпизода «Я, папенька, казенные деньги…Я проиграл три тысячи, - пояснил Петенька,- и ежели завтра их не внесу, то могут быть неприятные для меня последствия.

    -Ничего, мой друг, не знаю. Я в карты никогда не игрывал.

    -Так помогите. Я последний сын у вас

    -Никогда

    -Убийца!»  

    (Порфирий, прежде чем произнести убийственное «никогда», трижды предлагает Петеньке-голубчику попить чайку. Умом сын понимает, что деньги ему не дадут, но сердцем надеется.  Отсюда тоже, как и у Ростова-сына, странное поведение: он грубит, насмехается, даже оскорбляет. А это только и надо отцу-хищнику.

    У Ростова – отца почти нет слов, когда он разговаривает с сыном. Действие как бы переносится в растревоженную душу. А у Порфирия Петровича слова, слова).

    -Как разрешил ситуацию автор?

    - Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

    2. Анализ ситуации: «Мертвые души»

    «Плюшкин и сын». «Сын проигрался в карты; он послал сыну от души отцовское проклятие,  и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет»

    -Как вы понимаете «от души»? (Едкий сарказм, нет ничего ужаснее такого послания )

    - Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

    4.Актуальность.

    Вывод. Ростов. Отец не только спасает сына от позора, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и назначение отца, способного родственное наполнить духовным. «Завтра» станет для Николая целой эпохой в жизни. Теперь его честное слово уже не будет только словом, оно будет осознанным, ответственным поступком.

    -Какие пути решения предлагают авторы?

    -Какие Пути решения предложили ученики:

    -понимание

    -прощение

    -умение встать на место того, кто попал в беду

    5. Надо ли прощать родителей? Эпизод «Умирание старого князя Болконского. Князь: Гага бои.

    Доктор и Тихон истолковывают так: Княжна боится?  

    Душа, душа болит,- утвердительно без вопроса сказала Марья.» (Марья, разгадав, что хочет сказать отец, вернула отцу речь- уверенностью, что его понимают. С этого момента старик стал говорить лучше. « Спасибо тебе, дружок, за все…, за все прости»).

    -Чтение эпизода из романа Ф.М. Достоевского со слов «Кто это? Кто это?- проговорил он вдруг с ужасом…..» до слов «Соня! Дочь! Прости!- крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана прямо лицом наземь, ….Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее на руках»

    (Соня как бы сама просит прощение за эту последнюю минуту его  безмерных мук. Соня и Марья помогают отцам сделать последний шаг. Только от Марьи уходит гордый князь. А от Сони уходит  успокоенный долгожданным прощением и любовью человек).  

    -Надо ли прощать родителей?

     Прощать или не прощать? У Сони и  княжны Марьи душа преисполнена любовью, которая отметает все сомнения.

    Надо прощать. Об этом потом мы будем говорить на последующих уроках изучения   пьесы Чехова.

    -прощать родителей надо всегда

    6. Результат

    1   – написать эссе

    2  – сочинение-рассуждение

    3  – презентация

    4 -как раскрывается данная проблема в других видах искусства (живопись, музыка)

     

    Литература

    • Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.

    • Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.

    • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

    • Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

    • Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

    • Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.

    Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...

    цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

    Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

    Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

             Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

    Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

    Презентация содержит тезисы к лекции  по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека"....

    Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

    Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...