Главные вкладки

    Интегрированный урок Русь в мифах
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Открытый интегрированный урок литературы, русского языка, французского языка (Франция, Периге, лицей Бертран де Борн.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus_v_mifah.docx34.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русской литературы в лицее Бертран де Борн (Франция) 29 марта 2017 г.

    Русь в мифах

    (Урок ведут русские старшеклассники и учитель русского языка)

            (на фоне слайд  - шоу с видами российских просторов)        

    Учитель:

     Россия издревле привлекала к себе внимание зарубежных стран своей загадочностью и тайной, непонятным  и  непредсказуемым русским характером, хлебосольством и великим милосердием и состраданием, могуществом и силой русского духа.

    1.        Россию изучали, изучают и еще долго будут изучать люди, которым она небезразлична, которая манит своими просторами и удивительными людьми.

    2.        Истоки современной России  в глубокой древности: в удивительных песнях и сказках, в языческих верованиях и героических былинах. Русская народная песня - широкая , как сама Россия, в ней  - все:  мечты народа о лучшей жизни, глубокая духовность,  неизбывная печаль  и неподдельная радость.            

     ( Звучит песня "За тихой рекою" С. Трофимова в исполнении фольклорного коллектива "Калина")

    За тихой рекою, в березовой роще

    Распустится первый весенний цветок,

    И я загадаю желанье попроще

    И, перекрестившись,  взгляну на восток

            Окрасится небо багряной зарею,

            И вечное солнце над миром взойдет,

            И белая птица взлетит над землею

            И божье прощенье с небес принесет.

    И что-то большое откроется сердцу,

    Такое, что жизнью моей не объять.

    И станет спокойно и сладко, как в детстве,

    Когда обнимала меня моя мать.

            Молитва святая слезами прольется,

            Христовой любовью исполнится грусть,

            И в это мгновенье душа прикоснется

            К великой вселенной по имени Русь...

    1.       А в стихах о России можно услышать шум берез и шелест солнечной сочной листвы в яркий летний день, завывание снежной бури  и песни удивительных белых птиц - стерхов и  царственных лебедей. В этих стихах - огромная любовь ко всему русскому, чистому, неподдельному.

    2.       Русские стихи очень ритмичные, мелодичные, музыкальные. Мы предлагаем послушать одно из таких стихотворений и просим вас постараться проникнуться настроением этого стихотворения.  Насладитесь красотой великого русского языка  и попытайтесь понять, о чем это стихотворение . Попытайтесь   представить  русские сказочные просторы  (Стихотворение читает Полина Дятченко)

    С. Васильев "Россия"

    Люблю тебя, моя Россия,
    за ясный свет твоих очей,
    за ум, за подвиги святые,
    за голос звонкий, как ручей.
    Одною общею судьбою
    навеки связанный с тобой,
    горжусь, как матерью, тобою,
    благословляющей на бой.
    В день расставанья, в миг разлуки
    целую мысленно всегда
    твои натруженные руки
    в часы бессменного труда.
    В глухую ночь грозы военной
    и в светлый полдень торжества
    несу в себе, как дар бесценный,
    огонь великого родства...
    Люблю твои луга и нивы,
    прозрачный зной твоих равнин,
    к воде склонившиеся ивы,
    верха пылающих рябин.
    Люблю тебя с твоей тайгою,
    с воспетым трижды камышом,
    с великой Волгою-рекою,
    с могучим, быстрым Иртышом.
    Люблю, глубоко понимаю,
    твержу всем сердцем наизусть
    всё то, что гордо называю
    одним широким словом: Русь.
    Но я пою и славлю ныне
    не твой ромашковый покой,
    а славлю Русь, как героиню,
    как землю, гордости людской.
    Люблю тебя, моя Россия,
    за твой характер боевой,
    за испытанья грозовые,
    за величавый облик твой.

    3.     Какие ассоциации возникли у вас, уважаемые французские друзья? (дети-французы отвечают, русские участвуют в обсуждении. ) Французы говорят о березовых рощах, ромашковых полях,  необозримых снежных просторах, о размахе и ширине сибирских рек, об Оби, которую уже видели и успели полюбить., об удивительно добрых людях, живущих  в России.

    Учитель:   Вы просили нас, дорогие друзья, чтобы мы сегодня рассказали вам о своих истоках, о временах, когда зарождалась русская духовность,  русская мифология, русский великий эпос. Пантеон наших  древних богов, мифических героев, сказочных персонажей многочислен и разнообразен. Сегодня мы представляем вашему вниманию некоторых из них.

    1.      Современная Россия черпала свою духовность в древних языческих обрядах, многочисленных богах, мифических сказочных существах. в образах которых и заключена  суть всего русского, национального. необычного, тайного.  

     (Демонстрация по слайдам презентации "Русь мифическая") С каждым слайдом проводится определенная работа

    а) ребята-французы  записывают в тетради имена мифических героев;  

    б) слушают рассказы русских ребят об этих героях;

    б) устно проговаривают (по несколько раз) эти имена;

    в) рисуют понравившихся герояев.

    2.          А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были и каких героев запомнили хорошо.

    Мы загадаем  загадки  о героях, которых вы сейчас посмотрели в презентации. Если вы правильно ответите,  увидите отрывок из русского мультфильма именно об  этом  герое.

    Загадки

     О Бабе Яге:         В глухом лесу, в своей избушке

                    Совсем одна живет старушка-

                    Метлой она не пол метет,

                    Метла - старушкин самолет.

     (Дети отгадывают и смотрят отрывки из мультфильмов: "Летучий корабль",   "Русалочка",  "Добрыня и Тугарин Змей",  "Илья Муромец" и др.        

    О Лешем:        Лес, животных охраняет,

                    Следы путает, петляет:

                    То лохматый старичок,

                    То от дерева сучок.

                    На коне ты или пеший,

                    Страх нагонит. Кто он?

    О Водяном:        Болото - неуютный дом -

                    Жильцу в нем одиноко,

                    Мечтает каждый день о том,

                    Как он взлетит высоко.

                    Мечта останется мечтой -

                    Летать не может ...

    О Русалочке:        На берегу сидит не птица,

                    А сидит краса-девица.

                    Сладким голосом поет

                    Над рекою в чаще:

                    Околдует, зазовет -

                    И на дно утащит...

    Об Илье М:        Знают взрослые и дети:

                    Нет его сильней на свете.

                    Одного напомню я:

                    Это Муромец Илья.

    О Перуне:         Герой славянских древних рун,

                    Бог-громовержец, наш Перун.

    1.    Спасибо всем за активную работу, с загадками вы справились успешно. А теперь смотрим рисунки, которые посвящены  нашим славянским героям.

    (Дети показывают свои рисунки, называют имена героев).

    Учитель:    Дорогие друзья!  Мы бесконечно благодарны вам за то, что вы испытываете неподдельный интерес к нашим нравственным истокам, к нашей мифологии, к нашему великому языку, языку Пушкина и Достоевского, Маяковского и Пастернака. По традиции, которая сложилась на протяжении многих лет нашей дружбы, предлагаю спеть нашу "Надежду"как символ  нашего содружества, залог будущих встреч.

     (дети исполняют песню А. Пахмутовой  и Н. Добронравова "Надежда"

    Русские дети дарят французским лицеистам м шоколадки "Сказки Пушкина"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

    На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

    Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

    Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

    Интегрированный урок (история+информатика) Владимиро-Суздальская Русь. Создание фильма в программе Windows Live

    Целью урока является знакомство учащихся с Владимиро-Суздальским княжеством; территорией, хозяйством, культурой; обучение учащихся монтировать видеофильм из отдельных картинок церквей древней Руси, ск...

    Интегрированный урок. История+краеведение. Проникновение христианства на Русь.

    Урок разработан на основе материалов археологической экспедиции у с. Ксизово Задонского р-она Липецкой области....

    Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

    Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

    Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)

    Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"...

    Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...