ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».
статья по литературе (9 класс) на тему

Власова Диана Николаевна

Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О преподавании литературы в школе пишут и спорят общественные деятели и писатели, родители и ученики. Учителя-словесники также принимают участие в дискуссиях, посвящённых изучению литературы в школе. Но лучшими аргументами в споре являются методические объединения учителей, конференции, где мы рассказываем коллегам об опыте своего преподавания.

Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о формировании теоретико-литературных понятий на примере обзорной лекции «Общая характеристика литературы XVIII века.  Первоначальное представление о классицизме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlasova_-_statya_isprv.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».

Д.Н. Власова.

Россия, г. Борисоглебск

Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О преподавании литературы в школе пишут и спорят общественные деятели и писатели, родители и ученики. Учителя-словесники также принимают участие в дискуссиях, посвящённых изучению литературы в школе. Но лучшими аргументами в споре являются методические объединения учителей, конференции, где мы рассказываем коллегам об опыте своего преподавания.

Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о формировании теоретико-литературных понятий на примере обзорной лекции «Общая характеристика литературы XVIII века.  Первоначальное представление о классицизме».

В процессе изучения обзорных тем учащиеся овладевают определёнными, хотя и общими представлениями о классицистической поэтике. При чтении и комментировании произведений Державина, Ломоносова, Фонвизина и других я обращаю внимание на конкретные «признаки» классицистического стиля, предлагаю задания на осмысление поэтических деталей, поэтических текстов.

Цель урока: показать основные исторические моменты XVIII века, которые нашли отражение в литературе; дать первоначальное представление о классицизме.

Урок начинаю с анализа эпиграфов к теме:

                                                                             Была та смутная пора,

                                                                             Когда Россия молодая,

                                                                             В бореньях силы напрягая,

                                                                             Мужала с гением Петра.

                                                                                                        А. С. Пушкин.

                                                  Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

                                                                                                         А. С. Пушкин.

Вопросы:

 - Почему Россия  «молодая»?

 - Как проходит становление русской государственности в XVIII веке?

 - Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

 - Как вы понимаете смысл второго эпиграфа? Для чего использована инверсия, какие слова логически выделены?

Осмыслив таким образом пушкинское отношение к XVIII веку и к литературе этого столетия, перехожу к лекции с элементами беседы.

Чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, предлагаю по ходу лекции делать соответствующие записи, итогом которых должен стать план, по которому ученики без труда смогли бы пересказать прослушанный материал (возможно задание на составление наиболее удачного (полного плана) с добавлением собственных выводов, известных фактов).

Начинаю лекцию с основных исторических моментов XVIII века, которые нашли своё отражение в литературе (фрагмент лекции):

«XVIII век открывает новую страницу истории русской художественной литературы. Этот век вошёл в историю русского государства как век Возрождения. С правления Петра I начались преобразования во всех областях жизни: в политической, экономической, культурной; в искусстве, промышленности.

Благодаря могучей деятельности Петра создаются флот, армия, школы. Была создана первая русская Академия (открыта в 1725 году).

Петр I большое внимание уделял образованию. Бояре противились реформам Петра, так как он посылал боярских детей за границу для обучения.

Благодаря Петру начала издаваться первая русская газета «Ведомости». В ней писалось обо всём.

При Петре создаётся первый русский открытый театр. На театр Пётр возлагал большие надежды. Он считал, что театр поддержит его реформы. Но все актёры были иностранцами, их не интересовали русские проблемы. Так что театр не оправдал надежды Петра.

Реформы Петра I подорвали авторитет церкви в политической жизни страны, что, в свою очередь, отразилось на художественной литературе, которая становилась сугубо светским искусством. На смену житиям, проповедям, летописям приходят ода, сатира, комедия, трагедия, поэма, роман. Основой литературного языка становится не церковнославянский, а русский. Новшества проникают и в область стихотворства. На смену силлабике, унаследованной от XVII века, приходит новый тип стихосложения – силлабо-тонический.

Итак, говоря о русском Ренессансе, прежде всего надо иметь ввиду ослабление церковной идеологии, повышенный интерес к человеку, его возможностям.

Эпоха Ренессанса выдвигала людей-титанов, универсальных людей (в смысле знаний, например, М. В. Ломоносов. Он был историком, математиком, химиком, поэтом)».

После того как материал прослушан, прошу сильных учащихся кратко изложить его основное содержание, используя записи и составленные планы.

Затем перехожу к следующему этапу урока. Это работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол).

Говорю, что в своём развитии русская литература XVIII века прошла три этапа, и обращаюсь к таблице.

Русская литература XVIII века

Периоды

Характер периода

Имена

1. Литература Петровского времени.

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы.

Феофан Прокопович.

Становление новой литературы

2. 1730-1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.

А. Д. Кантемир

В. К. Тредиаковский

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

3. 1760-пер. пол. 70-ых гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок  к зарождению сентиментализма.

В. И. Майков

М. Д. Чулков

Н. И. Новиков

В. В. Тузов

М. М. Херасков

4. Последняя четверть века.

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций.

Д. И. Фонвизин

Г. Р. Державин

А. Н. Радищев

И. А. Крылов

Н. М. Карамзин

И. И. Дмитриев

Даю небольшой комментарий к таблице.

Первый этап совпадает (в основном) с царствованием Петра I. Его можно назвать предклассицистическим. Произведения этого периода отличаются большой жанровой и стилистической пестротой. Ещё не был выработан ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но в нём уже вызревают основные идеологические предпосылки русского классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра I как просвещённого  монарха. Усиливается интерес к античной культуре, важной составной части новой художественной системы.

Второй этап – это время становления русского классицизма. Его основоположники  - Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков - своим  творчеством стремились защитить и утвердить Петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра I. В литературе происходят радикальные преобразования. Создаются новые жанры, реформируется литературный язык и стихосложение. Появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения. Это первые шаги русского классицизма. Расцвет жанра оды.

Рассматривая следующие этапы развития русской литературы, можно отметить, что большую роль начинает играть просветительская идеология. А в последнюю треть XVIII века параллельно классицизму складывается ещё одно направление – сентиментализм. Оно зарождается в 60-ые и достигает своего апогея в 90-ые годы в творчестве Радищева и Карамзина.

Следующий этап урока – это введение понятия «классицизм». Так как есть много определений классицизма, я прошу учащихся, которым было дано задание найти определение «классицизма» из разных источников, зачитать свои варианты. Например, ученики предложили следующие определения:

1). Классицизм (от лат. «образцовый») – стиль и направление в литературе и искусстве XVII- начала XIX веков, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу (СЭС / Гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. – Изд. 4-е. – М., 1987).

2). Классицизм (первоклассный, образцовый) – 1) зародившееся во Франции направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач.XIX веков, разработавшее строгие стилистические нормативы и иерархию «высоких» и «низких» жанров по античным образцам; 2) художественный стиль в Зап. Европе XVII –  нач. XIX веков, обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу (Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988, зав. ред. В. В. Пчёлкина).

3). Определение классицизма из учебника литературы.

Находим общее у всех определений и записываем в тетрадь основное свойство классицизма – обращённость  к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

Обращаю внимание учащихся на то, что наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII веке во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. А вот русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствовавших им. «Основанием этой художественной системы, - пишет о русском классицизме Г. Н. Поспелов, - было идеологическое миросозерцание, сложившееся в результате осознания сильных сторон гражданских преобразований Петра I»(Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970).

Далее говорю о том, что главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII века, было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевлённые Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, учёные взращивают науки», - писал А. П. Сумароков.

Большое значение классицисты придавали разуму человека, который они противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум, по мнению классицистов, помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.

На долю русских писателей второй трети XVIII века выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. Он же предложил учение о «трёх штилях». Каждый из «штилей» Ломоносов связывает с определённым жанром.

(На доске открывается схема «Строгая иерархия жанров в произведениях классицистов»)

Высокие жанры

Низкие жанры

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещённого абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга.

Обычно писались высоким слогом. В них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо «волк» - «зверь»).

ТРАГЕДИЯ, ЭПОПЕЯ, ОДА, ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ.

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи.

КОМЕДИЯ, САТИРА, БАСНЯ, ЭПИГРАММА.

Анализируя  данную схему, можно отметить, что Ломоносов предлагал ещё «средние» жанры. К ним он отнёс трагедию и сатиру, но трагедия более тяготела к высоким, а сатира – к низким жанрам.

Особые правила существовали в классицистическом «кодексе» драматических произведений. В них должны соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Принцип трёх единств вытекает из требования подражания природе:

                                       Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

                                       Одно событие, вместившееся в сутки,

                                       В едином месте пусть на сцене протечёт;

                                       Лишь в этом случае оно нас увлечёт.

                                   (Буало. «Поэтическое искусство». Перевод Э. Липецкой)

-единство времени: действие должно развиваться не более суток;

-единство месту: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

-единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Говоря о героях драматических произведений, следует отметить их чёткое деление на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа – это стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонёр – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – весёлая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня – герой-любовник – второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Подводя итог вышесказанному, записываем в тетрадь основные приметы классицизма:

  1. Преклонение перед разумом.
  2. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
  3. Высокие и низкие жанры.
  4. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое.
  5. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематическое изображение человеческих характеров.
  6. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
  7. Идеализация героев, абсолютизация идей.
  8. Три единства в драматических произведениях.

Подводя итоги урока, говорю, что в результате настойчивой работы русских классицистов было создано литературное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом и стройной системой жанров. Художественное творчество мыслилось классицистами как следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов французской литературы XVII века.

Осмыслив материалы урока, учащиеся на следующих занятиях пробуют самостоятельно разобраться в том, как, например, строилась ода по правилам классицизма (на примере од М. В. Ломоносова), каким «штилем» написано произведение Державина «Властителям и судиям», каковы признаки классицизма в драме Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

После серии уроков, объединённых темой «Русский и западноевропейский классицизм, программой по литературе предусмотрены уроки, посвящённые Н. М. Карамзину и введению понятия «сентиментализм». Если предшествующий материал усвоен, то учащиеся без труда смогут найти отличия в произведениях классицизма и сентиментальной повести Карамзина. Отсюда, на примере повести Карамзина, мы уже сможем говорить о новом  для учащихся литературном направлении.

Можно дать задание творчески-исследовательского характера (создание проекта) на тему: «Классицистическое произведение «Бедная Лиза». (Здесь важно ответить на главный вопрос: «Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам предложили отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?»)

(Учащиеся отмечали, что начинать редактировать уже нужно с самого начала – названия повести. Они увидели в эпитете «бедная» чувственное начало (культ чувства).

Предлагаемый мною вариант обзорной лекции не претендует на единственно верный. Каждый педагог сам выбирает форму урока, его содержание, методы, которые он будет использовать. В этом и  проявляется творчество учителя – найти самую целесообразную форму обучения, позволяющую достигнуть лучших результатов.

Использованная литература.

  1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Авт.: Альбеткова Р. И., Герке С. Г., Гладкая Л. П. и др. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Литература. Русская классика. 9 кл.: В 2-х ч. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина.
  3. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. / Авт.: Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. – М.: ВАКО, 2003.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 классы» / Авт. – сост.: Г. И. Беленький, Ю. И. Лыссый. – М.: Мнемозина, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века...

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века...

 Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Мультимедийная презентация для студентов 1 курса....

Из русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. М. В. Ломоносов

Цикл уроков № 5 - 7 на основе методического пособия Беляевой Н. В. «Уроки литературы в 9 классе. Поурочное планирование: пособие для учителей общеобразовательных организаций»....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и русской литературы XVIII века. 9 класс

Контрольная работа для обучающихся 9 класса после освоения материала о древнерусской литературе и литературе 18 века, о литературных направлениях классицизм и сентиментализм....


 

Комментарии

спасибо