Урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Яруллина Альфира Гумеровна

Этот урок способствует овладению учащимися коммуникативной компетентностью, помогает в формировании важнейших ценностных установок личности ученика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Листая страницы повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Хранить чуткость к человеческим страданиям                                                                                                     В.Г.Короленко

Цели:

-создать условия для осмысления повести «В дурном обществе»,  помочь выявить нравственное кредо писателя;

-развивать навыки анализа текста;

-способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;

-помочь в формировании важнейших ценностных установок.

Форма урока: урок-исследование с элементами анализа

Оборудование:

  1.Учебник под  редакцией В.Я.Коровиной;

  2.Иллюстрации картин русских художников 19 века: ( П.П.Чистяков »Нищие дети», В.Г.Перов »Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Тройка», К.Г.Лемох «Нищенка», «Девочка с куклой», П.П.Чистяков «Нищие дети»;

  3.Иллюстрации к повести «В дурном обществе»: В.Глуздов «Старый замок», В.Костицын «Величавое дряхлое здание», В.Глуздов «Тыбурций с детьми», В.Глуздов «Вася с Валеком и Марусей»;

  4.Фонограмма песни В.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай»;

  5. Фрагмент фильма Киры Муратовой «Среди серых камней».

      Предварительные задания к уроку:

1 группа делает обзор-презентацию материала предыдущего урока и обзор картин русских художников 19 века «Тёмные личности из «дурного общества»

2 группа готовит «Рассказ старого замка» и «Рассказ старых стен часовни»

3 группа готовит словесные иллюстрации эпизодов описания старого замка и эпизода, где дети едят украденную Тыбурцием еду и сравнивают их с иллюстрациями В.Глуздова.

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

       Сегодня мы с вами полистаем страницы повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев.

     Просмотр фрагментов фильма Киры Муратовой «Среди серых камней»

  2. Обзор – презентация материала предыдущего урока

                          План:

1) Писатель Короленко.

2) Словарная работа.

3) «В дурном обществе».

4) Жанр произведения.

  1. Выявление читательских восприятий учеников:

- Понравилось ли вам произведение?

-Что необычного в сюжете?      

-Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

- Что в ней для вас было горше и печальнее всего?

Отзыв по повести читает подготовленный ученик.

     4.Просмотр слайд-шоу «Тёмные личности из дурного общества»  (демонстрируется на фоне органной музыки А.Вивальди «Адажио»)

-В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

Зрительное восприятие учащихся: босые избитые ноги «Спящих детей» ,несчастные лица маленьких нищих , узелки в руках нищих, печальные глаза, они одеты в лохмотья.)

   В повести Короленко таких людей называют «дурным обществом».

    5. Анализ названия повести и эпиграфа.

-Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

-Прочтите эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова?

-Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его.

             (Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)

-Где происходят события, описанные в повести?

-Прочитайте описание города

-Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)

- Где обитают «тёмные личности», живущие в этом городе?

- Прочитайте описание замка

- А каким вы представляете замок?

-Учащиеся 3 группы анализируют иллюстрацию В.Глуздова  «Старый замок»

- Представьте, что стены замка могли заговорить. Что бы они могли нам рассказать о событиях, которые там происходили и о людях, которые там ютились? Послушаем, какой рассказ от лица старого замка составили ученики 1 группы

- А где живут Валек и Маруся?

- Прочитайте описание часовни

- И вот 1 группа представила, что и стены старой часовни могли заговорить. Послушаем рассказ стен часовни.

-Ребята, а какие иллюстрации нарисовали вы? Почему именно эти ?

А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи?(Вася всегда со страхом смотрел на замок, но когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)

-Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?

Описание подземелья близко к тексту (индивидуальное домашнее задание)

-Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье?

-Повесть названа «В дурном обществе». Есть ли в повести что-то действительно дурное?

Дурное, что бедняки воровали, потому что они не могли заработать честным трудом.  Они оказались отверженными обществом. Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках.

-Почему Вася, твёрдо знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей? (Он понимает, что Маруся голодна, что им тяжело живётся, и он ничем не может им помочь и плачет.)

 - Анализ эпизода о том, как дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду.

Какими увидел их художник- иллюстратор В.Глуздов? (Ответ 3 группы)

- Давайте рассмотрим ещё одну иллюстрацию к повести – иллюстрацию В.Глуздова «Вася с Валеком и Марусей». (Ответ 3 группы)

-Не удивительно, что семилетний ребёнок жалеет своих новых друзей и многого не понимает, ему стыдно за них и обидно. Итак, это страшный, мёртвый заброшенный мир…  В описаниях нет ни одной светлой краски. У этих людей нет дома, нет работы..

- Выходит, что у Валека и Маруси нет дома. А у Васи есть дом?

-Скажите, что такое дом для человека?

Выступление психолога

-А почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? А возможно ли такое сегодня?

Выступление психолога

- А как вы думаете, почему Васе нравилось общаться с Валеком и Марусей? (Потому что он там был нужен, там любили детей, с ними занимались, Васе было жалко Валека и Марусю, он полюбил их и решил никогда не бросать)

-А какие еще  произведения о трудной судьбе детей вы читали?

Ученики перечисляют произведения Некрасова «Крестьянские дети»,

Рассказ ученика о произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Мальчик шести лет оказался в холодном и сыром подвале. Там было много убогих людей. В этом подвале от болезни и голода умерла его мама. Он вышел из подвала и пошёл по улицам. Ему нечего есть и нечего одеть. На него никто не обращал внимания. И мальчик погиб. Он погиб потому, что никто не захотел ему помочь.

-Послушаем песню П.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай». Как вы думаете, почему при изучении произведения русского писателя Короленко мы слушаем песню о латиноамериканцах? О чём поётся в песне?

(«Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал…» «Где мой очаг? Где мой ночлег? Не признаёте вы моё родство, а я ваш брат, я человек…» «И увидав меня, не прячьте взгляд, ведь я ни в чём, ни в чём не виноват»Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в Латинской Америке, но она очень созвучна повести Короленко: ведь бродяжничество, сиротство, обездоленность, отверженность остаются актуальными и по сей день)

-Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? ( Доброта и сострадание, милосердие и любовь должны стать нормой жизни; Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать людей, нести за них ответственность, надо «хранить чуткость к человеческим страданиям»)

-Кому сочувствует писатель? Какие человеческие качества в людях утверждает? (Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как родным, близким, так и чужим людям. Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу.Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и призывает нас помогать людям, ценить дружбу).

-Скажите, а сегодня может случиться такое?

 К сожалению, сегодня тоже можно увидеть людей, которые остаются равнодушными к чужому горю. У нас в Услоне есть детский приют. Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем-то помочь?

- Как хорошо, что дети в нашей стране  сейчас чувствуют заботу государства, они незнакомы с бедственным положением.

-Как вы думаете, сбылись мечты В.Г.Короленко о счастливой и светлой жизни?

Сейчас мы спросим у самого автора.

Ученик выходит и представляется В.Г.Короленко. Одноклассники задают ему вопросы: (Сбылась ли Ваша мечта о сохранении чуткости к человеческим страданиям? А Вы  довольны отношением государства к детям? Каковы Ваши нравственные заповеди?)

Ответ ученика – Короленко: 1.Да, моя мечта сбылась, послушав вас, я понял, что в вашем классе учатся добрые ребята, верные и надёжные друзья. 2. Отношением государства к детям я, конечно, доволен. Вы обучаетесь бесплатно в прекрасных школах, посещаете кружки и спортивные секции, вы одеты и обуты, у вас замечательное будущее. 3. Мои нравственные заповеди таковы: 1) «Хранить чуткость к человеческим страданиям»;»2)Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца»; 3)Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.

Рефлексия.

Каждый ученик получает листок, на котором должен записать предложение: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»

Домашнее задание:

1 группа. Разговор Васи с отцом Чтение в лицах.

2 группа. История с Марусей. Пересказ.

3 группа. Рассказ «Соня и Маруся»

4. Настя и Кристина пишут сочинение от имени куклы «Вот такая история»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Г.Короленко

Слайд 2

Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».

Слайд 3

«В дурном обществе»

Слайд 4

Словарная работа Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого.

Слайд 5

Раздоры - разногласия, ссоры, вражда. «Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. «Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные поступки.

Слайд 6

Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

Слайд 7

Жанр произведения Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть. Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...